Логопедическое занятие в старшей группе «Курица Пеструшка и щенок Пушок»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные (П–Пь);
  • формирование умения составлять рассказ по картине «Курица Пеструшка и щенок Пушок».

Задачи:

  • развивать предметный, глагольный словарь по теме «Домашние птицы и звери»;
  • развивать умение определять динамику развития событий на картине;
  • развивать умение определять наличие звука в слове;
  • развивать умение правильно произносить звуки П, Пь в словах;
  • развивать память, умение сравнивать, выделять лишнее;
  • развивать координацию движений с речью, интонационную выразительность речи;
  • вызывать желание проявлять заботу, помощь, выражать свое отношение к событиям.

Оборудование:

  • двухцветные шарики Су-джок (сине-зеленые), сюжетная картина «Курица Пеструшка и щенок Пушок» в трех вариантах (черно-белая; с цветным домом, цыплятами и щенком; цветная), картинки-звуковая дорожка «Пузыри», пиктограммы эмоций (страх, грусть, радость), большие картинки Мыльного пузыря, солнца, шарика, картинки книги (обложка, закрытая), мяч;
  • аудиозапись (кудахтанье кур, лай собаки, лай щенка), полоски-символы слов, доска, шапочки цыплят и щенков, предметные картинки щенка, курицы, цыплят, мальчика.

Ход занятия

Дыхательная гимнастика «Погончики» (по А.Н.Стрельниковой)

И.п.: стоять ровно и прямо (основная стойка). Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом. Кулачки прижаты к животу на уровне пояса. На вдохе (носом) с силой толкать кулачки к полу (руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются. На выдохе руки возвращаются в исходное положение.

Делается подряд четыре шумных коротких вдоха. Отдых 3 секунды. Повторить четыре вдоха.

«Петушок поет».

И.п.: о.с. руки в стороны

1 – опустить руки вниз, вдох носом;

2 – на выдохе произнести «Ку-ка-ре-ку!».

Повторить 3 раза.

Артикуляционная гимнастика

Язычок гуляет, Дудочка, Хоботок, Поцелуйчики, Маленькое окошко.

Загадка.

Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем.
(Мыльные пузыри)
Автор: Анатолий Хребтюгов

Упражнение «Мыльные пузыри»

Логопед говорить о том, что пузыри сами по себе бесцветные. На фоне неба они становятся синими, а на фоне травы, листьев – зелеными. Когда лопается синий пузырь, раздается звук П, а когда зеленый – Пь. На доске вразброс выставлены синие и зеленые пузыри. Логопед поочередно убирает по одному пузырю, а дети произносят соответствующий звук: П или Пь.

Упражнение «Включаем звук»

У детей двухцветные шарики Су-джок. Предлагается их раскрутить и положить синюю половинку (звук П) справа, зеленую половинку (звук Пь) слева. Далее логопед называет звуки: П, О, Пь, Р, Пь, П и т.д. А дети нажимаются на соответствующий звук-шарик (П, Пь) и повторяют только их.

Так же воспитанники выделяют звуки в словах.

Слова: Пушок, птенцы, цыплята, пушистый, Пеструшка, помощь, Петя, пятый, птица, лапки, пес, пузыри, птичий, первый, петушок.

- Вспомните слова со звуком П, которые подходят к картинкам на доске: мальчик, цыплята, курица, щенок.

- Вспомните слова со звуком Пь.

Таким образом дети подбирают слова к картинкам:

  • курица – Пеструшка,
  • щенок – Пушок,
  • мальчик – Петя,
  • цыплята – птенцы.

Упражнение «Ладошка»

Логопед предлагает повторить слоги с твердым и мягким звуками: П, Пь, удерживая шарик Су-джок двумя пальцами поочередно:

  • папя – большими,
  • пупю – указательными,
  • попё – средними,
  • пыпи - безымянными и ладошкой,
  • пэпе – мизинцами.

Упражнение «Третий лишний»

Демонстрируются три картинки: мыльный пузырь, солнце, шарик.

- Какой предмет лишний? Почему?

- Лишнее Солнце, потому что оно - не забава.

- Чем похожи эти предметы?

- Они круглые.

- А еще благодаря им у нас может быть хорошее настроение. Чем порадуют нас шарик и мыльные пузыри?

- С ними весело играть.

Солнце радует нас своим теплом. От тепла нам становится приятно. А от чего вам бывает приятно?

Ответы детей.

- И еще очень приятно, когда о нас кто-нибудь заботится. Кто заботится о вас?

Ответы детей.

- В детском доме о детях заботятся взрослые, например, воспитатели. Или братья и сестры. А в семье обязательно заботится о детях мама. Она согревает своей добротой, защищает от неприятностей.

Упражнение «Заблудились»

На доске в верхнем ряду картинки: цыпленок, собака, пес.

В нижнем ряду: петух, щенок, курица.

- Кто не на своем месте? Почему?

- Цыпленок должен быть с петухом и курицей. Это куриная семья.

- Щенок должен быть с собакой и псом. Это собачья семья.

Игра «Откликаемся»

Дети закрывают глаза, а логопед одевает им шапочки: цыпленка или щенка. Чтобы узнать свою роль, ребенку необходимо спросить у соседа. На звук кудахтанья курицы (аудиозапись) дети-цыплята отвечают писком. На лай собаки (аудиозапись) дети-щенята отвечают лаем.

Игра с мячом «Кто как голос подает?»

Логопед бросает мяч и называет животное. Ребенок возвращает мяч и называет действие животного.

  • Гусь – гогочет.
  • Кошка – мяукает.
  • Корова – мычит.
  • Утка – крякает.
  • Курица – кудахчет
  • Петух – кукарекает.
  • Цыпленок – пищит.
  • Собака – лает.
  • Щенок – лает.

Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Есть у мамы-курицы
Пять маленьких цыплят -
Желтых, пушистых, веселых ребят.
Первый цыпленок лапкой гребет,
Второй вместе с мамой зерна клюет,
Третий цыпленок играет с жуком,
Четвертый нашел червяка под листом,
Пятый цыпленок бежит помогать
«Ку-ка-ре-ку» папе кричать.

Дети показывают пять пальцев.
Загибают по очереди пальцы на правой руке, рассказывая,
что делает каждый из пяти цыплят.
И показывает эти действия пальцами левой руки.

Сюрпризный момент «Щенок»

Раздается лай собаки (аудиограмма). Появляется игрушка Щенок. Он скулит, потому что с ним случилась неприятность. Но рассказать нам не может, потому что мы не понимаем его собачий язык. Может быть, его кто-то обидел?

Объяснение педагога.

Логопед говорит о том, что детям предстоит сегодня путешествие в деревню. Там они и узнают, что же случилось со щенком Пушком.

-А любая история может превратиться в рассказ. Наш рассказ так и будет называться «Курица Пеструшка и щенок Пушок».

Выставляется символ названия - картинка «Открывающаяся книга».

- Книжка открывается – рассказ называется «Курица Пеструшка и щенок Пушок».

Составление рассказа «Курица Пеструшка и щенок Пушок»

Беседа.

Сначала демонстрируется черно-белая картина «Курица Пеструшка и щенок Пушок».

- Какое место нарисовано на картине?

- На картине нарисован дом и двор рядом с ним.

- Какие герои будут в нашем рассказе?

- На картине мы видим курицу Пеструшку, цыплят, щенка пушка и мальчика Петю.

Логопед предлагает детям закрыть глаза, и убирает черно-белое изображение.

1 часть. Демонстрируется картина, на которой раскрашен дом, двор, цыплята и щенок.

Что же случилось сначала?

- Кто первыми появились во дворе?

- Каких цыплят вы видите на картине?

- Кто искал гусениц и червяков?

- Кто увидел цыплят?

- К кому подбежал щенок Пушок?

- Что хотел Пушок сделать с цыпленком?

- Как залаял щенок?

- Что сделали цыплята?

- Кого цыплята позвали на помощь своим писком?

Логопед, подытожив ответы детей, предлагает послушать начало рассказа:

Эта история случилась во дворе одного дома. Во дворе гуляли цыплята. Они были желтенькие и маленькие. Птенцы искали червячков и гусениц. Цыплят увидел щенок Пушок. Он захотел с ними поиграть и радостно залаял. Пушок побежал к цыплятам. Но щенок был крупный и мог нечаянно обидеть малышей. Цыплята испугались, запищали и разбежались. А пищали они громко, чтобы их услышала мама-курица.

Один из детей повторяет начало рассказа.

Подвижная игра «Щенок»

Логопед предлагает детям показать, как может меняться настроение щенка в игре.

Щенок веселый лает громко,

«Гав, гав, гав» всем говорит.
Без хозяина скучает

И тихонечко скулит:
«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!»

Хозяин щенка вернулся-
Щенок как будто улыбнулся.
Он хвостом виляет,
Хозяина встречает!

Дети произносят слова громко и весело,
с радостным выражением лица
(выставляется пиктограмма «радость»).

Громко произносят «гав, гав, гав».
Делают грустное выражение лица,
словно произносят тихо,
грустным голосом, опустив голову и плечи.

Произносят интонационно окрашенным голосом
(выставляется пиктограмма «грусть»),
поворачивая голову то в правую, то в левую сторону.

Поднимают голову и расправляют плечи.
Улыбаются.
показывают движения руки
вправо-влево, как пес виляет хвостом.

2 часть. На доске демонстрируется полностью раскрашенная картина.

- Кто поспешил на помощь к цыплятам?

- Кого ущипнула курица за ушко?

- Кто еще услышал шум во дворе?

- К кому прибежал Петя на помощь?

- Куда мальчик унес щенка?

- Что Петя сделает со щенком?

Логопед предлагает послушать середину рассказа:

Пеструшка услышала своих птенцов. Она громко закудахтала, подбежала к щенку и ущипнула его за ухо. Пушок заскулил. Петя услышал шум во дворе. Он выбежал из дома и поспешил к щенку на помощь. Мальчик погладил щенка и унес его домой.

Один ребенок повторяет эту часть текста.

3 часть.

- О ком заботилась Пеструшка? Как?

- О ком заботился мальчик Петя? Как?

- Почему о маленьких нужно заботиться?

- Что вам не понравилось в рассказе?

- Что вам понравилось в рассказе?

Выставляется картинка «Закрытая книга» – символ конца рассказа. Логопед предлагает послушать конец рассказа:

Петя решил, что пока щенок не вырастет, он его не будет отпускать гулять одного. Играть во дворе они будут вместе.

Упражнение «Цепочка действий»

Логопед предлагает вспомнить все действия героев по порядку.

Выставляется картинка цыплят, а рядом в столбик слова-полоски действия. Так же вспоминают все действия других персонажей.

Цыплята – гуляли, искали, запищали, разбежались.

Щенок Пушок - увидел, захотел поиграть, залаял, подбежал, мог обидеть, заскулил.

Курица Пеструшка – услышала, закудахтала, подбежала, ущипнула.

Мальчик Петя – услышал, выбежал, поспешил, погладил, унес, решил, не будет отпускать, будут играть.

Рассказ «Курица Пеструшка и щенок Пушок»

Логопед повторяет рассказ в полном объеме.

Эта история случилась во дворе одного дома. Во дворе гуляли цыплята. Они были желтенькие и маленькие. Птенцы искали червячков и гусениц. Цыплят увидел щенок Пушок. Он захотел с ними поиграть и радостно залаял. Пушок побежал к цыплятам. Но щенок был крупный и мог нечаянно обидеть малышей. Цыплята испугались, запищали и разбежались. А пищали они громко, чтобы их услышала мама-курица.

Пеструшка услышала своих птенцов. Она громко закудахтала, подбежала к щенку и ущипнула его за ухо. Пушок заскулил. Петя услышал шум во дворе. Он выбежал из дома и поспешил к щенку на помощь. Мальчик погладил щенка и унес его домой.

Петя решил, что пока щенок не вырастет, он его не будет отпускать гулять одного. Играть во дворе они будут вместе.

Рассказы детей

Логопед предлагает детям повторить рассказ. На доске остаются зрительные опоры:

1. Обложка книги – название рассказа.

2. Цветная картина «Курица Пеструшка и щенок Пушок» – рассказ.

3. Закрытая книга – отношение ребенка к героям рассказа, их действиям. (Что понравилось или не понравилось).

Итог

- Что мы делали на занятии?

- Для чего нужны рассказы?

Логопед дарит самому старшему ребенку в группе воздушные пузыри и предлагает позаботиться об остальных. Мыльные пузыри предназначены для всех воспитанников.