1 класс
Раздел программы. Тема урока | Виды учебной деятельности |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание |
|
Вводный инструктаж. Организация рабочего места. Самообслуживание, гигиена труда. |
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром. |
Профессии близких; профессии, знакомые детям. Аппликация из бумаги. |
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира. |
Разнообразные предметы рукотворного мира. Роль и место человека в окружающем ребенка мире. Весёлый оркестр. |
Наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. |
Бережное отношение к природе – природные материалы. Игрушки из природных материалов. |
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать). |
Планирование трудового процесса. Составление композиции в технике эстамп. |
Сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства. |
Создание иллюстраций к пословицам. Выполнение коллективных работ. |
Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
|
Знакомство с материалами. Свойства материалов. Изготовление кукол из ниток. |
Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. |
Пластические материалы: глина, пластилин. Дымковские игрушки. |
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами. |
Природные материалы. Подготовка материалов к работе. Составление композиции из природного материала. |
Выполнять приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами. |
Обозначение линии сгиба на рисунках-схемах. Изготовление бумажной салфетки. |
Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место. |
Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Украшение салфетки бахромой. |
Рационально размещать материалы и инструменты. |
Разметка деталей на глаз, по шаблону. Составление орнамента из шестигранников – «соты». |
Выделять известное и неизвестное. |
Формообразование деталей сгибанием, складыванием. Аппликация из симметричных изображений. |
Анализировать и читать графические изображения. |
Отделка изделия. Вышивка салфетки прямой строчкой. |
Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы. |
Оригами. Приемы складывания. |
Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения. |
Мозаика. Аппликация из симметричных изображений. |
Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. |
Конструирование и моделирование |
|
Вводный инструктаж. Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Работаем с набором «конструктор». |
Оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы. |
Конструирование из бумаги складыванием, сгибанием по образцу и рисунку. Объемная аппликация цветка. |
Прогнозировать результат своей деятельности. |
Моделирование изделий из природных материалов. Изготовление рельефной композиции. |
Сравнивать различные способы выполнения стежков. Осваивать правила экономного расходования ниток. |
Неразборные и разборные конструкции. |
Принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников. |
Аппликация из текстиля. Коллективное панно. |
Осваивать способы работы с пластилином, наносить на него рисунка с помощью стеки. |
Неподвижное соединение деталей. Изготовление плоской игрушки. |
Определять прием работы с пластилином при изготовлении изделия. |
Комбинирование материалов. Изготовление закладки. |
Осуществлять поиск информации, способы передачи информации. |
Художественно-творческая деятельность. Эстетические понятия |
|
Эстетическое в жизни и в искусстве. Лепка куклы. |
Использовать навыки работы с бумагой. Правила работы ножницами и клеем. |
Основы композиции. Мера – соотношение части и целого. Украшение кокошника. |
Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. |
Гармония. Зеркальность изображения. Орнамент в круге. |
Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролировать последовательность выполнения. |
Из истории развития искусства. Лепка оружия древних охотников. |
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку. |
Эстетический идеал в искусстве разных народов. Украшение народного костюма. |
Осуществлять сотрудничество. |
Симметрия. Понятие орнамента. Геометрический и растительный орнаменты. Изготовление шкатулки. |
Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. |
Живопись - скульптура. Барельеф-горельеф. |
С помощью учителя организовывать свою деятельность: работать в малых группах. |
Повторение и инверсия. Изготовление книжки - гармошки. |
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта. |
Деталь как часть произведения искусства. Изготовление ударных и щипковых инструментов из бытовых отходов. |
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и др. справочных материалов). |
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне. Изготовление масок животных. |
Обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
2 класс
Раздел программы. Тема урока | Виды учебной деятельности |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание |
|
Вводный инструктаж. Значение трудовой деятельности в жизни человека. Украшение для карандаша. |
Наблюдать связи человека с окружающим миром, планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами. |
Разнообразные предметы рукотворного мира. Макет пирамиды. |
Находить и использовать оптимальные средства и способы работы. |
Природа - источник сырья. Природное сырьё, природные материалы. Барельеф. |
Планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами, находить и использовать оптимальные средства и способы работы. |
Мастера и их профессии. Традиции творчества в создании предметной среды. Изготовление фигурки египтянина. |
Планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами, исследовать декоративно- технологические особенности изделия. |
Введение в проектную деятельность, доступные проекты. Долина пирамид. |
Работать в группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные роли. |
Работа парами и в малых группах. Защита проектов. |
Оценивать результат деятельности: проверять, корректировать, формулировать то, что усвоено. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
|
Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Пришивание пуговиц. |
Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда |
Технология изготовления игрушки из пуговицы. |
Воплощать мысленный образ в материале |
Технология изготовления игрушки из носка. |
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда |
Технология изготовления игрушки из носка. |
Воплощать мысленный образ в материале |
Исследование свойств материалов: картон, гофрокартон. Терем Деда Мороза. |
Исследовать доступные материалы, анализировать и читать графические изображения |
Технология изготовления игрушки - пирамидки. |
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами. |
Технология изготовления игрушки - пирамидки. |
Воплощать мысленный образ в материале |
Проектная деятельность. Ёлочные игрушки. |
Работать в группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные роли |
Разметка прямоугольника по линейке. Изготовление «флажков» для гирлянды. |
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда |
Работа парами и в малых группах. Защита проектов. |
Оценивать результат деятельности: проверять, корректировать, формулировать то, что усвоено |
Конструирование и моделирование |
|
Конструирование и моделирование изделий из картона. Работа в группах. Макет храма |
Работать в группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные роли, конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий |
Конструирование и моделирование изделий из картона. Работа в группах. Макет храма. |
|
Конструирование и моделирование изделий из ткани. Одежда римлян и греков. |
Конструировать и моделировать несложные изделия |
Конструирование и моделирование изделий из ткани. Одежда римлян и греков. |
Создавать и реализовывать образ в соответствии с замыслом |
Способы сборки разборной конструкции. Изготавливаем книжку. |
Создавать и реализовывать образ в соответствии с замыслом |
Конструирование и моделирование изделий по простейшему чертежу. Макет деревянного дома. |
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда |
Конструирование и моделирование изделий по простейшему чертежу. Макет деревянного дома. |
Оценивать результат деятельности: проверять, корректировать, формулировать то, что усвоено |
Художественно-творческая деятельность |
|
Эстетическое в жизни и искусстве. Отделка аппликацией. Изготовление вазы. |
Реализовывать замысел, используя необходимые элементы информационных технологий |
Прекрасное в природе. Композиция как часть и целое. Коллективное панно. |
Организовывать свою деятельность; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество |
Скульптуры и скульпторы. Лепим фигуру человека. |
Создавать и реализовывать образ в соответствии с замыслом |
Скульптуры и скульпторы. Лепим фигуру человека |
|
Сравнение материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Вышивки. |
Воплощать мысленный образ в материале |
Вводный инструктаж. Украшение одежды. Вышивка. |
Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы |
Основы композиции. Колорит. Изготовление подвижной конструкции. |
Конструировать объект с учетом технических и художественно-декоративных условий |
Использование информационных технологий |
|
Устройство компьютера. Рисуем кистью, линиями. Рисуем фигурами, штампами. |
Реализовывать замысел, используя необходимые элементы информационных технологий |
Делаем заливку. Рисуем искрами и радугой. Стираем. |
Реализовывать замысел, используя необходимые элементы информационных технологий |
Выполнение проекта. Придумываем открытку. |
Планировать последовательность практических действий; отбирать наиболее эффективные способы |
Выполнение проекта. Придумываем открытку. |
Оценивать результат деятельности: проверять, корректировать, формулировать то, что усвоено |
3 класс
Раздел программы. Тема урока |
Виды учебной деятельности |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание |
|
Вводный инструктаж. Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Оригами. |
Наблюдать конструкции и образы объектов созданных мастерами. |
Гармония предметов и окружающей среды. Работаем по замыслу. Коллективное панно. |
Наблюдать, анализировать и реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. |
Воплощение замысла. Работа по инструкционной карте. |
Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла по конструкторской карте. |
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Коллективное панно. |
Наблюдать, сравнивать, анализировать и реализовывать творческий замысел. Осуществлять сотрудничество в совместной работе. |
Профессии мастеров прикладного творческого. Делаем игрушки. |
Производить анализ образца, планировать и реализовывать творческий замысел. |
Время в изделиях мастеров. Коллективное панно. |
Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы. Осуществлять сотрудничество в совместной работе. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
|
Материал и образ. Объемная открытка. |
Производить анализ образца, планировать и реализовывать творческий замысел. |
Разметка деталей копированием с помощью кальки. Готовим подарки. |
Производить рационально разметку. Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, планировать и реализовывать творческий замысел. |
Материал и образ. Образы растений в искусстве. Работа по инструкционной карте. |
Наблюдать, сравнивать, анализировать. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла по конструкторской карте. |
Гармония образа. Деятельность человека в разные эпохи. Работа по инструкционной карте. |
Наблюдать, сравнивать, анализировать. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла по конструкторской карте. Соблюдать последовательность технологических операций. |
Гармония образа. Деятельность человека в разные эпохи. Коллективное панно - коллаж. |
Осуществлять сотрудничество в совместной работе. |
Переосмысление жизни в искусстве. Работаем по инструкционной карте. |
Наблюдать, сравнивать, анализировать. Соблюдать последовательность технологических операций. |
Переосмысление жизни в искусстве. Работа по инструкционной карте. |
|
Отражение времени в творчестве. Вышивание крестом. |
Анализировать и читать графические изображения. Соблюдать последовательность операций. |
Отражение времени в творчестве. Вышивание крестом. |
|
Личность автора в творчества. Работа по инструкционной карте. |
Соблюдать последовательность операций. |
Конструирование и моделирование |
|
Изготовление и конструирование из объемных геометрических фигур (куб). |
Самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. Производить рационально разметку. |
Изготовление и конструирование из объемных геометрических фигур (призма). |
Самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. Производить рационально разметку. |
Изготовление и конструирование из объемных геометрических фигур (изготовление призмы с треугольным основанием). |
Самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. Производить рационально разметку. |
Конструирование и моделирование макета мельницы. |
Анализировать и читать графические изображения. Выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. Соблюдать последовательность операций. |
Конструирование и моделирование макета замка. |
|
Архитектурные образы. Выполнение проекта. Проектируем и моделируем город. |
Анализировать и читать графические изображения. Выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. Осуществлять сотрудничество в совместной работе, в малых группах. |
Защита проекта. |
Производить анализ работы, обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено. |
Художественно-творческая деятельность. Эстетические понятия |
|
Личность автора в творчестве. Тканые изделия. |
Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. |
Гармония образа. Деятельность человека в разные эпохи. Выполнение пластилинового рельефа. |
Использовать рисунки, схемы, чертежи, эскизы в своей деятельности. |
Используем цвет для создания образа. Изготовление витража. |
Уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. |
Используем цвет для создания образа. Изготовление витража. |
|
Образ ученого, исследователя, изобретателя. Изготовление коллажа. |
Использовать рисунки, схемы, эскизы в своей деятельности. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла.Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы. |
Образ ученого, исследователя, изобретателя. Изготовление коллажа. |
|
Образ нового человека. Изготовление панно. |
Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла |
Образ нового человека. Изготовление панно. |
|
Использование информационных технологий |
|
Современный информационный мир. Текстовые редакторы. |
Использовать необходимые элементы информационных технологий |
Работа в текстовом редакторе. |
Решать учебные задачи с применением компьютера. |
Работа с доступной информацией. Оформление текста. Печатание брошюры. |
Планировать последовательность практических действий; отбирать наиболее эффективные способы. Решать учебные задачи с применением компьютера. |
4 класс
Раздел программы. Тема урока |
Виды учебной деятельности |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание |
|
Вводный инструктаж. Творчество и творческие профессии. |
Наблюдать конструкции и образы объектов созданных мастерами. |
Мировые достижения в архитектуре. Ремонт книги. |
Наблюдать, анализировать и реализовывать творческий замысел. |
Книга в жизни человека. Изготовление книги - брошюры. |
Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла по конструкторской карте. |
Выполнение проекта. Фотоколлаж. |
Наблюдать, сравнивать, анализировать и реализовывать творческий замысел. Осуществлять сотрудничество в совместной работе. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
|
Дизайн. Его роль в проектной деятельности. Изготовление куклы. |
Анализировать конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности изделия. Читать графические изображения. |
Мода и моделирование. Изготовление куклы. |
Производить рационально разметку. Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, планировать и реализовывать творческий замысел. |
Мода и моделирование. Одежда для куклы. |
Наблюдать, сравнивать, анализировать. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла по конструкторской карте. |
Учимся вышивать. Воздушная петелька. |
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
Учимся вышивать. Строчка петельного стежка и ее варианты. |
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
Учимся вышивать. Строчка крестообразного стежка и ее варианты. |
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
Образ нового человека. Изготовление панно «Человек эпохи возрождения». |
Наблюдать, сравнивать, анализировать. Соблюдать последовательность технологических операций. |
Образ нового человека. Изготовление панно «Человек эпохи возрождения» |
Анализировать и читать графические изображения. Соблюдать последовательность операций. |
Конструирование и моделирование |
|
Из тьмы явился свет. Макет геликоптера. |
Конструировать объекты с учетом технических и художественно - декоративных условий: определять особенности конструкции, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. |
Изготовление макета геликоптера. |
|
Работа с конструктором. Вертолет. |
Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и образы. |
Работа с конструктором. Выполнение проекта. |
|
Художественно-творческая деятельность. Эстетические понятия |
|
Вводный инструктаж. Конструкция. Изготовление рельефной звездочки. |
Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. |
Эстетическое в жизни и искусстве. Изготовление календаря. |
Использовать рисунки, схемы, чертежи, эскизы в своей деятельности. |
Ритм в работах мастеров. Основы композиции. Изготовление панно. |
Уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. |
Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Основы композиции. Изготовление панно. |
|
Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Основы композиции. Изготовление панно. |
Использовать рисунки, схемы, эскизы в своей деятельности. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. |
Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Основы композиции. Изготовление панно. |
Использовать рисунки, схемы, чертежи, эскизы в своей деятельности. Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы. |
Выполнение проекта. Строим волшебный город. |
Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла |
Материал и фактура. Изготовление фактуры из бумаги. |
Исследовать доступные материалы: их свойства. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы. |
Материал и фактура. Изготовление фактуры из металлической пластины (фольги). |
Исследовать доступные материалы: их свойства. Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. |
Материал и фактура. Работа с хрупкой фактурой. Торцевание. |
Анализировать декоративно- художественные особенности изделия. Планировать практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы. |
Использование информационных технологий |
|
Работа с доступной информацией программы PowerPoint. |
Использовать необходимые элементы информационных технологий |
Работа с доступной информацией программы PowerPoint. Выбор цветного оформления. |
Решать учебные задачи с применением компьютера. |
Работа с доступной информацией программы PowerPoint. Сохранение книги. |
Планировать последовательность практических действий; отбирать наиболее эффективные способы. Решать учебные задачи с применением компьютера. |
Работа с доступной информацией программы PowerPoint. Добавление пустой страницы. |
Планировать последовательность практических действий; отбирать наиболее эффективные способы. Решать учебные задачи с применением компьютера. |
Работа с доступной информацией программы PowerPoint. Добавление текста. |
Планировать последовательность практических действий; отбирать наиболее эффективные способы. Решать учебные задачи с применением компьютера. |
Работа с доступной информацией программы PowerPoint. Добавление вариантов. |
Искать, отбирать и использовать необходимые элементы информационной продукции. Решать учебные задачи с применением компьютера. |
Современный информационный мир. Текстовые редакторы. |
Использовать необходимые элементы информационных технологий. |
Просмотр презентаций. |
Оценивать результат деятельности: проверять, корректировать; формулировать то, что усвоено. |