Цель: развитие речевой и двигательной активности.
Задачи:
Познавательные:
- уточнять и обобщать знания детей о подводном мире.
- закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать.
Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать глагольный словарь по теме «Подводный мир»;
- совершенствовать навыки словообразования;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование:
- скамейки для «подводной лодки»;
- модели кита, дельфина, морской рыбы, краба;
- голубое полотно для изображения моря;
- желтая ткань (песок);
- зеленые ленты (водоросли);
- прозрачные емкости с теплой водой, предметные картинки (медуза, рыба, черепаха, акула, дельфин, осьминог);
- разноцветные шары, большой Су-Джок мяч;
- простые карандаши с прикрепленными рыбками;
- камни, трафареты водорослей, 2 корзины с картинками кита и дельфина;
- музыкальное оформление.
Ход досуга
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
(Дети берутся за руки и проговаривают слово «Здравствуй», поднимая руки вверх на 1 слог, на 2 - опуская)
Вводная беседа
- Скажите, ребята, кто из вас был на море? Что такое море? (Море - огромный водоем). Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие. На наших занятиях мы еще ни разу с вами не видели подводный мир и его обитателей. Сейчас мы предлагаем вам отправиться в увлекательное подводное путешествие. Согласны?
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Ребята, до моря еще нужно дойти, поэтому поскорее отправляемся в путь.
Разминка:
Идем по ровной дорожке ( ходьба гимнастическим шагом)
По горячему песочку (ходьба на носочках, руки вверх)
Каменистая дорожка (ходьба на пятках, руки за спиной)
Извилистая дорожка (бег змейкой)
Высокая трава (ходьба с высоким подниманием коленей)
Под горкой (легкий бег)
Ровная дорожка (спокойная ходьба)
- Ну, вот мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря. (Шум моря). Давайте подышим прохладным морским воздухом.
Дыхательное упражнение «Морской воздух»
Плечи поднять, руки развести в стороны-вдох, опустить вниз-выдох.
Воздух мы морской вдохнём.
Дышим носом, а не ртом.
- Наше путешествие будет веселым и увлекательным, мы поплывем все вместе на большой подводной лодке. Но для этого нужно распределить места. Рассчитайтесь на 1,2. (1 номера садятся на одну скамейку, 2 на вторую).
- Приглашаю Вас занять свои места, лодка готова к погружению.
- Морские волны качают ее (наклоны в стороны).
- На счет три погружаемся (дети считают до трех). Мы погрузились не глубоко, и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, т.к. этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывет чудо-великан. (показ модели кита на слайде) Кто же это? (Дети: Синий кит)
Артикуляционная гимнастика
«Кит выныривает» - максимально выдвигать узкий язык вперед и убирать вглубь рта (3 раза)
«Кит плывет» - движение языка вверх вниз (3-4 раза)
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно животное (показ на слайде модели дельфина) Кто же это? Это же… (дети: Дельфин)
«Дельфин плещется»- чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты)
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (Ответы детей: у них есть легкие, они кормят детенышей молоком, а их хвосты и плавники - это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, т.к. у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух.
- Ребята, приборы показывают, что мы проплываем рядом с островом. Предлагаю сделать остановку. Лодка всплывает на поверхность. Выходим на берег. Что же вы заметили интересного? (на полу находятся разноцветные шары) Ребята, это волшебный корм, которым мы будем кормить наших новых друзей - кита и дельфина. Но необходимо помнить, что кит ест волшебный корм синего цвета, а дельфин только желтого.
(в корзины с картинками кита и дельфина дети распределяют мячи по цветам обозначенными педагогами)
- Что-то задержались мы на суше, пора опускаться поглубже. Садимся в лодку. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Смотрите, кто это проплывает рядом с нами? Кто это? Правильно, рыба. А давайте, с ней поиграем, встаем в круг, передаем ее друг другу и отвечаем на мои вопросы (дети передают модель рыбы друг другу и отвечают на вопросы)
- Чья голова? (Это рыбья голова)
- Чей хвост? (Рыбий хвост)
- Чьи жабры (Рыбьи жабры)
- Чье брюшко? ( Рыбье брюшко)
- Чьи плавники? (Рыбьи плавники)
- Чьи кости? (Рыбьи кости)
- Чья чешуя? (Рыбья чешуя)
- Чье туловище? (Рыбье туловище)
- Чьи икринки? (Рыбьи икринки)
- Чьи глаза? (рыбьи глаза)
- Рыбка приплыла к нам не одна, посмотрите, сколько у нее друзей, и они тоже хотят с вами поиграть!
«Игра с рыбками карандашами»
Рыбки находятся в обручах, дети подходят, берут их в руки, крутят между ладошками и проговаривают:
- Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело гулять,
Рыбка, рыбка, озорница
Мы хотим тебя поймать.
- Ой, смотрите, еще один неожиданный морской обитатель. Кто это? Это краб!
«Игра с крабом»
(8 картинок с морскими обитателями расположены по залу, на них стоит емкость с теплой водой, на дне которой находятся камешки. Задача детей помочь крабу раскрыть картинки, доставая камешки с емкости.)
- Ребята, краб заигрался, и засыпал своих друзей морскими камнями. Давайте им поможем, и освободим их.
(Дети, выполнив задание, и расчистив морское дно от камней, называют обитателей появившихся на картинках сначала обычно, потом ласково)
- Медуза - медузочка
- Рыба - рыбка
- Черепаха - черепашка
- Акула - акулочка
- Дельфин - дельфинчик
- Осьминог - осьминожек
- Сколько же камешков у вас. С помощью камешков можно выложить интересную картинку, что это получилось у нас? Правильно морские водоросли, которые необходимы для питания морских обитателей.
Игра «Выложи водоросли»
Из камней по трафарету дети выкладывают «морские водоросли».
- Ребята, нам пора возвращаться в лодку. Прошу всех занять свои места. Мы начинаем подниматься. Я заметила морского ежа. Вы готовы с ним поиграть?
Эстафета «Морской еж»
Дети по верху передают массажный мяч, последний игрок бежит впереди своей команды и опять передает мяч назад. Игра продолжается до тех пор, пока капитан не окажется впереди своей команды.
- Пришло время возвращаться на берег моря. Лодка всплывает. Дети считают 1, 2, 3. Вот и выбрались мы на морской берег. Под нашими ногами желтый песочек. Вам понравилось в подводном царстве?
Ответы детей. Здесь, на берегу мы отдохнем (детям предлагается лечь на пол, в форме морской звезды)
Релаксационное упражнение
Дети лежат на спине, глаза закрыты, играет музыка (шум волн)
- Ребята, вы все видите море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты рыбы и разные морские животные, необычные водоросли и кораллы. (Пауза)
Дети открывают глаза, садятся на колени, произносят хором
- Будем глазки открывать, просыпаться и вставать (встают все в круг)
- Сегодня мы побывали в подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают) Нам понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. В подводном царстве побывали, рыб и животных морских повстречали. Но пора прощаться, в группу собираться! (дети уходят в группу)