Тип урока: урок открытия новых знаний.
Метод обучения: системно-деятельностный.
Уровень подготовленности класса: высокий.
Цели:
Предметные:
- знакомство с придаточными определительными;
- умение
находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного
предложения и производить их синонимическую замену, различать способы
связи придаточных определительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении
(СПП), составления схемы предложения.
Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;
Развивающие:
- развивать речевой слух;
- формировать понимание связанности языковых явлений;
- развивать логическое мышление, речь учащихся, работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях;
- развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов;
- активизация познавательной деятельности обучающихся.
Личностные:
- воспитывать чувство ответственности по отношению к слову;
- формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект обучающегося.
Оборудование:
- Русский язык. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская. – М.; Просвещение, 2018; опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила);
- презентация к уроку, карточки, распечатка заданий.
Ход урока
1. Мотивация к УД
Добрый день! Я очень рада вас видеть!
Ребята, каждый урок обогащает вас интеллектуально, планомерно приближает вас к достижению главной цели - успешной сдаче ОГЭ, но гораздо важнее, чтобы он оставлял след в вашей душе. Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы. На предыдущих уроках о чем вы узнали? О строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них, о видах сложноподчиненных предложений по значению.
Открыли тетради, записали сегодняшнее число. Но прежде мне хотелось бы прочитать вам одну восточную притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Притча "Всё в твоих руках" раскрывает очень глубокий смысл.
- Какой? От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во Вселенной. Хотелось бы, чтобы сегодня на уроке тоже все зависело от вашего умения и желания работать.
Демонстрация карт наблюдений
Слово учителя: У каждого из вас на столе лежат листы наблюдения и по ходу урока я предлагаю их вам заполнить.
2. Тема и цели урока, определение содержания, установка на беседу
Обратим внимание на 3 предложение.
(записано на доске)
Всё в твоих руках! Даже невозможное может стать возможным. Удалось же Суворову, который не отличался от природы силой и крепким здоровьем, стать полководцем!
Расставьте знаки препинания.
- Какое это предложение по составу? Найдите основы.
- На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
- Какой второстепенный член отвечает на вопрос какой?
- Как же называются придаточные, отвечающие на вопрос какой?
Предметом нашего изучения сегодня будут СПП предложения с придаточными определительными. Это один из видов СПП предложений.
Запишите тему нашего урока: СПП с придаточными определительными.
3. Целеполагание
Обозначим цели:
- знать признаки… (СПП с придаточным определительным)
- уметь находить …(СПП с придаточным определительным в тексте)
- расставлять…( знаки препинания в СПП)
- производить …(синонимическую замену там, где это необходимо и возможно)
- составлять …(схему СПП с придаточным определительным)
4. Этап выявления причины и места затруднения
Запись предложения. Разбор. (на доске)
Чтобы достичь обозначенные нами цели, мы будем исследовать, комментировать наши действия.
Запишите эти словарные слова:
ИсслЕдовать,
комментИровать,
комментАтор
Словарная работа
Обратимся к словарю: (отдельно подготовленный ученик)
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что. 1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. И. законы природы. 2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. И. больного. || сущ. исследование, -я, ср.
КОММЕНТИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что. Дать (давать) комментарии, пояснения к чему-н. К. текст. К. события. К. матч. || сов. также прокомментировать, -рую, -руешь; -анный.
КОММЕНТАТОР, -а, м. 1. Автор комментария. К. текста. 2. Человек, к-рый комментирует что-н. Спортивный к. || ж. комментаторша, -и (ко 2 знач.; разг.). || прил. комментаторский, -ая, -ое.
5. Этап реализации построенного проекта
1. Работа с теоретическим материалом учебника.
Задание: Откройте учебник и прочитайте самостоятельно параграф и сделайте заметки на полях (используется прием «заметки на полях»): «V» – знал; «+» – узнал; «?» – есть вопрос, непонятно. (отметить в листах наблюдения)
2. Работа в группах
Задание для 1-й группы. Запись в тетради.
Сравнить предложения:
1. Я старался отогнать печальные мысли.
2. Мысли, печалившие меня, не давали покоя.
3. Я старался отогнать мысли, которые печалили меня.
- Чем являются в предложениях выделенные слова?
- Какие это предложения? Докажите.
- В сложном предложении назовите главную и придаточную части.
- Укажите средство связи частей.
- Объясните постановку знаков препинания.
- Постройте схемы предложения.
1. Придаточное определительное раскрывает признак существительного в главной части и отвечает на вопросы какой? чей? который?
2. СПП с придаточным определительным и предложение с причастным оборотом - синтаксические синонимы.
3. Придаточное определительное всегда стоит после определяемого слова и присоединяется к нему только союзными словами: который, чей, какой, где, что, куда и др.
Схема: [….], (который…).
Вопрос к 1-й группе:
- Вы сказали, что придаточное определительное и предложение с причастным оборотом являются синтаксическими синонимами. А как вы думаете, стилистически они различаются? В каком стиле речи они употребляются?
- Причастный оборот чаще всего употребляется в книжной речи, придаточные определительные предложения в разговорной.
Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.
А.С.Пушкин писал: «…Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт…»
Задание для 2-й группы:
Игра «Умный редактор». Отредактировать предложения. Записать в исправленном виде.
Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».
Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!
4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
Задание для 3-й группы: теперь проверим ваше умение находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
1. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что был при въезде.
2. Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки.
3. Не знаю, где я нежности училась.
4. Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом.
5. Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако.
6. В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны.
7. Я не знал, куда деваться.
8. Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо.
9. Слышно было, как ворчала река.
6. Физминутка
Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.
7. Этап самостоятельной работы
Задание для 1-й группы:написать сочинение-рассуждение по теме "Как я понимаю выражение “Всё в твоих руках”, используя СПП с придаточными определительными.
- Почему используются СПП в публицистических текстах?
Задание для 2-й группы: написать сочинение-миниатюру на лингвистическую тему: "Роль СПП с придаточным определительным в художественном тексте".
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным. (Из периодической печати)
Задание для 3 группы:написать сочинение-миниатюру "Как я понимаю выражение “Идти к намеченной цели”, используя СПП с придаточными определительными.
8. Рефлексия. Работа с листами наблюдени
- На уроке я задумался над...
- Я открыл для себя...
- Урок помог мне...
- Мои чувства к уроку можно выразить словами...
9. Самооценка
Раздать карточки (синие - все получилось, зеленые - были проблемы, трудности, не всегда был активен, красные - было трудно).
10. Домашнее задание
Написание сочинения-рассуждения на предложенную тему, используя сложноподчиненные предложения.