Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
Алгоритм деятельности учителя по проектированию проблемного урока
После определения целей обучения:
1. На основе анализа содержания обучения выявить учебные проблемы (курса, темы) урока.
2. Выстроить обнаруженные проблемы в порядке их соподчинения и в соответствии с этим разбить учебный материал на законченные смысловые блоки.
3. Продумать путь постановки и решения учебных проблем на уроке.
4. Отобрать адекватное особенностям учебных проблем дидактико-методическое обеспечение.
5. Подготовить материалы для диагностики качества обучения, выявления учебных достижений школьников.
Что делает ученик, чтобы выполнить продуктивное задание?
1) Выделяет ключевые слова.
2) Находит в тексте объяснение этих понятий.
3) Делает умозаключение по аналогии.
Порядок выполнения продуктивного задания
- Осмыслить задание (что надо сделать?)
- Найти нужную информацию (текст, рис…)
- Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
- Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
- Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Виды продуктивных заданий по математике
- поиск закономерностей;
- классификация математических объектов;
- преобразование объекта в новый;
- задания с недостающими или лишними данными;
- самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;
- нестандартные и исследовательские задания и т.д.
Предлагаем Вашему вниманию примеры продуктивных заданий, разработанных нашей творческой группой.
Задача 1:
Математика 6 класс
Тема: «Масштаб»
Составитель: учитель математики МБОУ СОШ № 23 г. Иркутска
Шишкина Ирина Юрьевна
Учебник: Математика. 6 кл.: учебник/ Г.К.Муравин, О.В.Муравина. - 5-е изд., стереотип. - М. Дрофа, 2017.-319стр.
№25 стр. 15
На рисунке 19 - вид на Московский Кремль, а на рисунке 20 представлена карта, масштаб которой 1:10000.
Проверьте, верны ли утверждения:
1) 1 см расстояния на карте равен 100 м на местности;
2) 500 м на местности равны 2 см на карте;
3) расстояние на карте медлу ближними к Москве-реке угловыми башнями Кремля (см. рис. 20, башни 5 и 11) равно 6,3 см, значит, расстояние на местности равно 630 м.
Преобразованная задача:
Задача 1. (математика) Представьте, что несколько туристических групп приехали в Москву и пошли на экскурсию по территории Кремля. У каждой группы свой маршрут. Сбор всех групп назначен в определенной точке, отмеченной на карте. На всю экскурсию отводится 2 часа. Вы экскурсовод одной из групп. Составьте оптимальный план маршрута экскурсии длясвой группы и отметьте его на карте, если на осмотр каждой достопримечательности тратиться 10 мин.
Цель задания: развивать мыслительную деятельность учащихся; применить вычислительные навыки для оптимизации поставленного задания.
План Кремля
План Кремля из учебника
А знаете ли вы, что |
Согласно определению, данному в «толковом словаре» Владимира Даля, «кремь» — крупный и крепкий строевой лес, а «кремлевник» — хвойный лес, растущий по моховому болоту. А «кремль» — город, окруженный крепостной стеной, с башнями и бойницами. Таким образом, название данных сооружений происходит от сорта леса, который использовался при их строительстве. В архитектурный комплекс Московского Кремля входят 4 дворца и 4 собора, Южная стена выходит к Москве-реке, восточная — к Красной площади, а северо-западная — к Александровскому саду. В настоящее время Кремль является самостоятельной административной единицей в составе Москвы и входит в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.). |
Данную задачу ученики решают в группах на одном из уроков по обобщению пройденного материала по теме «Масштаб»
Решение продуктивной задачи с учетом предложенных заданий (деятельность ученика) |
Развиваемые УУД |
1. Составление плана решения задачи: |
Регулятивные УУД: |
Критерии оценки:
1. Задние выполнено полностью – «5»;
2. Проложен маршрут, но не соблюдены условия задачи или сделаны арифметические ошибки, приведшие к неверным результатам, но все пункты выполнены – «4»;
3. Не все пункты выполнены и допущены вычислительные ошибки, но в целом алгоритм соблюден – «3»;
4. Не выполнено задание – «2».
Задача 2:
Математика 6 класс
Тема: «Проценты»
Составитель: Ходырева Т.Г.
Вид задания |
Задание |
Формируемые УУД |
Исследовательская задача, Цель: развитие аналитического мышления на основе обрабатывания информации.
Магазины, в которых продаются учебные пособия. |
При покупке более 20 комплектов учебников в иркутских магазинах: «Школьник», «Светлана», «ПродаЛитъ» и «Литера» предоставляются скидки на определенное количество процентов. |
Познавательные, коммуникативные |
Решение: Стоимость учебников: учебник русского языка стоит 120 рублей, учебник по литературе – 135 рублей, по математике – 127 рублей, по истории – 137 рублей, по географии – 136 рублей, по биологии 140 рублей Система скидок: - «Светлана»: товар на сумму 10–40 тысяч рублей – 27%. На сумму 40–80 тысяч рублей – 29% Бонусы: товар на сумму 20 тысяч рублей – 600 рублей подарок (бесплатный товар на данную сумму). - «Школьник»: товар на сумму 20–50 тысяч рублей – 26%. Свыше 100 тысяч рублей – 32%. - «ПродаЛитъ»: на все учебники скидки: розничная продажа – 20%. Оптовая продажа – 28% «Литера»: товар на сумму свыше 20 тысяч рублей – 28%. Свыше 50 тысяч рублей – 32%. 1)120+135+137+136+140 = 795 руб. - стоимость одного комплекта без скидок. 2) 795*25=19875 руб. - стоимость 25 комплектов. Исходя из анализа системы скидок в магазинах на учебники, выгоднее купить 25 комплектов из 6 учебников в «Литере». 3) 19875*0,72=14310 руб. 40 19875-14310=5565руб. столько смогут сэкономить родители. Ответ: 5565 руб. |
1. Регулятивные УУД МР 2.1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели. МР 2.2. Определять способы и средства поставленной задачи. 2. Познавательные УУД МП 6.1. Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтез, обобщения, индукции и дедукции, аналогии. 3. Коммуникативные УУД МК10.4. Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка. 4. Личностные Л 11.3. Умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |