С введением государственной итоговой аттестации встал вопрос о подготовке учеников не в 9 или 11 классах, а на более ранней стадии обучения. Необходимо начинать готовится не перед самим экзаменом, а за долго до него. Чтобы у учащихся были прочные и глубокие знания подготовку нужно вводить с пятого класса. Я начинаю готовить учеников с пятого класса, что позволяет в процессе обучения наиболее углубленно рассматривать задания экзаменационных работ. Согласно программе ребята знакомятся с такими темами, как «Обыкновенные дроби», «Действия с обыкновенными дробями», «Смешанные дроби», «Действия над смешанными дробями», «Решение задач» - это основные темы, которые потребуются для успешной сдачи итоговой аттестации.
Разработана система для 5-6 класса по темам: “Обыкновенные и десятичные дроби”, “Задачи”, “Проценты”.
В своей работе я готовлю ребят по следующим этапам:
- Изучаем материал, решаем задания данные в учебнике и рабочей тетради, после того, как ребята освоят основные моменты, предлагаю им задания с ОГЭ;
- Разбираем задания вместе. Ученики работают в сотрудничестве с одноклассниками и учителем, что способствует хорошему восприятию поставленных задач;
- Систематически на уроках каждому раздаю КИМ ЕГЭ. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня, выслушиваю их предложения по решению, а затем вместе ищем рациональное решение;
- ряд проверочных работ даю по материалам итоговой аттестации.
Примерные задания для использования на всех этапах урока математики.
Темы «Обыкновенные дроби» и «Задачи»
Карточка 1.
1. Найдите значение выражения:
2. Решите задачу:
У Маши было 54 марки, у Наташи на 12 марок меньше, а у Полины в 2 раза больше, чем у Наташи. Сколько всего марок было у девочек?
Карточка 2.
1. Найдите значение выражения:
1. Решите задачу:
Длина прямоугольник равна 16см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равен периметр прямоугольника?
Карточка 3.
1. Найдите значение выражения:
2. Решите задачу:
Из Краснодара и Анапы, расстояние между которыми 150 км навстречу друг другу выехали два мотоцикла, скорость одного из них равна 40км/ч, а скорость другого 35 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
Карточка 4.
1. Найдите значение выражения:
2. Решите задачу:
Семь ручек стоят 56 рублей. Сколько рублей стоят 12 таких ручек?
Карточка 5.
1. Найдите значение выражения:
2. Решите задачу:
Расстояние s (в метрах) до места удара молнии можно приближенно вычислить по формуле s = 330t, где t – количество секунд, прошедших между вспышкой молнии и ударом грома. Определите, на каком расстоянии от места удара молнии находится наблюдатель, если l = 7.
Тема «Проценты»
Карточка 1
1. Найдите 1% от 45.
2. Чему равно число, 1% которого равен 56.
3. Каков процент жирности молока, если в одном кг его содержится 35 г жиров.
4. Клубника содержит в среднем 6% сахара. Сколько килограммов сахара в 12 кг клубники?
5. На тысячу человек взрослого населения 25% работают на заводе, а 20% оставшейся части на предприятиях. Поставьте разумные вопросы и решите задачу.
Карточка 2
1. Найдите 1 % от 83.
2. Чему равно число, 1% которого равен 78.
3. Каков процент жирности молока, если в 1 кг его содержится 45 г жиров?
4. Книга стоила 25 рублей, после снижения цены она стоила 20 руб. на сколько процентов снизилась цена книги?
5. Завод должен изготовить 360 стульев. В первую неделю он выполнил 70% задания, во вторую 20%. Закакую неделю изготовлено больше стульев и насколько.
Карточка 3
1. Найдите 1% от 200.
2. Чему равно число, 1% которого равен 96.
3. Сколько процентов составляет число 20 от числа 200.
4 .Со склада отпущено 33 % всего картофеля, после чего осталось 33 т. Сколько тонн картофеля было на складе.
5. Молоко содержит 4% жира. Сколько килограммов жира содержится в 85 кг молока?
Карточка 4
1. Найдите 1 % от 500.
2. Чему равно число, 1% которого равен 79.
3. Цена товара снизилась с 12 рублей до 7 рублей. Насколько процентов снизилась цена товара.
4. Сколько процентов составляет число 50 от числа 500.
5. Сберегательный банк платит вкладчикам 2 % годовых. Сколько он заплатит за 3 года,если вклад составил 800 рублей.
Карточка 5
1. Найдите 1% от 4.
2. Чему равно число, 3 % которого равны 63.
3. Сколько процентов составляет число 5 от числа 10?
4. Площадь сада 2 га. Яблони занимают 55 % этой площади, а вишни 25 %.На сколько гектаров площадь, занятая вишнями ,меньше площади, отведеной под яблони?
5. Магазин продавал метр ткани по 27 рублей, причем наценка составила 10%. Какова себестоимость одного метра ткани?
Карточка 6
1. Найдите 1 % от 3 рублей.
2. Чему равно число 4 % которого равны 60?
3. Сколько процентов составляет число 10 от числа 20.
4. Измолока получается 10% творога. Сколько творога получается из 65 кг молока?
5. После снижения цены на 20% прибор стал стоить 165 рублей. Какова его первоначальная цена.
Карточка 7
1. Найдите 1 % от 8 рублей.
2. Если 8 % пути составляют 48 км, чему равен весь путь?
3. Сколько процентов составляет число 26 от числа 200?
4. Найдите число 26 % которого равны 130.
5. Рабочий должен изготовить за месяц 250 деталей. В первую неделю он выполнил 24% задания, во вторую 30%. Насколько деталей больше изготовил рабочий во вторую неделю, чем в первую?
Карточка 8
1. Найдите 1 % от 17 метров.
2. Если 6% пути составляют 48 км, чему равен весь путь.
3. Сколько процентов составляет число 34 от числа 200.
4. При молотьбе пшеницы получается 69% семян зерна. Сколько зерна получится из 45 ц пшеницы?
5. Покупатель израсходовал 70% имевшихся денег, после чего у него осталось 42 рубля. Сколько денег было у покупателя первоначально?
Карточка 9
1. Найдите 3% от 60.
2. Если 55% класса, или 22 человека учатся без троек, сколько учеников всего в этом классе.
3. Сколько процентов составляет число 17 от числа 100.
4. После снижения цены на 40% фотоаппарат стал стоить 320 рублей. Какова была его первоначальная цена?
5. Турист прошел 35 км. Из них 66% расстояния он шел лесом, 26 % полем. На сколько километров он прошел больше лесом, чем полем?
Карточка 10
1. Закончите предложение: «Процентом называется …»
2. Найдите 25% от 360.
3. Сколько процентов составляет число 23 от 100.
4. Первое число равно 82, второе в 2 раза меньше первого, а третье составляет 40% от разности между первым и вторым. Найдите среднее арифметическое трех чисел.
5. Когда продали 756 кг овощей, то выполнили план продажи на 72 %. Сколько овощей надо было продать по плану?
Использованные источники
- Математика 5 класс. С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. 2015.
- С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. Математика 6 класс. 2015.
- https://math-oge.sdamgia.ru