«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал
мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем»
Е.Прасолова
Актуальность проекта
Все мы – дети Природы, и никогда человек не потеряет связи с ней.
Но на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека и Природы выросли в глобальную экологическую проблему. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.
Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка; оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
Экологическое образование и воспитание - целенаправленный непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью; единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Экологическое воспитание предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованной самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностямии в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на Природу, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится начальной школе.
Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде, к своему здоровью, к своей душе.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных, нравственных основ ответственного отношения к природе. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Раскрывая «тайны» природы, ребёнок развивается, учится сопереживать. "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". (Сухомлинский)
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
- воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.
В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:
- формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека;
- развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
- формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
- воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю, как к малой Родине;
- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре;
- развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап – август 2017 г.
- вовлечение заинтересованных лиц (учителя, дети, родители, общественность) в работу по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
- подготовка нормативно-правовой базы, учебно-методического обеспечения.
- Экспериментальный этап – сентябрь 2017 – май 2018 г.
- реализация плана работы, проекта по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
- вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность;
- внедрение новых форм и методов работы.
- Обобщающе – аналитический этап – май 2019 г.
- анализ деятельности по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
- создание банка методических разработок по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников.
Содержание проекта
Экологическое образование и воспитание призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения – экологическим, т.е. формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место.
Единственный и надёжный помощник – культура, нравственность, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентированна на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание от общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.
Проект «Мы – дети Природы» осуществляется по следующим направлениям:
- экология природы;
- экология здоровья;
- экология души.
Экология природы
Природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.«Я вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе».
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.Если ребёнок внимателен к окружающему миру природы, эмоционально реагирует на ситуации, связанные с ним, если у него есть интерес и желание участвовать в экологической деятельности, он умеет или пытается контролировать и оценивать своё поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим, - это и есть ростки личности будущего Гражданина, разумного хозяина своего города, страны, планеты.
Природа – великий учитель!
Основные направления работы:
- организация и проведение мероприятий экологической направленности;
- участие в акциях «Зелёный наряд Отчизны» (посадка деревьев);
- участие в акции «Трудовой десант» (уборка школьной территории);
- проведение конкурсов рисунков «Самый лучший город на Земле – Кораблино»;
- участие в выставке «Вторая жизнь ненужных вещей»;
- участие в проектах «Первоцветы»;
- участие в проектах «Чудеса из лукошка».
Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология природы»
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Акция «Покорми птиц» |
|||
Выставка «Краски земли Рязанской» |
|||
Выставка «Зеркало природы» |
|||
Участие в Недели экологии |
|||
Операция по уборке школьной территории «Чистый двор» |
|||
Экскурсия «В гости к Осени» |
Викторина «На лесной опушке» |
Игра «Поле чудес» |
Познавательная игра «Экокросс» |
Динамическая игра «В джунглях» |
Конкурсная игра «Забавные животные» |
Викторина «Животные и птицы» |
Презентация «Экологический патруль» |
«Ветер в осеннем лесу»: динамическая игра-имитация. |
Экскурсия в парк «Что за дерево такое» |
Утренник «День цветов» |
Шефская работа в |
«Осень – пора плодородия. Фрукты»: развивающая игра-конкурс. |
Подвижная игра «Хоровод лесных растений» |
Презентация-тренинг «Экологические ситуации» |
Конкурс плакатов «А природа горько плачет» |
Выставка поделок из природного материала |
Конкурс рисунков «Будь природе другом» |
Экскурсия в Ерлинский парк - дендрарий |
Проект «Красная книга Кораблино» |
Утренник «Грибная путаница» |
КВН «Времена года» |
Презентация «Природные явления |
Конкурс сочинений «Письмо зелёному другу» |
Презентация «Правила поведения в природе» |
Выставка «Вторая жизнь ненужных вещей» |
Разработка проекта «Экологические знаки» |
Презентация «Водоёмы родного края» |
Игра «Экологический светофор» |
Ролевая игра «Юные спасатели» |
Игровая программа «В гостях у Берендея» |
Презентация «Могут ли растения быть вредными?» |
Экскурсия в музей. |
Викторина «Море и его обитатели» |
Презентация «В зоопарке» |
Игра-путешествие «Поиски клада» |
Динамическая игра «У воды» |
Утренник «В гости к дедушке Ау» |
Операция «Сбережём воду» |
Ролевая игра «Суд над человеком» |
Экология здоровья
Для полноценного нравственно-экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего “я”.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Надо, чтобы уже с раннего возраста ребёнок учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Основные направления работы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами;
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- проведение совместных спортивных мероприятий с родителями и детьми,
- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение уроков физкультуры (3 раза в неделю);
- проведение физкутминуток в течение уроков.
Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология здоровья»
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. Беседа «Я – ученик» |
|||
Встреча с инспекторм ГИБДД. Игра «Светофорик» |
|||
Участие в Малой школьной олимпиаде |
|||
Конкурс рисунков «Пешеход. Пассажир. Водитель» |
|||
Встреча-беседа с врачом «Поговорим о твоём здоровье» |
|||
Конкурс рисунков «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» |
|||
Участие в акции «Спорт вместо наркотиков» |
|||
Участие в Днях здоровья |
|||
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» |
|||
Презентация «Твой новый режим дня» |
Беседа «Правильное питание» |
Презентация «Расти здоровым» |
Викторина «В гостях у Светофора» |
Экскурсия в парк «Красота осенней природы» |
Презентация «Добрая дорога в школу» |
Игра – путешествие «Огонёк здоровья» |
Психологический тренинг «Я и мои чувства» |
Динамическая прогулка «В гости к берёзкам» |
Психологический тренинг «Я и моё настроение» |
Беседа «Что зависит от моего решения» |
Классный час «Курить – здоровью вредить» |
Утренник «Гигиена и её друзья» |
Экспресс-игра «Не болей» |
Конкурс рисунков «Добрые дела» |
Тренинг «Могут ли растения быть вредными?» |
Тренинг безопасного поведения «Я – дома один» |
Беседа-игра «Растения – целители» |
Беседа «Компьютер: за и против» |
Презентация «Аптека на подоконнике» |
Презентация «Советы Айболита» |
Динамическая прогулка «движение – путь к здоровью» |
Психологический тренинг «Как доставить родителям радость» |
Утренник «Путешествие в страну Здоровья» |
Соревнования «Зов джунглей» |
Презентация «Если хочешь быть здоров» |
Игровая программа «Откуда берутся грязнульки» |
Шефская работа в саду - сказка «Зарядка – путь к успеху» |
Беседа «Советы доктора Воды» |
Тренинг безопасного поведения «Электрический ток» |
КВН «Наше здоровье» |
Психологический тренинг «Я выбираю полезные привычки» |
Игровая программа «Будь здоров» |
Утренник «Дорожная азбука» |
Презентация «Правила пожарной безопасности» |
Беседа «Злой волшебник – алкоголь» |
Разучивание физминуток |
Беседа «Домашняя аптечка» |
Викторина «Здоровье» |
Презентация «Наркотики – дорога в бездну» |
Подвижные игры на воздухе» |
Соревнования «Сильные, ловкие, смелые» |
Экскурсия на водоём. |
Шефская работа саду соревнования «Зов джунглей» |
Беседа «Сон – лучшее лекарство» |
Игра «Светофор здоровья» |
Соревнования «Сказочные эстафеты» |
КВН «Мальчики и девочки» |
Участие в районном фестивале ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся общеобразовательных организаций |
Экология души
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься, что можно сделать, что надо сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей и богаче.
Основные направления работы:
- организация и проведение внеклассных мероприятий «Нравственный театр»;
- участие в акциях «Подарки для детского сада «Солнышко»;
- участие в акции «Новогодние подарки детям Новороссии»;
- проведение классных часов «Правила вежливости»;
- проведение диспутов «Мой выбор»;
- проведение тренингов «Дерево решения»
Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология души»
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Беседа «Мы – класс эстетического воспитания» |
|||
Экскурсия в художественную школу |
|||
Акция «Подарок» ко Дню пожилого человека |
|||
Организация самоуправления в классе |
|||
Презентация «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» |
Презентация «Правила поведения за столом» |
Виртуальная экскурсия «Московский Кремль» |
Интерактивная игра «Кто такие МЫ?» |
Беседа «Как вести себя в транспорт е и на улице» |
Конкурсная программа «Дорогами добра» |
Презентация «Как дарить подарки» |
Час общения «О чём может рассказать дневник школьника» |
Игровая программа «Школа вежливых наук» |
Час общения |
Фотовыставка «Я – помощник» |
Классный час «Крещение. Час доброты» |
Конкурс рисунков «Мои добрые дела» |
Праздник вежливых ребят |
Классный час «Кто я? Какой я?» |
Час общения «О красоте души и сердца» |
Тест-шутка «Вежливый ли человек?» |
Нравственный театр «О вежливости на каждый день» |
Игра-тренинг «О поступках плохих и хороших» |
Нравственный театр «О жадности и жадинах» |
Азбука зрителя: поведение в театре. |
Тренинг «Телефонный разговор» |
Беседа «Настоящий друг: какой он?» |
Дискуссия «Как научиться жить в мире людей» |
Беседа «Добрым быть приятнее, чем злым и жадным» |
Час общения «Нехорошие слова. Недобрые шутки» |
Тренинг «Если кому-то нужна твоя помощь» |
КТД «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Тренинг «Я иду на день рождения» |
Мастерская «Как помочь родителям» |
Тренинг «Я иду в гости» |
Тренинг «Спешите делать добро» |
Этикет для малышей: правила поведения за столом. |
Этикет: правила поведения на улице |
Беседа «Ответственное поведение» |
Час общения «Мода-мода» |
Тренинг «Как принимать гостей» |
Беседа «Трудно ли быть вежливым» |
Час общения «Поговорим о дружбе» |
Виртуальная экскурсия «По Третьяковской галерее» |
Проект «Вежливые слова» |
Проект «Что такое Доброта» |
Игровая программа «Путешествие на остров Доброты» |
Речевое творчество «Путь к слову Доброта» |
Методы и методические приёмы работы над проектом
Научить ребёнка любить природу - задача нелёгкая. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться красотой цветов, неба, облаками, наслаждаться пением птиц.
Система работы по нравственно-экологическому воспитаню младших школьников осуществляется через использование активных методов и методических приёмов:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки-сказки, уроки-конференции, беседы, доклады учащихся, презентации, викторины, КВН, праздники);
- развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт);
- развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (защита проектов, исследовательских работ, проблемный подход в процессе обучения – воспитания, тренинги);
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды, укрепления здоровья (организация и работа кружка «Родничок», организация экологических троп, проведение Уроков здоровья, Школы безопасности, беседы, конференции, праздники).
Ожидаемый результат
Проект «Мы – дети Природы» поможет формировать у детей умение наблюдать и исследовать окружающий мир, и, самое главное, - жить в гармонии с собой и Природой.
Учащиеся будут иметь:
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
- первоначальный опыт о здоровом образе жизни.
Дети научатся:
- слушать, слышать и понимать себя и другого;
- быть внимательными к самому себе и окружающим;
- осознавать себя как уникальное творение природы;
- осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого;
- понимать своё собственное эмоциональное состояние и настроение другого;
- уметь противостоять опасностям окружающей среды;
- уметь находить выход в нестандартных ситуациях;
- совершенствовать себя физически и умственно.
Литература
- Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва 2005 г.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1990.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- М.Х. Левитман. Экология – предмет: интересно или нет?// Соз С. – Петербург 1998 г.
- Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология //» Глобус» Москва, 2008 г.
- Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду: сценарии о природе// Айрис – пресс Москва, 2002 г.
- Грехова Л.И. В союзе с природой (методическое пособие)//»ЦГЛ» Москва – Ставрополь, 2002 г.
- Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх// «Академия развития» Ярославль, 2002 г.
- Интернет.