Проект «Нравственно-экологическое воспитание младших школьников» «Мы – дети природы»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал
мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем»
Е.Прасолова

Актуальность проекта

Все мы – дети Природы, и никогда человек не потеряет связи с ней.

Но на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека и Природы выросли в глобальную экологическую проблему. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.

Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка; оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.

Экологическое образование и воспитание - целенаправленный непрерывный процесс обучения и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью; единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Экологическое воспитание предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованной самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностямии в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на Природу, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится  начальной школе.

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде, к своему здоровью, к своей душе.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных, нравственных основ ответственного отношения к природе. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Раскрывая «тайны» природы, ребёнок развивается, учится сопереживать. "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". (Сухомлинский)

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Презентация.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

  • воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.

В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:

  • формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека;
  • развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
  • формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  • формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья;
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
  • воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю, как к малой Родине;
  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре;
  • развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный этап – август 2017 г.
    • вовлечение заинтересованных лиц (учителя, дети, родители, общественность) в работу по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
    • подготовка нормативно-правовой базы, учебно-методического обеспечения.
  • Экспериментальный этап – сентябрь 2017 – май 2018 г.
    • реализация плана работы, проекта по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
    • вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность;
    • внедрение новых форм  и методов работы.
  • Обобщающе – аналитический этап – май 2019 г.
    • анализ деятельности по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников;
    • создание банка методических разработок по нравственно-экологическому воспитанию младших школьников.

Содержание проекта

Экологическое образование и воспитание призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения – экологическим, т.е. формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место.

Единственный и надёжный помощник – культура, нравственность, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентированна на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание от общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.

Проект «Мы – дети Природы» осуществляется по следующим направлениям:

  • экология природы;
  • экология здоровья;
  • экология души.

Экология природы

Природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.«Я вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе».

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.Если ребёнок внимателен к окружающему миру природы, эмоционально реагирует на ситуации, связанные с ним, если у него есть интерес и желание участвовать в экологической деятельности, он умеет или пытается контролировать и оценивать своё поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим, - это и есть ростки личности будущего Гражданина, разумного хозяина своего города, страны, планеты.

Природа – великий учитель!

Основные направления работы:

  • организация и проведение мероприятий экологической направленности;
  • участие в акциях «Зелёный наряд Отчизны» (посадка деревьев);
  • участие в акции «Трудовой десант» (уборка школьной территории);
  • проведение конкурсов рисунков «Самый лучший город на Земле – Кораблино»;
  • участие в выставке «Вторая жизнь ненужных вещей»;
  • участие в проектах «Первоцветы»;
  • участие в проектах «Чудеса из лукошка».

Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология природы»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Акция «Покорми птиц»

Выставка «Краски земли Рязанской»

Выставка «Зеркало природы»

Участие в Недели экологии

Операция по уборке школьной территории «Чистый двор»

Экскурсия «В гости к Осени»

Викторина «На лесной опушке»

Игра «Поле чудес»

Познавательная игра «Экокросс»

Динамическая игра «В джунглях»

Конкурсная игра «Забавные животные»

Викторина «Животные и птицы»

Презентация «Экологический патруль»

«Ветер в осеннем лесу»: динамическая игра-имитация.

Экскурсия в парк «Что за дерево такое»

Утренник «День цветов»

Шефская работа в
д/саду «Солнышко» -
экологическая игра «Будь человеком»

«Осень – пора плодородия. Фрукты»: развивающая игра-конкурс.

Подвижная игра «Хоровод лесных растений»

Презентация-тренинг «Экологические ситуации»

Конкурс плакатов «А природа горько плачет»

Выставка поделок из природного материала

Конкурс рисунков «Будь природе другом»

Экскурсия в Ерлинский парк - дендрарий

Проект «Красная книга Кораблино»

Утренник «Грибная путаница»

КВН «Времена года»

Презентация «Природные явления

Конкурс сочинений «Письмо зелёному другу»

Презентация «Правила поведения в природе»

Выставка «Вторая жизнь ненужных вещей»

Разработка проекта «Экологические знаки»

Презентация «Водоёмы родного края»

Игра «Экологический светофор»

Ролевая игра «Юные спасатели»

Игровая программа «В гостях у Берендея»

Презентация «Могут ли растения быть вредными?»

Экскурсия в музей.

Викторина «Море и его обитатели»

Презентация «В зоопарке»

Игра-путешествие «Поиски клада»

Динамическая игра «У воды»

Утренник «В гости к дедушке Ау»

Операция «Сбережём воду»

Ролевая игра «Суд над человеком»

Экология здоровья

Для полноценного нравственно-экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего “я”.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Надо, чтобы уже с раннего возраста ребёнок учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Основные направления работы:

  • организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
  • организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами;
  • организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
  • проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
  • проведение совместных спортивных мероприятий с родителями и детьми,
  • организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение уроков физкультуры (3 раза в неделю);
  • проведение физкутминуток в течение уроков.

Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология здоровья»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. Беседа «Я – ученик»

Встреча с инспекторм ГИБДД. Игра «Светофорик»

Участие в Малой школьной олимпиаде

Конкурс рисунков «Пешеход. Пассажир. Водитель»

Встреча-беседа с врачом «Поговорим о твоём здоровье»

Конкурс рисунков «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Участие в акции «Спорт вместо наркотиков»

Участие в Днях здоровья

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»

Презентация «Твой новый режим дня»

Беседа «Правильное питание»

Презентация «Расти здоровым»

Викторина «В гостях у Светофора»

Экскурсия в парк «Красота осенней природы»

Презентация «Добрая дорога в школу»

Игра – путешествие «Огонёк здоровья»

Психологический тренинг «Я и мои чувства»

Динамическая прогулка «В гости к берёзкам»

Психологический тренинг «Я и моё настроение»

Беседа «Что зависит от моего решения»

Классный час «Курить – здоровью вредить»

Утренник «Гигиена и её друзья»

Экспресс-игра «Не болей»

Конкурс рисунков «Добрые дела»

Тренинг  «Могут ли растения быть вредными?»

Тренинг безопасного поведения «Я – дома один»

Беседа-игра «Растения – целители»

Беседа «Компьютер: за и против»

Презентация «Аптека на подоконнике»

Презентация «Советы Айболита»

Динамическая прогулка «движение – путь к здоровью»

Психологический тренинг «Как доставить родителям радость»

Утренник «Путешествие в страну Здоровья»

Соревнования «Зов джунглей»

Презентация «Если хочешь быть здоров»

Игровая программа «Откуда берутся грязнульки»

Шефская работа в саду - сказка «Зарядка – путь к успеху»

Беседа «Советы доктора Воды»

Тренинг безопасного поведения «Электрический ток»

КВН «Наше здоровье»

Психологический тренинг «Я выбираю полезные привычки»

Игровая программа «Будь здоров»

Утренник «Дорожная азбука»

Презентация «Правила пожарной безопасности»

Беседа «Злой волшебник – алкоголь»

Разучивание физминуток

Беседа «Домашняя аптечка»

Викторина «Здоровье»

Презентация «Наркотики – дорога в бездну»

Подвижные игры на воздухе»

Соревнования «Сильные, ловкие, смелые»

Экскурсия  на водоём.

Шефская работа  саду соревнования «Зов джунглей»

Беседа «Сон – лучшее лекарство»

Игра «Светофор здоровья»

Соревнования «Сказочные эстафеты»

КВН «Мальчики и девочки»

Участие в районном фестивале ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся общеобразовательных организаций

Экология души

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься, что можно сделать, что надо сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей и богаче.

Основные направления работы:

  • организация и проведение внеклассных мероприятий «Нравственный театр»;
  • участие в акциях «Подарки для детского сада «Солнышко»;
  • участие в акции «Новогодние подарки детям Новороссии»;
  • проведение классных часов «Правила вежливости»;
  • проведение диспутов «Мой выбор»;
  • проведение тренингов «Дерево решения»

Примерный план мероприятий по реализации направления «Экология души»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Беседа «Мы – класс эстетического воспитания»

Экскурсия в художественную школу

Акция «Подарок» ко Дню пожилого человека

Организация самоуправления в классе

Презентация «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»

Презентация «Правила поведения за столом»

Виртуальная экскурсия «Московский Кремль»

Интерактивная игра «Кто такие МЫ?»

Беседа «Как вести себя в транспорт е и на улице»

Конкурсная программа «Дорогами добра»

Презентация «Как дарить подарки»

Час общения «О чём может рассказать дневник школьника»

Игровая программа «Школа вежливых наук»

Час общения
«О милосердии и сердечности»

Фотовыставка «Я – помощник»

Классный час «Крещение. Час доброты»

Конкурс рисунков «Мои добрые дела»

Праздник вежливых ребят

Классный час «Кто я? Какой я?»

Час общения «О красоте души и сердца»

Тест-шутка «Вежливый ли человек?»

Нравственный театр «О вежливости на каждый день»

Игра-тренинг «О поступках плохих и хороших»

Нравственный театр «О жадности и жадинах»

Азбука зрителя: поведение в театре.

Тренинг «Телефонный разговор»

Беседа «Настоящий друг: какой он?»

Дискуссия «Как научиться жить в мире людей»

Беседа «Добрым быть приятнее, чем злым и жадным»

Час общения «Нехорошие слова. Недобрые шутки»

Тренинг «Если кому-то нужна твоя помощь»

КТД «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тренинг «Я иду на день рождения»

Мастерская «Как помочь родителям»

Тренинг «Я иду в гости»

Тренинг «Спешите делать добро»

Этикет для малышей: правила поведения за столом.

Этикет: правила поведения на улице

Беседа «Ответственное поведение»

Час общения «Мода-мода»

Тренинг «Как принимать гостей»

Беседа «Трудно ли быть вежливым»

Час общения «Поговорим о дружбе»

Виртуальная экскурсия «По Третьяковской галерее»

Проект «Вежливые слова»

Проект «Что такое Доброта»

Игровая программа «Путешествие на остров Доброты»

Речевое творчество «Путь к слову Доброта»

Методы и методические приёмы работы над проектом

Научить ребёнка любить природу - задача нелёгкая. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь любоваться красотой цветов, неба, облаками, наслаждаться пением птиц.

Система  работы по нравственно-экологическому воспитаню младших школьников осуществляется через использование активных методов и методических приёмов:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки-сказки, уроки-конференции, беседы, доклады учащихся, презентации, викторины, КВН, праздники);
  • развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт);
  • развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (защита проектов, исследовательских работ, проблемный подход в процессе обучения – воспитания, тренинги);
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды, укрепления здоровья (организация и работа кружка «Родничок», организация экологических троп, проведение Уроков здоровья, Школы безопасности, беседы, конференции, праздники).

Ожидаемый результат

Проект «Мы – дети Природы» поможет формировать у детей умение наблюдать и исследовать окружающий мир, и, самое главное, - жить в гармонии с  собой  и  Природой.

Учащиеся будут иметь:

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
  • первоначальный опыт о здоровом образе жизни.

Дети научатся:

  • слушать, слышать и понимать себя и другого;
  • быть внимательными к самому себе и окружающим;
  • осознавать себя как уникальное творение природы;
  • осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого;
  • понимать своё собственное эмоциональное состояние и настроение другого;
  • уметь противостоять опасностям окружающей среды;
  • уметь находить выход в нестандартных ситуациях;
  • совершенствовать себя физически и умственно.

Литература

  1. Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва 2005 г.
  2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. М.Х. Левитман. Экология – предмет: интересно или нет?// Соз С. – Петербург 1998 г.
  5. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология //» Глобус» Москва, 2008 г.
  6. Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду: сценарии о природе// Айрис – пресс Москва, 2002 г.
  7. Грехова Л.И. В союзе с природой (методическое пособие)//»ЦГЛ» Москва – Ставрополь, 2002 г.
  8. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх// «Академия развития» Ярославль, 2002 г.
  9. Интернет.