Проект "Финансовая грамотность. С чего начать?". 6-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 6


Со знанием должно быть обязательно связано умение...
Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим
или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять,
так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
А.Дистервег

Цель: Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики.

Задачи:

  • развивать математическое мышление.
  •  развивать мотивацию к собственной учебной деятельности;
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • пропагандировать необходимость математической и финансовой грамотности в современном обществе;

Основополагающий вопрос: Как не быть обманутым?

Актуальность:

  • Оторванность математических знаний школьного курса от практики;
  • Низкий уровень финансовой грамотности.

Презентация.

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Математическое образование не должно быть абстрактным, и вопрос “А зачем нам нужно изучать математику?” должен возникать всё реже.

Современная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Правительство Российской Федерации при формировании Стратегии развития страны на период до 2020 года обозначило задачу повышения экономической грамотности населения как одну из приоритетных.

На сегодняшний день по оценке экспертов мы имеем низкий уровень финансовой  грамотности  что приводит к неумению управлять личными финансами, принятию неэффективных финансовых решений.

Кроме того, материалы ЕГЭ по математике содержат очень много задач практического содержания. Например:

1. Товар на распродаже уценили на 35%, при этом он стал стоить 1300 рублей. Сколько рублей стоил товар до распродажи?

2. Независимая экспертная лаборатория определяет рейтинг мясорубок на основе коэффициента ценности, равного 0,01 средней цены P (в рублях), показателей функциональности F, качества Q и дизайна D. Рейтинг R вычисляется по формуле R=4(2F+2Q+D)−0,01P.

В таблице даны цены и показатели четырёх моделей мясорубок.

Модель 
мясорубки

Цена мясорубки 
(руб. за шт.)

Функциональность

Качество

Дизайн

А

3700

4

3

2

Б

5100

3

4

3

В

5200

4

3

4

Г

4800

4

1

4

Найдите наивысший рейтинг мясорубки из представленных в таблице моделей.

3. Товар на распродаже уценили на 50%, при этом он стал стоить 820 рублей. Сколько рублей стоил товар до распродажи?

Но, к сожалению, многие выпускники не могут правильно решить такого рода задачи.

Работая над проектом, мы выяснили, что 100% из 76-ти учащихся 6-9-x классов не смогли заполнить квитанцию об оплате электроэнергии.

Товары первой необходимости

Знают стоимость


(22чел)


(24чел)


(12чел)


(18 чел)

ХЛЕБ

67%

14

15

18

14

СОЛЬ

46%

9

12

4

10

МОЛОКО

57%

14

11

10

8

МАСЛО  подсолнечное

50%

9

8

6

15

САХАР

50%

12

7

5

14

МАКАРОНЫ

60%

11

14

8

13

ГРЕЧКА

70%

18

13

8

15

МЫЛО

50%

15

5

3

15

СТИР ПОРОШОК

72%

17

16

6

16

Учащимся было предложено пройти также анкетирование, целью которого было выяснить насколько тема «Проценты», которую мы изучаем, актуальна и востребованная в их будущей самостоятельной жизни.

Вопросы анкеты

Ответы

Знакомо ли вам понятие процента?

100% - да

Для чего вам необходимо знание процентов?

При сдаче ЕГЭ –65%
На уроках математики – 30%
В будущей профессии – 7%

Умеете ли вы решать такие задачи?

Да – 20%

Будет ли ваша профессия связана с вычислением процентов?

Да – 5%

Как вы думаете необходимо ли изучать в школе основы финансовой грамотности?

Да – 99%

Анализ полученных ответов – большая часть учащихся не придает теме «проценты» большого значения. Все это свидетельствует об очень низком уровне финансовой грамотности наших учащихся. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаем, что  знания необходимо использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни. Необходимо начать с малого: планирования собственных расходов и участия в планировании бюджета вашей семьи, моделирования различных ситуаций и принятия практических финансовых решений (как заработать на каникулах и на что использовать эти деньги, какой мобильный телефон  реально нужен — дорогой или просто удобный).

Решения задач разных видов с практическим содержанием, поможет увидеть широту возможных приложений математики, понять ее роль в современной жизни. поможет выпускникам 9 и 11 классов подготовиться к ЕГЭ и ГИА.

11 советов управления деньгами

1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратны, чем желания.

5. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу.

6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.

7. Купите игру Монополия. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.

9. Старайтесь не «брать взаймы».

10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.