Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письменной и устной речи. Тема: «Окончание и основа слова». 3-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 3

Ключевые слова: основа слова


Цель: закрепить понятия «окончание», как изменяемой части слова и его ролью в предложении, «основа слова».

Задачи:

  • закрепить знания детей о частях слова и основы слова;
  • развивать навыки морфологического анализа и синтеза слов;
  • формировать навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок, окончаний;
  • закрепить правила правописания жи-ши, чу-ча;
  • развивать монологическую речь обучающихся;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
  • воспитывать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Вокруг нас много всего хорошего, в том числе в русском языке много добрых слов.

- Вы знаете их? Назовите их!

(СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ВСЕГО ДОБРОГО, УДАЧИ ВАМ, БОЛЬШЕ СПАСИБО, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ, ВЫЗДОРАВЛИВАЙТЕ, ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ, ИЗВИНИТЕ, БУДЬТЕ ДОБРЫ! БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ! и т.д.)

- Вот я говорю вам: ДОБРЫЙ ДЕНЬ, РЕБЯТА! Начинаем наше занятие.

- В начале небольшая разминка для мозга. Перед вами картинки. По первым звукам слов-картин составьте слово и озвучьте! Для удобства работы используйте листочки и ручки, т.е. первый звук слова запишите на листочке.

- Задание ясно?

- Молодцы!

Введение в тему

- Чтобы определить тему занятия, вы должны прочитать слова через одну букву. Первая буква выделена.

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ ОТСУНЖОКВЙА СПЛЫОНВЯА

- Кто разгадал? Озвучьте! (Предлагаю выйти к доске и выделить чертой нужные буквы для прочтения)

- Правильно! Тема нашего занятия "ОКОНЧАНИЕ. ОСНОВА СЛОВА".

II. Основная часть

- Запишите сегодняшнее число, месяц, тему!

- Ребята, скажите, из чего состоит наша речь? Повторите!

(Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов).

- Из каких частей состоит слово? (приставки, корня, суффикса, окончания)

- Внимательно посмотрите на доску. Работу будем выполнять на доске, по цепочке.

1. - Из данных частей составьте слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание. (на доске)

  • город пере к а -
  • снеж под ник -
  • чик стуль -
  • а берез -

- Таким образом, мы уже умеем выделять в слове все его части. Какие? Назовите их снова.

- Молодцы, справились с заданием.

2. Рассмотрим следующее задание на доске. Прочитайте предложения. Озвучьте! Рассмотрим варианты ответов.

Пап_ любит сын_.

Пап_ любит сын_.

- Объясните смысл каждого предложения. (В 1 предложении: Папа любит сына. Во втором - Сын любит папу).

- Почему смысл предложений изменился? (Потому что мы вставили разные окончания).

- ПАПА и ПАПУ - это однокоренные слова?

- Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении. Изменилась его форма.

- Как же называется эта часть слова?

- Она называется - окончание.

- Для чего служит окончание?

- Для связи слов в предложении.

- Как вы думаете, что же такое ОКОНЧАНИЕ?

- Окончание - это изменяемая часть слова. Папа, у папы, папу, с папой.

- Ну, а теперь несложно будет понять, что же такое ОСНОВА СЛОВА,

- ОСНОВА СЛОВА - это неизменяемая часть слова без окончания.

- Что может входить в основу? (Приставка, корень, суффикс)

- Запомните!

Пример: зима, зимушка, зимний, зимовье.

- Запишите эти слова в тетрадь, выделите окончания и основы слов. Работу выполняете самостоятельно.

III. Закрепление материала

Подготовка руки к письму.

Упражнения «Согреем ладони», «Помоем руки», «Руки в замок: вытянуть руки вперед, руки вверх».

1. Составьте слова из отгадок головоломок. Ответы пишите в тетрадь, выделяете окончания, основы слов. (слова на доске)

- Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

- Корень, как у слова КОВАТЬ.

- Окончание в слове СОВА.

- Что это такое? (подкова)

- Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

- Корень такой же, как в слове ХОДОК.

- Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

- А окончание, как в слове МАМА.

- Это слово - (походка)

- Таким образом, мы упражнялись из частей слов составлять слова.

- Разделите полученные слова на слоги, предварительно выделите красным цветом гласные. Помним правило: сколько гласных в слове, столько и слогов.

(индивидуально к каждому подхожу и проверяю правильность хода работы).

- Молодцы! С заданием справились.

- Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?

(Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, что бы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)

2. Составьте словосочетания. К словам первого столбика, подберите слова из второго столбика. Сначала озвучим ответы, затем напишите их в тетрадь.

Выделите окончания и основы у слов, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

Чудесная

море

Чайная

рыба

Широкое

встреча

Жилая

чашка

Живая

комната

3. Прочитайте вопросы. Из данных в скобках слов составьте и запишите ответы на эти вопросы. Сначала работаем устно, озвучиваем ответы.

А) Где жили грачи? (в, березовый, грачи, роще, жили).

Б) Кто однажды забрался в рощу? (забрался, в, однажды, рощу, кот)

- В первом предложении, какое слово является главным? (Грачи)

- Отметьте это слово крестиком и подчеркните одной чертой.

- Что делали грачи в роще? (Жили). Подчеркиваем двумя чертами, это будет действие.

(Аналогично разбираем и втрое предложение).

III. Итог занятия

- Назовите тему занятия.

- Что такое ОКОНЧАНИЕ? ОСНОВА СЛОВА? (определения)

- Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и работали на занятии.

- До следующей встречи!

Резерв:

- Игра «Блиц-опрос»

- Поработаем с цветными окончаниями.

Если «да» - зелёный цвет, если «нет» - синий цвет, если «не знаю» - розовый.

  • Окончание - это часть слова? - Да!
  • Окончание - это изменяемая часть слова? - Да!
  • Окончание - это часть основы? - Нет!
  • Окончание служит для связи слов в предложении? - Да!
  • У одного и того же слова могут быть разные окончания? - Да!
  • Основа слова - это неизменяемая часть слова без окончания. - Да!

Тема: "Окончание и основа слова" раздаточный материал

1. Чтобы определить тему занятия, прочитайте слова через одну букву. Первая буква выделена.

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ ОТСУНЖОКВЙА СПЛЫОНВЯА

2. Записать слова, выделить окончания слов.

зима, зимушка, зимний, зимовье.

3. Составьте словосочетания. К словам первого столбика, подберите слова из второго столбика. Выделите окончания и основы слов.

Чудесная

море

Чайная

рыба

Широкое

встреча

Жилая

чашка

Живая

комната

3. Прочитайте вопросы. Из данных в скобках слов составьте и запишите ответы на эти вопросы.

А) Где жили грачи? (в, березовый, грачи, роще, жили).

Б) Кто однажды забрался в рощу? (забрался, в, однажды, рощу, кот)

Раздаточный каждому для работы на вычеркивание ненужных букв

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА

ОСКЛОВНДЧИАЩНФИРЕ

ОТСУНЖОКВЙА

СПЛЫОНВЯА