Особенности организации индивидуально-групповой деятельности

Разделы: Биология


Сегодня основной формой организации учебного процесса является урок. В условиях класса, на уроке очень трудно создать среду в которой преобладали мотивирующие факторы и активность обучающихся. Известный психолог Давыдов отмечал, что школьная жизнь не удовлетворяет требованиям ведущей подростковой деятельности, а именно деятельность посредством общения. Во время урока общение организуется крайне редко. Сегодня современный урок должен разумно сочетать в себе педагогическое управление учителем и и самостоятельность обучающихся. Данная система должна включать в себя определенные условия:

  • Главное место на уроке отводится познавательной деятельности обучающихся
  • Все методы и формы обучающей деятельности должны быть направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности
  • Преобладать должны такие виды познавательной деятельности, ко торые направлены на формирование самостоятельное приобретение знаний и умений
  • На уроке обязательно должны присутствовать элементы дискуссии, эксперимента, исследований и обязательно групповая деятельность

Первое с чем сталкивается учитель при организации индивидуально-групповой деятельности это формирование группы. Сформировать группу это сложная педагогическая проблема. Очень важно обращать внимание на взаимоотношение внутри группы. Формирование групп по составу может быть как гомогенное, так и гетерогенное. На начальных этапах организации группы лучше, чтобы она была гетерогенная, а потом можно переходить к гомогенным. Численный состав группы может быть 8-9 человек, 6-7 человек но лучшие результаты показывают группы в количестве 3-4 человека.

Методика организации индивидуально-групповой деятельности имеет определенный правила и если учитель хочет достигнуть результата, то лучше ими не пренебрегать. Первое на что следует обратить внимание, сто единицей учебного процесса является не урок, а целая тема. Если тема включает в себя 4 урока, то все 4 урока должны проходить в форме индивидуально-групповой деятельности, так как в данном случае мы говорим о методике групповой деятельности, а не об элементах групповой работы на уроках. Нельзя забывать о структуре урока. На каждом уроке должен присутствовать организационный момент и подведение итогов (рефлексия) обязательно.

Первый этап - вводный урок. Он может быть в форме лекции. Учитель должен объяснить материал, который по его мнению может вызвать затруднения при самостоятельном изучении темы.

Второй этап - самостоятельная работа. Работа проводится по инструктивным карточкам в группах под руководством учителя. Важно, чтобы работа была не только с учебником, но и с натуральными объектами, гербариями, видеофильмами, опытами. Лучшие ученики могут выступать в роли консультантов.

Третий этап - систематизация и коррекция знаний. Учитель проверяет, как обучающиеся самостоятельно усвоили материал и вносит дополнения и уточнения. На этом этапе можно провести промежуточный контроль знаний.

Четвертый этап - заключительный. Проводится как контрольно-обобщающий. При проведении такого урока материал необходимо сформировать по всей теме. Он может быть проведен в форме - семинара, конференции, защиты группового проекта. По результатам урока ученик получает две оценки:

  1. одинакова для всех членов группы (отражает работу группы по всей теме),
  2. индивидуальная.

По этим оценкам можно вычислить коэффициент индивидуальной активности для каждого ученика.

Обязательно на каждом уроке нужно выделить по 5-7 минут для проведения самоконтроля внутри группы, чтобы понять что обучающиеся запомнили на предыдущем уроке. Результаты самоконтроля руководитель группы обязательно сдает учителю. Во время самостоятельной работы учитель может провести беседу с любым учеником группы.

Организация индивидуально-групповой деятельности значительно повышает эффективность познавательного процесса на уроке, у обучающихся формируются умения самостоятельной работы и УУД, повышается интерес к работе в группах, усиливается интенсивность учебного процесса, снижается утомляемость.

Французский педагог Роже Кузине указывал на положительное влияние групповой работы на обучающихся: «Групповая работа не только содействует созреванию, но и вырабатывает настойчивость, а также устраняет лень. Происходит благотворное изменение в сознании: в сообществе равных ребенок совершенно естественно учится уважать труд других, не мешать им, оказывать помощь. Наибольшее преимущество такого обучения состоит не только в успешном освоении детьми многих вещей, сколько в приобретении ими навыков самостоятельной работы».