Сегодня основной формой организации учебного процесса является урок. В условиях класса, на уроке очень трудно создать среду в которой преобладали мотивирующие факторы и активность обучающихся. Известный психолог Давыдов отмечал, что школьная жизнь не удовлетворяет требованиям ведущей подростковой деятельности, а именно деятельность посредством общения. Во время урока общение организуется крайне редко. Сегодня современный урок должен разумно сочетать в себе педагогическое управление учителем и и самостоятельность обучающихся. Данная система должна включать в себя определенные условия:
- Главное место на уроке отводится познавательной деятельности обучающихся
- Все методы и формы обучающей деятельности должны быть направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности
- Преобладать должны такие виды познавательной деятельности, ко торые направлены на формирование самостоятельное приобретение знаний и умений
- На уроке обязательно должны присутствовать элементы дискуссии, эксперимента, исследований и обязательно групповая деятельность
Первое с чем сталкивается учитель при организации индивидуально-групповой деятельности это формирование группы. Сформировать группу это сложная педагогическая проблема. Очень важно обращать внимание на взаимоотношение внутри группы. Формирование групп по составу может быть как гомогенное, так и гетерогенное. На начальных этапах организации группы лучше, чтобы она была гетерогенная, а потом можно переходить к гомогенным. Численный состав группы может быть 8-9 человек, 6-7 человек но лучшие результаты показывают группы в количестве 3-4 человека.
Методика организации индивидуально-групповой деятельности имеет определенный правила и если учитель хочет достигнуть результата, то лучше ими не пренебрегать. Первое на что следует обратить внимание, сто единицей учебного процесса является не урок, а целая тема. Если тема включает в себя 4 урока, то все 4 урока должны проходить в форме индивидуально-групповой деятельности, так как в данном случае мы говорим о методике групповой деятельности, а не об элементах групповой работы на уроках. Нельзя забывать о структуре урока. На каждом уроке должен присутствовать организационный момент и подведение итогов (рефлексия) обязательно.
Первый этап - вводный урок. Он может быть в форме лекции. Учитель должен объяснить материал, который по его мнению может вызвать затруднения при самостоятельном изучении темы.
Второй этап - самостоятельная работа. Работа проводится по инструктивным карточкам в группах под руководством учителя. Важно, чтобы работа была не только с учебником, но и с натуральными объектами, гербариями, видеофильмами, опытами. Лучшие ученики могут выступать в роли консультантов.
Третий этап - систематизация и коррекция знаний. Учитель проверяет, как обучающиеся самостоятельно усвоили материал и вносит дополнения и уточнения. На этом этапе можно провести промежуточный контроль знаний.
Четвертый этап - заключительный. Проводится как контрольно-обобщающий. При проведении такого урока материал необходимо сформировать по всей теме. Он может быть проведен в форме - семинара, конференции, защиты группового проекта. По результатам урока ученик получает две оценки:
- одинакова для всех членов группы (отражает работу группы по всей теме),
- индивидуальная.
По этим оценкам можно вычислить коэффициент индивидуальной активности для каждого ученика.
Обязательно на каждом уроке нужно выделить по 5-7 минут для проведения самоконтроля внутри группы, чтобы понять что обучающиеся запомнили на предыдущем уроке. Результаты самоконтроля руководитель группы обязательно сдает учителю. Во время самостоятельной работы учитель может провести беседу с любым учеником группы.
Организация индивидуально-групповой деятельности значительно повышает эффективность познавательного процесса на уроке, у обучающихся формируются умения самостоятельной работы и УУД, повышается интерес к работе в группах, усиливается интенсивность учебного процесса, снижается утомляемость.
Французский педагог Роже Кузине указывал на положительное влияние групповой работы на обучающихся: «Групповая работа не только содействует созреванию, но и вырабатывает настойчивость, а также устраняет лень. Происходит благотворное изменение в сознании: в сообществе равных ребенок совершенно естественно учится уважать труд других, не мешать им, оказывать помощь. Наибольшее преимущество такого обучения состоит не только в успешном освоении детьми многих вещей, сколько в приобретении ими навыков самостоятельной работы».