Творческое мышление и познавательный интерес студентов на уроках биологии

Разделы: Биология


Познавательный интерес является важным компонентом эмоционального и познавательного отношения студентов к процессу биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.

Значение познавательного интереса для учебного процесса заключается в том, что он является глубоким внутренним мотивом учения, вызывая чувство удовольствия и радости познания, стимулирует волю и внимание студентов; облегчает процесс усвоения материала; препятствует возникновению стресса в процессе обучения; повышает работоспособность.

Студент, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как "мертвый груз", а сам процесс обучения - как тяжелую и бессмысленную нагрузку. Отсутствие интереса приводит также к тому, что студент не стремится углублять свои знания. Волевых усилий в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности студентов не распространяются.

Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса на уроках общей биологии является следующее:

1. Вовлечение в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач;

2. Обеспечение разнообразия учебного труда;

3. Установление связи нового материала на уроке биологии с уже известными знаниями, полученными на предыдущих уроках;

4. Использование разнообразных форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают студенты;

5. Обсуждение на уроках общей биологии интересных и новых фактов;

6. Эмоциональность самого учителя;

7. Использование на уроке активных форм, методов и приемов обучения (поисковая, эвристическая беседа; постановка и решение проблемных вопросов; решение творческих задач; проведение наблюдений, дискуссия);

8. Обращение преподавателя к личному опыту студентов, его собственным первоначальным представлениям о природе и обществе;

9. Реализация на уроках общей биологии межпредметных связей с разными предметами;

10. Доброжелательное отношение преподавателя, доверительное общение с ними.

Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у студентов - это использование на уроках идей проблемного обучения биологии. Если педагог не реализует принцип проблемности на своих занятиях, то он нередко осуществляет так называемое "догматическое" обучение (главными видами деятельности были слушание и механическое заучивание), средние века, религиозное обучение.

Согласно данным исследования В.С.Ротенберга и С.М.Бондаренко, более 80% вопросов, с которыми учителя обращаются к ученикам, требуют только механического воспроизведения выученного. Следствием такого обучения является то, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны или с нескольких сторон, обычно ставят в тупик.

Подавляющее большинство вопросов и заданий в учебниках биологии и пособиях биологии предполагают деятельность преимущественно на репродуктивном и частично поисковых уровнях. Задания творческого уровня встречаются гораздо реже и рассчитаны в большей степени на внеклассную работу (примерами являются вопросы и познавательные задачи для проведения школьных биологических олимпиад разных уровней).

Догматическое обучение ведёт к тому, что студенты не видят новых или альтернативных способов решения проблем, не могут смириться с опровержением некогда ставших ему известными истин.

Шаблонность, негибкость ума затрудняет процесс накопления опыта творческой деятельности. В то же время известно, что интеллектуальное развитие человека осуществляется только в условиях преодоления препятствий, а также интеллектуальных трудностей.

Поэтому формирование творческой личности предполагает особую организацию процесса обучения, при котором достигается усвоение опыта творческой деятельности.

Проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений помогает проблемное обучение.

Оно основывается на постановке перед студентами учебных проблем, которые затем самостоятельно или с помощью педагога разрешаются учащимися. Формирование учебной проблемы приводит к возникновению проблемной ситуации.

Под проблемной ситуацией понимают определенное психологическое состояние, возникшее в процессе выполнения задания, требующего новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

В психологической литературе имеется указание на наличие пяти этапов решения учебной проблемы:

1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

2. Использование известных способов решения;

3. Расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового принципа действия;

4. Реализация найденного принципа;

5. Проверка правильности решения.

В проблемном обучении особую важность приобретает поддержание своевременной обратной связи. Система управления "учитель - ученик" должна отвечать следующим требованиям:

1. Ясность цели управления.

2. Хорошая организация прямых и обратных связей.

3. Выбор адекватных методов преподавания на основе полученной информации.

4. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.

5. Требовательность учителя по отношению к студентам должна быть позитивной и обоснованной.

6. Учитель выбирает методы работы со студентами, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

7. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения, к укреплению веры в их силы способности.

Основной формой передачи студентами опыта творческой деятельности в процессе проблемного обучения является разработанные педагогом творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых студенты и должны накапливать опыт поиска способов решения.

К творческим задачам относятся такие, которые требуют от студентов самостоятельного применения знаний в новых условиях, создания чего-то субъективного (а иногда и объективного) нового.

Под творческой задачей понимают словесную, речевую формулировку проблемы, выступающую в форме интеллектуального задания.

При решении проблемной задачи студенты понимают, что имеющихся знаний им уже не достаточно. В этой ситуации у студентов возрастает потребность в учении, более четко выявляются мотивы познавательной деятельности.

Немаловажную роль в развитии творческого мышления и познавательного интереса составляет ИГРА. Игра - старейшая, и, видимо самая универсальная форма обучения всех живых существ, обладающих интеллектом.

Включая в уроки игровые моменты можно заинтересовать предметом самых пассивных, равнодушных, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и малоинтересному материалу.

Например: Логическая цепочка "Что из чего состоит?"

Учащимся раздаются в двух экземплярах карточки, на которых крупно написано: ОРГАНИЗМ, СИСТЕМЫ ОРГАНОВ, ОРГАНЫ, ТКАНИ, КЛЕТКА, ОРГАНОИДЫ, МОЛЕКУЛЫ, АТОМЫ. Две группы по команде должны выстроить их в логическую цепочку. Выигрывает та группа, которая закончит первой.

Игры могут отличаться учебными целями, задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, составом участников, нацеленные на действие с объектами, текстом или взаимодействия с партнерами. Учебные игры можно использовать на разных этапах урока или как вариант обобщающего урока по теме.

В заключение можно отметить, что в применении проблемного подхода на уроке биологии имеются свои трудности:

1. Проблемное обучение требует большого количества времени, чем "традиционное" изложение материала преподавателем;

2. Студенты должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит успешно обсуждать поставленную проблему.

Следовательно, проблемный урок проводить значительно труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане, как это обычно бывает при догматическом обучении.

Однако преимущества проблемного подхода также не менее очевидны:

1. У студентов в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

2. У студентов формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;

3. При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учебе.

Таким образом, проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение студентов всех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.

Итак, для повышения эмоциональной активности на уроках биологии, пробуждения у них в дальнейшем стабильного интереса к изучению, необходимо в полной мере развивать эмоциональную сферу: эмоции, чувства, переживания, настроения, используя многообразие проявлений самой природы.

А игры помогают пополнить недостающие знания, заставляют вспомнить и лучше осознать старый материал, воспитывают такие качества, как любознательность и наблюдательность. Особенность учебной игры состоит в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, выработку рефлексивных умений.

Следует широко применять методы, средства и формы обучения, способствующие повышению эмоциональной насыщенности урока, делающие процесс общения ребенка с педагогом естественным и гармоничным.