Определение места понятия компетенций в структуре ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


ФГОС – это необходимый для современного отечественного образования документ, который был составлен с учетом глубокого анализа и синтеза накопленного профессионального опыта современных перспективных тенденций развития отечественного и зарубежного образования. Отличительная черта ФГОС в том, что в его основу заложены не предметные, а ценностные ориентиры.

Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Компетентностный подход не является совершенно новым для российского образования. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах отечественных педагогов В.В.Краевского, Г.П.Щедровицкого, В.В.Давыдова и их последователей.

Базовыми понятиями компетентностного подхода являются термины «компетенция» и «компетентность». В российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор трактуется неоднозначно. Многие педагоги придерживаются точки зрения А.В.Хуторского, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним, а компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [1].

Компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, компетентность – уже состоявшееся его личностное качество [2].

В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет:

  • интегральный, метапредметный или надпредметный характер;
  • обобщенный характер (шире, чем ЗУНы);
  • в своей формирующей основе имеет не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные характеристики.

Список использованных источников

  1. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж.Дьюи, Э.Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
  2. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М.: Новая Москва, 1926. — 288 с.