Тренинг для родителей "Точка соприкосновения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Поиск взаимопонимания и точек соприкосновения во взгляде на требования родителей по отношению к детям.

Материалы: заранее подготовленные детьми-подростками коллажи на тему «Требования, которые нам предъявляют наши родители (взрослые)» (Приложение 1).

Время: 1–1,5 ч.

Вступительное слово. Сегодня мы поговорим об особенностях взаимоотношений с детьми-подростками. Постараемся определить психологические барьеры, которые мешают нашему эффективному общению с ними и попытаемся выявить причины возникновения конфликта.

1. Упражнение-приветствие

Все участники рассчитываются на 1, 2, 3, 4. Участники с № 1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; № 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; № 3 – кладут левую руку на левое колено, правую руку на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны; № 4 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как все участники примут исходное положение, тренер предлагает им по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Рефлексия:

  • Понравилась ли упражнение?
  • Сколько присутствующих удалось охватить?
  • Кому удобно было приветствовать, а кому не очень? Почему?

Ведущий: Да, в этой игре 1-м и 4-м номерам было очень трудно здороваться, с 3-ми номерами.  Не все догадывались о том, что можно наклониться и соприкоснуться локтями. А в нашей повседневной жизни всегда ли мы – взрослые (позиция № 1 и № 4) идем на какие-то уступки и относимся с пониманием к нашим детям? А как вы думаете, легко ли нашим детям (позиция №3) дотянуться до нас, суметь поделиться своей проблемой так, чтобы мы поняли их?

Высказывание родителей.

2. Ролевая игра

Из числа участников выбираются 3 человека. Распределяются роли: роль мамы, роль папы и роль ребенка. Им предлагается обыграть следующую ситуацию: ваш ребенок отпрашивается у вас погулять с друзьями. Уже вечер. Ваши действия?

Вопросы к участникам ролевой игры.

  1. Каково вам было в роли ребенка?
  2. Какие чувства вы испытывали?
  3. А какие мысли, может переживания, испытывали вы как родитель?
  4. Остались ли вы довольны своими действиями?

Вопросы к остальным участникам.

  1. Ваше мнение по поводу проигрывания ситуации?
  2. Как вы считаете, все ли родитель сделал правильно, если нет, то почему? и т.д.

Ведущий. Теперь, уважаемые родители, я предлагаю вашему вниманию работы, выполненные нашими ребятами. Это коллажи, которые называются «Требования, которые нам предъявляют родители (взрослые)». В своих работах ребята отразили свое недовольство и несогласие с некоторыми требованиями, которые предъявляют родители им. Родители рассматривают коллажи, ведущий поясняет.

Вопросы к родителям.

  1. Как вы думаете, почему именно это отразилось в работах детей?
  2. Как вы считаете, обосновано ли их недовольство и раздражение по отношению к нам как к родителям?
  3. Согласны ли вы родители с их возмущением и недовольством? и т.д.

3. Дискуссия

Во время дискуссии родители должны определить, какие действия взрослых вызывают протест детей и сделать вывод, как же сделать так, чтобы  общение с детьми было эффективным, как родителям сблизиться с детьми и предупредить уход детей из семьи.

4. Обратная связь

Передается мяч по кругу и родители высказываются по поводу этой встречи, делятся своими ощущениями, мыслями, чувствами и т.д.

Литература

  1. Мерзлякова Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства. – СПб.: Речь, 2007. 272 с.
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.:
  3. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность / Пер.с нем. – М.: Генезис, 2008. – 176 с.

Приложение 1

Коллаж обучающихся на тему «Требования, которые нам предъявляют родители (взрослые)»

Цель: Помочь участникам адекватно воспринимать требования взрослых, понять своих родителей, прийти к взаимоприемлемым решениям в конфликтных ситуациях.

Количество участников: 10–20 чел.

Возраст: с 13 лет.

Продолжительность: 40–45 мин.

Материалы: журналы, ватманы, фломастеры, ножницы и клей.

Ведущий: Жизнь устроена так, что в ней взаимодействуют люди разных возрастов: родители и дети. Обязанность родителей – вырастить своих детей, привить им социальные навыки, научить правильно ориентироваться в жизни. Обязанность детей: вырасти людьми, полезными для нашего общества, воспринять жизненный опыт предыдущих поколений. А для этого нужно прислушиваться к взрослым и выполнять их требования. Но в силу возраста требования родителей не всегда нас устраивают: мы считаем их слишком строгими или даже необоснованными.

Давайте вспомним, какие требования вызывают у нас раздражение, непонимание и даже гнев.

Разделитесь на группы и попробуйте с помощью предоставленных материалов (журналов, ватмана, фломастеров, клея и ножниц) создать коллажи, в которых были бы отражены необоснованные, на ваш взгляд, требования родителей. В вашем распоряжении 30 мин.

Теперь дайте своему коллажу название. (5 минут).

Пусть ваша группа объединится с другой группой. Покажет друг другу свои коллажи и расскажите, что вы думаете и чувствуете в связи с этим. На обсуждение у вас есть 10 минут.

Теперь возвращайтесь в большой круг, чтобы мы вместе смогли обсудить упражнение.

Рефлексия.

- Понравилось ли это упражнение?

- Какие чувства вы испытывали выполняя данное упражнение?

- Легко ли было выполнить данное задание?

- Если легко, то почему?

- Если трудно, то почему?

- Нашлись ли общие проблемы?

- Если бы в данный момент были ваши родители, какие бы вопросы вы хотели задать им?

Обратная связь. Мяч передается по кругу, и каждый участник высказывается о том, с какими чувствами, мыслями покидают сегодняшнее занятие.