Цель: Поиск взаимопонимания и точек соприкосновения во взгляде на требования родителей по отношению к детям.
Материалы: заранее подготовленные детьми-подростками коллажи на тему «Требования, которые нам предъявляют наши родители (взрослые)» (Приложение 1).
Время: 1–1,5 ч.
Вступительное слово. Сегодня мы поговорим об особенностях взаимоотношений с детьми-подростками. Постараемся определить психологические барьеры, которые мешают нашему эффективному общению с ними и попытаемся выявить причины возникновения конфликта.
1. Упражнение-приветствие
Все участники рассчитываются на 1, 2, 3, 4. Участники с № 1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; № 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; № 3 – кладут левую руку на левое колено, правую руку на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны; № 4 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как все участники примут исходное положение, тренер предлагает им по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Рефлексия:
- Понравилась ли упражнение?
- Сколько присутствующих удалось охватить?
- Кому удобно было приветствовать, а кому не очень? Почему?
Ведущий: Да, в этой игре 1-м и 4-м номерам было очень трудно здороваться, с 3-ми номерами. Не все догадывались о том, что можно наклониться и соприкоснуться локтями. А в нашей повседневной жизни всегда ли мы – взрослые (позиция № 1 и № 4) идем на какие-то уступки и относимся с пониманием к нашим детям? А как вы думаете, легко ли нашим детям (позиция №3) дотянуться до нас, суметь поделиться своей проблемой так, чтобы мы поняли их?
Высказывание родителей.
2. Ролевая игра
Из числа участников выбираются 3 человека. Распределяются роли: роль мамы, роль папы и роль ребенка. Им предлагается обыграть следующую ситуацию: ваш ребенок отпрашивается у вас погулять с друзьями. Уже вечер. Ваши действия?
Вопросы к участникам ролевой игры.
- Каково вам было в роли ребенка?
- Какие чувства вы испытывали?
- А какие мысли, может переживания, испытывали вы как родитель?
- Остались ли вы довольны своими действиями?
Вопросы к остальным участникам.
- Ваше мнение по поводу проигрывания ситуации?
- Как вы считаете, все ли родитель сделал правильно, если нет, то почему? и т.д.
Ведущий. Теперь, уважаемые родители, я предлагаю вашему вниманию работы, выполненные нашими ребятами. Это коллажи, которые называются «Требования, которые нам предъявляют родители (взрослые)». В своих работах ребята отразили свое недовольство и несогласие с некоторыми требованиями, которые предъявляют родители им. Родители рассматривают коллажи, ведущий поясняет.
Вопросы к родителям.
- Как вы думаете, почему именно это отразилось в работах детей?
- Как вы считаете, обосновано ли их недовольство и раздражение по отношению к нам как к родителям?
- Согласны ли вы родители с их возмущением и недовольством? и т.д.
3. Дискуссия
Во время дискуссии родители должны определить, какие действия взрослых вызывают протест детей и сделать вывод, как же сделать так, чтобы общение с детьми было эффективным, как родителям сблизиться с детьми и предупредить уход детей из семьи.
4. Обратная связь
Передается мяч по кругу и родители высказываются по поводу этой встречи, делятся своими ощущениями, мыслями, чувствами и т.д.
Литература
- Мерзлякова Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства. – СПб.: Речь, 2007. 272 с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.:
- Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность / Пер.с нем. – М.: Генезис, 2008. – 176 с.
Приложение 1
Коллаж обучающихся на тему «Требования, которые нам предъявляют родители (взрослые)»
Цель: Помочь участникам адекватно воспринимать требования взрослых, понять своих родителей, прийти к взаимоприемлемым решениям в конфликтных ситуациях.
Количество участников: 10–20 чел.
Возраст: с 13 лет.
Продолжительность: 40–45 мин.
Материалы: журналы, ватманы, фломастеры, ножницы и клей.
Ведущий: Жизнь устроена так, что в ней взаимодействуют люди разных возрастов: родители и дети. Обязанность родителей – вырастить своих детей, привить им социальные навыки, научить правильно ориентироваться в жизни. Обязанность детей: вырасти людьми, полезными для нашего общества, воспринять жизненный опыт предыдущих поколений. А для этого нужно прислушиваться к взрослым и выполнять их требования. Но в силу возраста требования родителей не всегда нас устраивают: мы считаем их слишком строгими или даже необоснованными.
Давайте вспомним, какие требования вызывают у нас раздражение, непонимание и даже гнев.
Разделитесь на группы и попробуйте с помощью предоставленных материалов (журналов, ватмана, фломастеров, клея и ножниц) создать коллажи, в которых были бы отражены необоснованные, на ваш взгляд, требования родителей. В вашем распоряжении 30 мин.
Теперь дайте своему коллажу название. (5 минут).
Пусть ваша группа объединится с другой группой. Покажет друг другу свои коллажи и расскажите, что вы думаете и чувствуете в связи с этим. На обсуждение у вас есть 10 минут.
Теперь возвращайтесь в большой круг, чтобы мы вместе смогли обсудить упражнение.
Рефлексия.
- Понравилось ли это упражнение?
- Какие чувства вы испытывали выполняя данное упражнение?
- Легко ли было выполнить данное задание?
- Если легко, то почему?
- Если трудно, то почему?
- Нашлись ли общие проблемы?
- Если бы в данный момент были ваши родители, какие бы вопросы вы хотели задать им?
Обратная связь. Мяч передается по кругу, и каждый участник высказывается о том, с какими чувствами, мыслями покидают сегодняшнее занятие.