Лексико-грамматические упражнения и игры для развития речи старших дошкольников по теме «Весна»

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра «Весенние слова»

Небо весной какое? – голубое, ясное, чистое, весеннее, высокое, безоблачное.

Солнце весной какое? – яркое, золотое, теплое, ласковое.

День весной какой? – светлый, весенний, солнечный, погожий.

Ветер весной какой? – теплый, приятный, легкий, свежий.

Ручьи весной какие? – быстрые, веселые, холодные.

Снег весной какой? – грязный, рыхлый, холодный, подтаявший.

Сосульки весной какие? – длинные, прозрачные, холодные, сверкающие.

Птицы весной какие? – перелетные, звонкие, веселые.

Подснежники весной какие? – нежные, весенние, красивые, ранние.

Игра «Назови ласково»

Солнце - солнышко, облако - облачко, птица - птичка, ручей - ручеек, дождь - дождик, скворец - скворушка, ветер - ветерок.

Использование скороговорок для развития речи старших дошкольников

Скороговорки о весне:

  • Лети скворец - зиме конец.
  • Увидел скворца - весна у крыльца.
  • Летит скворец - весны гонец.
  • Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
  • Наша весна красным красна.
  • Журчали ручьи и урчали,
    Жужжали шмели над ручьями!
  • Жуки жужжали, ручьи журчали,
    Жуки убежали, ручьи дожурчали.
  • Гледят галчата на грачат
    Гледят грачата на галчат.
  • У Зои мимозы, у Зины розы,
    Зоя у Зины взяла мимозы,
    Зина у Зои закупила розы.
  • В поле - все,все,все.
    В поле – сев, сев, сев.
  • Прослезилась сосулька от солнышка,
    Сизый селезень сонно спорхнул.
  • День морозный хоть и ясен,
    По весне тоскует ясень.
  • Весна красна цветами, а осень - снопами.
  • Валя на проталинке промочила валенки,
    Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Еще в старину придумали скороговорки. Разучивая и повторяя их с детьми, мы ускоряем развитие речи детей, делаем произношение отдельных звуков четким и понятным. Детям очень нравятся эти веселые скороговорки, которые не так легко произнести.

С их помощью дети учатся постигать родную речь в шутливой форме, в игре. Произношение скороговорок устраняет дефекты речи, они упорядочены по звукам. Регулярное повторение скороговорок помогает детям научится красиво говорить, улучшает память.
Скороговорки для дошкольников должны быть короткие, несложные, с интересным сюжетом.

Весне будет очень приятно послушать стихотворения о ней.

Дети любят стихотворение С.Я.Маршака «Апрель».

Легко и быстро можно выучить с ребятами это стихотворение при помощи пиктограммы. Но вначале необходимо об.яснить детям непонятные слова:
Что означает «стужа»? – сильный холод, мороз.

«Валежник» - упавшие на землю в лесу стволы деревьев, сучья, ветви.

Полезно предложить детям ответить на вопросы по стихотворению:

  • Какое стихотворение? Радостное, веселое.
  • О чем говорилось в стихотворении?
  • Что говорилось о снеге?
  • Что он делает?
  • А ручьи что делают?
  • А что появляется на дорогах?

Поможет ответить пиктограмма - «волшебные картинки».