Игра «Весенние слова»
Небо весной какое? – голубое, ясное, чистое, весеннее, высокое, безоблачное.
Солнце весной какое? – яркое, золотое, теплое, ласковое.
День весной какой? – светлый, весенний, солнечный, погожий.
Ветер весной какой? – теплый, приятный, легкий, свежий.
Ручьи весной какие? – быстрые, веселые, холодные.
Снег весной какой? – грязный, рыхлый, холодный, подтаявший.
Сосульки весной какие? – длинные, прозрачные, холодные, сверкающие.
Птицы весной какие? – перелетные, звонкие, веселые.
Подснежники весной какие? – нежные, весенние, красивые, ранние.
Игра «Назови ласково»
Солнце - солнышко, облако - облачко, птица - птичка, ручей - ручеек, дождь - дождик, скворец - скворушка, ветер - ветерок.
Использование скороговорок для развития речи старших дошкольников
Скороговорки о весне:
- Лети скворец - зиме конец.
- Увидел скворца - весна у крыльца.
- Летит скворец - весны гонец.
- Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
- Наша весна красным красна.
- Журчали ручьи и урчали,
Жужжали шмели над ручьями! - Жуки жужжали, ручьи журчали,
Жуки убежали, ручьи дожурчали. - Гледят галчата на грачат
Гледят грачата на галчат. - У Зои мимозы, у Зины розы,
Зоя у Зины взяла мимозы,
Зина у Зои закупила розы. - В поле - все,все,все.
В поле – сев, сев, сев. - Прослезилась сосулька от солнышка,
Сизый селезень сонно спорхнул. - День морозный хоть и ясен,
По весне тоскует ясень. - Весна красна цветами, а осень - снопами.
- Валя на проталинке промочила валенки,
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Еще в старину придумали скороговорки. Разучивая и повторяя их с детьми, мы ускоряем развитие речи детей, делаем произношение отдельных звуков четким и понятным. Детям очень нравятся эти веселые скороговорки, которые не так легко произнести.
С их помощью дети учатся постигать родную речь в шутливой форме, в игре. Произношение скороговорок устраняет дефекты речи, они упорядочены по звукам. Регулярное повторение скороговорок помогает детям научится красиво говорить, улучшает память.
Скороговорки для дошкольников должны быть короткие, несложные, с интересным сюжетом.
Весне будет очень приятно послушать стихотворения о ней.
Дети любят стихотворение С.Я.Маршака «Апрель».
Легко и быстро можно выучить с ребятами это стихотворение при помощи пиктограммы. Но вначале необходимо об.яснить детям непонятные слова:
Что означает «стужа»? – сильный холод, мороз.
«Валежник» - упавшие на землю в лесу стволы деревьев, сучья, ветви.
Полезно предложить детям ответить на вопросы по стихотворению:
- Какое стихотворение? Радостное, веселое.
- О чем говорилось в стихотворении?
- Что говорилось о снеге?
- Что он делает?
- А ручьи что делают?
- А что появляется на дорогах?
Поможет ответить пиктограмма - «волшебные картинки».