Трудно переоценить страх многих пятиклассников перед новым миром средней школы. Незнакомые учителя, новые предметы, другие кабинеты, все это вызывает у них беспокойство, эмоциональные переживания.
В предлагаемом мною первом уроке математики в 5 классе успешно решается эта проблема, у учащихся снижается тревожность, создается ситуация успеха, а значит формируется познавательный интерес, необходимый на любых школьных занятиях.
При подборе заданий на урок учитывалось умение ребят решать базовые задачи начальной школы и два основных принципа: от простого к сложному и смена видов деятельности. Для учителя важно познакомиться с обучающимися 5 класса с целью успешной адаптации их в учебном году, и лучше если это знакомство пройдет не формально.
Занятие представлено в виде групповой (командной) игры, хотя его легко можно перевести на фронтальные и индивидуальные формы работы.
Первый урок математики в 5-м классе
Цели:
- Способствовать повышению интереса учащихся к изучению математики, закреплению теоретических знаний о числе, навыков счёта;
- Создать условия для развития математической речи, внимания, логического мышления и воспитания чувства ответственности и дружеских отношений.
Задачи:
- Систематизация приобретенных знаний по математике в начальном звене через реализацию их в различных видах учебной деятельности;
- Формировать положительный настрой, мотивацию на изучение математики;
- Создание условий для самореализации способностей каждого обучающегося.
Оборудование: доска, раздаточный материал (листы с заданиями), магниты, листы в форме кирпичика с качествами.
1. Организационный момент
Учитель: Рада вас приветствовать в пятом классе. Сегодня у нас необычный урок математики, сегодня мы будем знакомиться, много играть, разгадывать, и конечно, изучать математику. Знаете ли вы что такое "УСПЕХ"? Сегодня вы построите свой "дом успеха" из кирпичиков успеха, заготовленных на доске. (На доске заготовлен каркас дома и карточки, пока повёрнутые белой стороной). Если вы правильно выполните задание, то имеете право взять любой кирпичик и положить его в стенку нашего дома, открыв секрет, который спрятан от вас на обратной стороне. Вы готовы постараться выполнить задания, которые я приготовила для вас?
Класс делится на 4 команды согласно рядам в классе. Каждый ряд это команда и все задания выполняются в команде и представляются по очереди.
2. Постановка темы и учебной задачи урока
Учитель: Знаете ли вы, что такое АНАГРАММА? Это слово зашифрованное перестановкой своих букв. Например: «орку», зашифровано «урок». Тема нашего урока зашифрована так: «ИЛОЧС» . Какая тема нашего урока? Правильно «Число». О чем мы будем сегодня говорить? Что будем делать с числами? Угадайте. "ЛЕДТИЬ","ЛАДСКЫТЬВА", "ЧИВЫТЬТА","НОТЬУМЖА".
3. Выполнение заданий
Ученики выполняют задание, если все правильно, то они могут взять любой кирпичик успеха и положить в дом.
№1. Прочитайте числа. (Выдаются карточки, ребята читают все по очереди)
1 КОМАНДА 3274 |
2 КОМАНДА 5293 |
3 КОМАНДА 7432 |
4 КОМАНДА 9352 |
№2. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел ещё одним числом.
(Дается время решить в команде и представить ответы учителю, а на проверке отвечают по одному ряду от команды)
1, 3, 5, 7, … 2, 4, 6, 8……. 5, 10. 15, 20, …. 11,22,33,44… |
1, 3, 5, 7, …… |
1, 3, 5, 7, …… |
1, 3, 5, 7, …… |
№3. Определите критерии и разбейте на группы следующие числа.
(Дается время решить в команде и представить ответы от команды)
17, 4, 153, 8, 19, 241, 45, 2, 507.
№4. Найдите закономерность и вставьте пропущенное число.
(Одна карточка на команду, дается время решить в команде и представить ответ от команды, при этом карточка показывается всему классу)
3 | 6 |
12 |
5 |
? |
20 |
8 |
? |
12 |
17 |
19 |
21 |
∆ |
▀ |
|
3 |
? |
5 |
13 |
16 |
17 |
15 |
18 |
? |
№5. Заполните пустые клетки под № задания, ответив на вопросы.
(дается время решить в команде и представить ответы от команды, сначала учителю, а проверка идет фронтально по очереди.)
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Сколько носов у двух псов? (2)
2. Три девочки шли из школы домой, а навстречу им два мальчика. Сколько ребят шло домой?(3)
3. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников? (4 ч)
4. Сколько ушек у трёх старушек? (6)
5. Сколько хвостов у семи котов? (7)
6. Сколько ушей у пяти малышей? (10)
7. Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
8. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
9. Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
10. На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
11. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка? (40 десятков)
12. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Сейчас я предлагаю отдохнуть. Вы встанете со своих мест, а я буду показывать рисунки. Если вы увидите рисунок, который имеет форму круга, то поднимите руки над головой, сцепив их в круг, если рисунок имеет форму треугольника, то хлопаете руками над головой три раза, если форму прямоугольника, то раздвигайте руки в стороны. (повторяем 4 раза)
№6. Поговорим о фигурах. (Фигуры из физкультминутки раздаются командам)
Используя линейку, вычислите длину и ширину прямоугольника.
Вычислите площадь прямоугольника, периметр прямоугольника.
№7. На внимательность.
(Всем командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа: 9, 4, 3).
Кроме ответа на вопрос о сумме чисел, на самом деле командам по очереди задаются следующие вопросы:
- Какое число записано в квадрате?
- Каким цветом нарисован круг?
- В какой фигуре записано число 9?
- Какая фигура стоит последней?
№8. Найдите ошибки и исправьте их.
Учитель: Ученики 5 класса тоже иногда могут допускать ошибки. Так в решении следующих заданий есть ошибки. Найдите и исправьте их.
12+4* 3 = 48 |
55 + 15: 5 =14 |
25- 7*2 = 36 |
44 – 20:5 = 6 |
№9. Решаем вместе
(Каждой команде предлагается решить пример. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно).
(1218 : 3 + 3785 * 68) *(371 + 23 *78 – 2165)
4. Рефлексия
Учитель: Вот мы и раскрыли все секреты успешности. Построили наш дом, в котором вы будете добиваться успеха. Давайте внимательно взглянем, что у нас получилось. Итак, чтобы быть успешным на уроках математики в 5 классе, необходимо…