Повышение качества образовательного процесса через внедрение проектной технологии

Разделы: География


Презентация.

Слайд 1. Перед современным российским образованием стоит задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».

Слайд 2. Качество образования - степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательных отношений: учащихся и их семей, администрации школы, педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата. Считаю, что добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, невозможно без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Как же повысить интерес, а значит и качество знаний учащихся по географии? Новый стандарт ориентирует деятельность учителя на проблемную, исследовательскую деятельность. Я согласна с опытом работы тех коллег, которые рассматривают проектную технологию как одну из продуктивных в образовательном пространстве.

Слайд 3. Данная технология имеет обозначенную на слайде цель и понимается мною как система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются.

Как отмечает Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Слайд 4. Для меня идея проектного обучения, как отмечают многие, не нова, берет начало со студенческих лет и связана с именем моего преподавателя Грановского Семена Анатольевича, под руководством которого я получила азы проектной деятельности. Продуктом исследования явилась работа «Говорят стены – руины Мамаева кургана».

Слайд 5. Метод проектов с той поры претерпел эволюцию и применяется не только во внеклассной деятельности, но и на уроках. Так, например, в 5 классах в рамках двух уроков географии выполнен проект «Соседи Солнца. Планеты – гиганты и маленький Плутон». Совместная групповая работа позволила проявить ребятам свои лучшие качества: кто - то умеет говорить, кто - то рисовать, делать макеты, кто - то умело использовать мультимедиатехнику, в частности девочки с ОВЗ, а кто - то, имея развитое внимание, эрудицию на этапе рефлексии смог быстро исправить ошибки фантастического путешествия.

В 9 классах проведенное коллективное исследование на тему «Может ли российское машиностроение конкурировать с зарубежным», отличалось большей самостоятельностью и завершилось представлением, и защитой презентаций. Что это дало? Для сильных учащихся - возможность подняться по лестнице знаний, так как выполнили задание, выходящее за рамки программы, а слабым - над чем и каким образом работать, чтобы иметь ситуацию успеха.

Мини-исследование, проведенное со специалистом ВРОО «Жилищный контроль» Е.А.Загоруйко, «Проблемы и перспективы переработки мусора в Калачеевском районе» имело интегрированный характер, и было осуществлено с Г.М.Плотниковой, учителем химии. Позволило применить межпредметные связи для математических расчетов экологических проблем.

Слайд 6. Необходимость обратить внимание на экологическое состояние Арктики возникла на уроке в 10 классе при изучении «Мировых природных ресурсов», в связи с глобальным изменением климата, возрастающей активностью людей в экстремальном районе. «Арктика – фасад России» - эта тема отличалась глубиной исследования, ребята отбирали литературу в библиотеке с Г.Г.Рябикиной, привлекали материалы Интернет – сайтов для анализа, выводов, рекомендаций.

Слайд 7. Динамику успешности обучения учащихся с применением активных форм обучения, в т.ч. и проектной, подтверждает диаграмма по 11 классу за предыдущие годы учебы. Поясню, за 2016–2017 год - учтен ни весь класс, а только группы: химико – биологическая и социально-гуманитарная.

Слайд 8. А теперь остановлюсь на парных проектах. При изучении «Пищевой промышленности» на уроке географии в 9 классе учащимися был составлен кластер предприятий поселка Пригородный. Здоровцова Аня и Покусаева Яна углубили данную проблему исследования по теме «ОАО Калачеевский мясной комбинат» на продовольственном рынке».

Слайд 9. Данная технология помогла им создать и другие проекты: «Имидж поселка Пригородный», «Проблемы экологического состояния Пригородного поселения», связанные с дальнейшим выбором профессии, овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений. Учитывать необходимые требования: соблюдение временнóго регламента, содержательность, наглядное представление материала, соблюдение стиля речи.

 Слайд 10. Поэтому в 11 классе результативность участия учениц в региональных конференциях возросла. Яна получила возможность 30% скидки обучения в ВИЭСУ, а Аня получила дополнительные баллы для обучения на бюджетной основе ВГАУ.

 Слайд 11. В ходе исследований мы активно сотрудничаем с общественными организациями, с представителями предприятий, родителями, которые заинтересованы в успехах своих детей. Сотрудничество с лесничими Калачеевского лесхоза и родителями наиболее ярко проявилось в исследованиях Васильевой Ксении по изучению, сравнению растительных сообществ района, проводимых с 6 класса.

 Слайд 12. Работая над проектами, Ксения сочетала полученную информацию и самостоятельную работу с научным материалом, выявляла проблемы, обрабатывала, анализировала, полученные результаты исследований.

Слайд 13. Мониторинг ее исследований подтверждает, что она имеет богатый материал для своего учебного Портфолио, который представлен не только дипломами, грамотами, медалью, но и опубликован в сборниках ВГПУ «От любви к природе – к культуре природопользования».

Слайд 14. В выступлении приведены отдельные примеры, но мы работаем с большой группой детей, участие их представлено на слайде. Наиболее интересные и удачные исследования, по - моему мнению, межпредметные, по направлениям - экология, краеведение, социология. Это объединило и нас, учителей географии, химии и биологии, истории и обществознания в «проектный тандем». На лицо еще одна сторона, влияющая на повышение качества образовательного процесса - сотрудничество с коллегами.

Слайд 15. Наша работа нашла признание не только на конкурсах, конференциях, но и на областной станции юннатов. По их рекомендации учащиеся за активную экологическую деятельность были приглашены на фестиваль науки, на областной экологический детский фестиваль «Экоград», на форум одаренных детей Воронежской области.

Слайд 16. Таким образом, итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются не столько предметные результаты, сколько личностное их развитие, формирование умения сотрудничать и самостоятельно работать, повышение успешности в ученическом коллективе и в выборе будущей профессии.

Считаю, что образовательная среда, формируемая в рамках данной технологии, способствует развитию у обучающихся творческих способностей, формированию системного мышления, самореализации и самоутверждению, развивает УУД, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.

В школе постепенно создается атмосфера, в которой бездействовать становится просто невозможно и можно с уверенностью сказать, что данное направление работы способствует принятию нестандартных решений, адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда, повышению качества образования детей. Знания учащихся, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.

Литература

1. Захаров А.Г. Использование метода проекта в обучении географии. География и экология в школе 21 века. № 4, 2007.
2. Ковалева, Г. Оценка качества образования// Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С.150-155.
3. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций // Вестник образования. – 2013. - №21. – С.62 – 69.