Технологическая карта изучения темы «Склонение имён существительных и имен прилагательных». 4-й класс, УМК «Школа России»

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Тип урока

Урок закрепления знания об имени прилагательном и имени существительном.

Цель темы

Усвоить сходство и различия между данными частями речи.
Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.

Задачи

Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий.
Развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре.
Совершенствовать умения классифицировать и различать существительные и прилагательные по вопросам и окончаниям.

Умения

Предметные: Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.
Универсальные учебные действия
Регулятивные: Оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез.
- Выполнять задания на основе упражнений;
- Выполнять действия по заданному алгоритму.
Коммуникативные:
Учиться  работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.
Личностные: Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

Планируемый результат

Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.

Основные понятия

Имя существительное. Имя прилагательное.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы: основные
- дополнительные

Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», 4 кл., 1 ч.,
презентация к уроку «Склонение имён существительных и имен прилагательных», карточки-задания.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Этапы урока

Технология проведения

Деятельность
ученика

Деятельность
учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Мотивация (самоопределение)

Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

 

 

 

Объясняют смысл пословицы, проговаривают правила поведения в общении.
Слайд 1

Настраивать детей на работу.

I этап. 
Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы с вами проверим, как усвоили сходства и различия между именами прилагательными и существительными и постараемся помочь друг другу, если в этом будет необходимость.

- Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Слайд 2.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Личностные УУД
Особое внимание уделяется на оказание помощи во время работы соседу по парте.

I этап. Организационный момент.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД
Нам нужно научиться сотрудничать с соседом по парте и уважать его мнение.

II этап. Актуализация знаний.

Цель:
1) повторить тему предыдущего урока «Cамостоятельные части речи»
2) учить определять род имен существительных.

Работать с информацией на карточках

Слайд 3

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по заданию.

Организовать индивидуальную работу с помощью сигнальных карт.

II этап. Актуализация знаний.
Распределительный диктант
Записать имена существительные в три столбика: м.р., ж.р., ср.р.
Глушь, солнце, плащ, молодёжь, окно, ночь, борщ, молоко, товарищ, здоровье, мелочь, помощь.
(Фронтальная проверка)
Слайд № 4
Познавательные УУД
Выполнять задание на основе упражнения;
Проводить сравнения;
Строить объяснение в устной форме.

II этап. Актуализация знаний.
Работа фронтальная
- Осмотритесь и запишите имена существительные м.р., ж.р., ср.р 

Познавательные УУД
Владение общими приёмами выполнения заданий.

III этап. Самоопределение к деятельности

Цель:
1) Фиксация индивидуально
го затруднения

2) вывести тему и цели урока

Работать с информацией, представленной
В таблице на стр.69 учебника с целью поиска и выделения необходимой информации.
Слайд № 5

Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать фронтальную работу для выведения темы и целей урока.

III этап. Работа по вопросам данными в учебнике

Познавательные УУД

Проводить классификацию;
Строить объяснение в устной форме.
Слайд № 6

III этап. Работа по вопросам данными в учебнике
Работа в паре
- Проверьте, справился ли с заданием ваш сосед по парте?

Коммуникативные УУД
Научиться сотрудничать с соседом по парте.

- Чем сходны и чем различаются существительные и прилагательные?

Познавательные УУД
Строить логическую цепь рассуждений.

IV этап. Работа по теме урока

Цель:
1) Усвоить сходство и различия между данными частями речи. Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные

2) Выявление места и причины затруднения.

3) составить алгоритм сравнения имён существительных и прилагательных

4) учить находить грамматические признаки  имен  существительных и прилагательные по алгоритму.

 

 

Физкультминутка
Слайд № 8

Работать с информацией, представленной в учебнике на стр.70.
Упр. 116

Слайд № 7
Учитывать степень сложности задания  и определять для себя возможность/невозмож-
ность его выполнения.

 

 

 

Осуществлять самоконтроль:
соотносить собственную запись с предложенным вариантом.

 

 

 

 

 

 

Работать с информацией, представленной в учебнике на стр.70.
Упр. 118 - повышенный уровень
119 - программный уровень

Организовать работу по учебнику

Контролировать работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

IV этап. Самостоятельная работа с применением имеющихся знаний.
Упр. 116
Списать. Укажи род имён существительных.
Какими частями речи являются выделенные слова?
Какие грамматические признаки можно определить?

Регулятивные УУД
Задание,  ориентирующее школьника на проверку правильности выполнения задания.

- Для того чтобы правильно  классифицировать имена существительные, нужно действовать пошагово (составление алгоритма).

1) определить часть речи:
2) поставь вопрос кто? или что?
3) вспомни, на какие вопросы отвечают существительные и прилагательные
и какие грамматические признаки можно определить.
4) сделай вывод.
Регулятивные УУД
Контроль деятельности по результатам выполнения задания по алгоритму.

Познавательные УУД
Формулирование правила написания на основе существенных признаков.

 

Списать 2 предложения. Указать части речи.

Списать. Указать род имён прилагательных

IV этап.
Самостоятельная работа с применением имеющихся знаний.
Работа в паре.
- Проверь работу соседа по парте и укажи на ошибки.
Коммуникативные УУД
Взаимодействие с соседом по парте.
Личностные УУД
Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам посредством системы заданий.

Работа в малых группах
- Учащиеся 1группы выписывают словосочетания существительного и прилагательного муж. рода,
учащиеся 2 группы выписывают словосочетания существительного и прилагательного жен. рода,
учащиеся 3 группы выписывают словосочетания существительного и прилагательного среднего  рода.
Познавательные УУД
Владение общими приёмами выполнения заданий.
Построение логической цепи рассуждений.

V. Самооценка. Рефлексия деятельности.

Цель:
1) подвести итог проделанной работе на уроке

Домашнее задание.

VII. Самооценка. Рефлексия деятельности. 
Работа по карточкам
Подбери к каждому имени прилагательному подходящее существительное.
Составь словосочетания и запиши.
Укажи число и род имён прилагательных.
Крупный огромный (зёрна, озеро); старый, пожилой (возраст, газета);
ценный, дорогой (совет, вещь);
дружеский, дружный (совет, команда) Коллективная проверка. Слайд № 9
Оцените свою работу на уроке.
Примерные ответы детей:
- Я запомнил, как различать имена существительные и прилагательные.
- Я научился различать имена существительные и прилагательные.
- Я смог правильно подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
- Я смог правильно подобрать к прилагательным подходящие по смыслу существительные.
- Теперь я умею: …
различать имена существительные и прилагательные;
находить имена существительные и прилагательные;
правильно подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные;
правильно подобрать к прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Познавательные УУД
Выполнение задания на основе алгоритма. Слайд № 10

Домашнее задание: учебник, упр. 120 ср.71. Списать, вставить пропущенные буквы. Слайд № 11

- Спасибо за работу. Урок окончен.