Технологии развивающего обучения как средство формирования и развития интеллектуального потенциала школьника

Разделы: История и обществознание


В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается как процесс развития личности. Сегодня невозможно решить задачи обучения без создания условий для самостоятельного усвоения, приобретения и осмысления школьниками знаний. Большое внимание в настоящее время уделяется интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащихся. В результате межличностного познавательного общения восприятие учебного материала становится более качественным.

Технология проблемно-диалогического обучения с помощью проблемных задач и ситуаций придает обучению поисковый и исследовательский характер. Обучение предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Главное - это проблемность преподнесения материала. Как правило, технология проблемного обучения используется при изучении нового материала. Учащиеся на уроке должны ответить на вопрос, который имеет в своей основе противоречие, выводящее на проблему, которую следует решить. Материал преподноситься как логическая цепь проблемных ситуаций. Учащиеся постепенно приучаются вникать в сущность происходящего, ответственно относятся к работе и учатся оценивать собственную деятельность. В этом состоит воспитательный эффект продуктивной организации деятельности на уроке. Вариантами проблемного обучения рассматриваются проблемно-поисковая, исследовательская обучающие технологии, эвристическая беседа. В основе проблемной ситуации может лежать принцип игры. У учащихся развиваются общеучебные умения выделять признаки и свойства предметов, выстраивать логически свои ответы, самостоятельно делать выводы. Проблемно-диалогические уроки - это уроки сотрудничества и творчества. Создание таких уроков представляет трудный и длительный процесс. Система развивающего обучения ориентирована не только на развитие познавательных функций, но и на социализацию, на развитие школьника как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Учебники издательства «Просвещение», по которым я работаю, уже содержат проблемную ситуацию. В течение  урока проблема решается по схеме, заданной учителем. Например: дается противоречивая информация о каком-либо явлении или даются различные характеристики личности в источниках. Проблема может быть обозначена фрагментом фильма, отрывком из художественного произведения. В данном случае учитель создает условия для возникновения  внутренней потребности включиться в учебную деятельность.

Интерактивную проблемно-диалогическую форму работы я хотела бы проиллюстрировать на примере технологической карты урока по всеобщей истории 6 класса. Учащиеся в течении урока выполняют задания в рабочих листах.

Тема: "Раздробленность в Англии и Франции"

Цели урока:

  • На основе фактов сформировать представление об особенностях развития Англии и Франции.
  • Выявить сходство и различие в историческом развитии Англии и Франции.
  • Дать возможность осознать негативные последствия государственной раздробленности и междоусобиц в истории.

Термины: Сословно-представительная монархия, парламент, Генеральные штаты

Этапы

Действия учителя

Действия учеников

Формируемые УУД

Создание проблемной ситуации.
Формулирование проблемы

Мы изучаем историю Англии и Франции вместе или по отдельности?
Насколько дружественными были отношения англичан и французов?
Какое противоречие мы видим? Читает исторические источники.

Мы изучаем историю двух стран вместе. Отношения были недружелюбны.
Что общего в истории Англии и Франции?

Регулятивные УУД
Познавательные УУД

Гипотезы

Какие у вас гипотезы решения проблемы

Предлагают версии, записываются ключевые слова.

Коммуникативные УУД

Актуализация

Нам необходимо выяснить, что мы знаем о Франции и Англии
Какую роль в истории Англии сыграл Вильгельм Завоеватель? Что такое «Книга Страшного суда»? Можно ли сказать, что Англия усилилась при Вильгельме? Можно ли сказать, что Англия усилилась при Вильгельме? Как появился в Англии король из Франции - Генрих Плантагенет?
Почему французские земли принадлежали англичанам?
Составить синквейн
Ответить на вопрос: что объединяет Англию и Францию?

Вильгельм стал королем Англии.
Англия усилилась при Вильгельме. Феодальные отношения укрепились. Генрих - потомок Вильгельма Завоевателя, стал королем, когда не осталось потомков короля по мужской линии в Англии.
Составляют синквейн.

Регулятивные УУД

Поиск решения

 

Докажите, что Франция переживала период раздробленности. Назовите факты.
Какая страна была более раздробленной?
Обсудить в парах.
Заполните рабочий лист урока.

Приводят факты из учебника.

Франция.
Выполняют задание.

Коммуникативные
Познавательные

Сравнить действия королей. Внести в таблицу
Похожими ли были реформы

Короли Англии и Франции проводили похожие реформы

Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные

Работа в группах - технология «водоворот».
№1 Доказать, что в Англии усиливалась власть короля
№2 Доказать, что во Франции усиливалась власть короля
«Великая хартия вольностей»
Группы обмениваются мнениями и дополняют друг друга.
Заполняют рабочий лист урока.
 
1. Как этот документ ограничивал власть короля
2. Почему этот документ англичане считают началом своей свободы.
Работа с текстом  
Появилась новая форма государства - сословная монархия Находят общее и отличное в Парламенте и Генеральных штатах  

Применение нового знания
Решение проблемы.
Домашнее задание

Можно ли сказать, что изменения, которые происходили в Англии и Франции были похожими?
Можем ли мы ответить на проблему?
Какие гипотезы оказались верными? Провести рефлексию.
Заполнить рабочий лист урока.

Опережающее задание: прочитать п.17 и подумать о чем говорит название войны.
Выполнить письменное задание по английскому парламенту.

Можно.
Англия и Франция преодолевали раздробленность и сложилась сословно-представительная монархия

Познавательные УУД

Рабочий лист к уроку по теме "Раздробленность в Англии и Франции"

Ученик ____________________

1 Докажите, что Франция переживала период раздробленности
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

2 Запишите события, которые привели к тому, что король Англии стал вассалом французского короля и владельцем половины Франции
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________

3. Выбери верные утверждения и отметь их + исправь неверные утверждения на верные

В 1215 году англичане добиваются от короля подписания «Великой хартии вольностей»

 

Парламент- собрание представителей разных сословий во Франции

 

Генеральные штаты - собрание представителей всех сословий во Франции

 

Вильгельм Завоеватель в 1066 году стал французским королем

 

4. Сильная власть монарха имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Приведи 1-2 аргумента в поддержку каждого мнения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

 

 

Домашнее задание.

В 1215 году английский король подписал Великую хартию вольностей. Англичане считают этот документ началом своей демократии и свободы. В статье 39 было написано: « Ни один свободный человек ни будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо другим способом обездолен, и мы не пойдем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны».

В основу каких прав человека в современном демократическом государстве легла эта статья? Найдите похожие положения в Конституции РФ, глава 2 и выпишите их.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Ученик_________________

Рефлексия

Мои эмоции
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________

Что я узнал
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________

Что мне было интересно
___________________________
___________________________
___________________________

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  2. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. М., 2008.
  3. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник 5 класс. М., Издательство «Баллас», 2012.
  4. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. Под редакцией Е.Е.Вяземского, М., Издательство «Русское слово», 2006.
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2008.
  6. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. Учебно-методические материалы. М., Издательство «Русское слово», 2012.