В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается как процесс развития личности. Сегодня невозможно решить задачи обучения без создания условий для самостоятельного усвоения, приобретения и осмысления школьниками знаний. Большое внимание в настоящее время уделяется интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащихся. В результате межличностного познавательного общения восприятие учебного материала становится более качественным.
Технология проблемно-диалогического обучения с помощью проблемных задач и ситуаций придает обучению поисковый и исследовательский характер. Обучение предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Главное - это проблемность преподнесения материала. Как правило, технология проблемного обучения используется при изучении нового материала. Учащиеся на уроке должны ответить на вопрос, который имеет в своей основе противоречие, выводящее на проблему, которую следует решить. Материал преподноситься как логическая цепь проблемных ситуаций. Учащиеся постепенно приучаются вникать в сущность происходящего, ответственно относятся к работе и учатся оценивать собственную деятельность. В этом состоит воспитательный эффект продуктивной организации деятельности на уроке. Вариантами проблемного обучения рассматриваются проблемно-поисковая, исследовательская обучающие технологии, эвристическая беседа. В основе проблемной ситуации может лежать принцип игры. У учащихся развиваются общеучебные умения выделять признаки и свойства предметов, выстраивать логически свои ответы, самостоятельно делать выводы. Проблемно-диалогические уроки - это уроки сотрудничества и творчества. Создание таких уроков представляет трудный и длительный процесс. Система развивающего обучения ориентирована не только на развитие познавательных функций, но и на социализацию, на развитие школьника как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Учебники издательства «Просвещение», по которым я работаю, уже содержат проблемную ситуацию. В течение урока проблема решается по схеме, заданной учителем. Например: дается противоречивая информация о каком-либо явлении или даются различные характеристики личности в источниках. Проблема может быть обозначена фрагментом фильма, отрывком из художественного произведения. В данном случае учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включиться в учебную деятельность.
Интерактивную проблемно-диалогическую форму работы я хотела бы проиллюстрировать на примере технологической карты урока по всеобщей истории 6 класса. Учащиеся в течении урока выполняют задания в рабочих листах.
Тема: "Раздробленность в Англии и Франции"
Цели урока:
- На основе фактов сформировать представление об особенностях развития Англии и Франции.
- Выявить сходство и различие в историческом развитии Англии и Франции.
- Дать возможность осознать негативные последствия государственной раздробленности и междоусобиц в истории.
Термины: Сословно-представительная монархия, парламент, Генеральные штаты
Этапы |
Действия учителя |
Действия учеников |
Формируемые УУД |
Создание проблемной ситуации. |
Мы изучаем историю Англии и Франции вместе или по отдельности? |
Мы изучаем историю двух стран вместе. Отношения были недружелюбны. |
Регулятивные УУД |
Гипотезы |
Какие у вас гипотезы решения проблемы |
Предлагают версии, записываются ключевые слова. |
Коммуникативные УУД |
Актуализация |
Нам необходимо выяснить, что мы знаем о Франции и Англии |
Вильгельм стал королем Англии. |
Регулятивные УУД |
Поиск решения
|
Докажите, что Франция переживала период раздробленности. Назовите факты. |
Приводят факты из учебника. Франция. |
Коммуникативные |
Сравнить действия королей. Внести в таблицу |
Короли Англии и Франции проводили похожие реформы |
Коммуникативные |
|
Работа в группах - технология «водоворот». №1 Доказать, что в Англии усиливалась власть короля №2 Доказать, что во Франции усиливалась власть короля «Великая хартия вольностей» |
Группы обмениваются мнениями и дополняют друг друга. Заполняют рабочий лист урока. |
||
1. Как этот документ ограничивал власть короля 2. Почему этот документ англичане считают началом своей свободы. |
Работа с текстом | ||
Появилась новая форма государства - сословная монархия | Находят общее и отличное в Парламенте и Генеральных штатах | ||
Применение нового знания |
Можно ли сказать, что изменения, которые происходили в Англии и Франции были похожими? Опережающее задание: прочитать п.17 и подумать о чем говорит название войны. |
Можно. |
Познавательные УУД |
Рабочий лист к уроку по теме "Раздробленность в Англии и Франции"
Ученик ____________________
1 Докажите, что Франция переживала период раздробленности
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
2 Запишите события, которые привели к тому, что король Англии стал вассалом французского короля и владельцем половины Франции
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
3. Выбери верные утверждения и отметь их + исправь неверные утверждения на верные
В 1215 году англичане добиваются от короля подписания «Великой хартии вольностей» |
|
Парламент- собрание представителей разных сословий во Франции |
|
Генеральные штаты - собрание представителей всех сословий во Франции |
|
Вильгельм Завоеватель в 1066 году стал французским королем |
|
4. Сильная власть монарха имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Приведи 1-2 аргумента в поддержку каждого мнения
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
|
|
Домашнее задание.
В 1215 году английский король подписал Великую хартию вольностей. Англичане считают этот документ началом своей демократии и свободы. В статье 39 было написано: « Ни один свободный человек ни будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо другим способом обездолен, и мы не пойдем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны».
В основу каких прав человека в современном демократическом государстве легла эта статья? Найдите похожие положения в Конституции РФ, глава 2 и выпишите их.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ученик_________________
Рефлексия
Мои эмоции
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Что я узнал
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Что мне было интересно
___________________________
___________________________
___________________________
Список литературы
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. М., 2008.
- Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник 5 класс. М., Издательство «Баллас», 2012.
- Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. Под редакцией Е.Е.Вяземского, М., Издательство «Русское слово», 2006.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2008.
- Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. Учебно-методические материалы. М., Издательство «Русское слово», 2012.