Буква "ю" в начале слова. Закрепление правил обозначения звуков [у], [о] и [а] буквами. Письмо изученных букв

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, УМК «Начальная школа XXI века», Буква ю в начале слова


Цели: учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова: развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро − солнцу и птицам!
- Доброе утро − улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Ритмическая часть. Психологический настрой (движение по кругу, держась за руки)

Тихо, тихо, очень тихо
Мы по кругу все пройдем.
Тихо, тихо, очень тихо
Мы усядемся вдвоем.
Просидим мы очень тихо
Может час, а может два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова (пальчик к губам).

Повторение изученного

1. Игра «Узнай звук»

- Положите перед собой 3 фишки – красную, зеленую и синюю.

- Я назову звук, а вы, услышав, будете его повторять и определять есть ли во рту преграда. Если есть, то это …(согласный). Тогда нужно решить твердый он или мягкий, и поднять соответствующую фишку. Если твердый согласный, то … (синюю). Если мягкий согласный, то … (зеленую). А если при произнесении звука во рту нет преграды, то это … (гласный).

[р, р', а, у, о, в', в, г, г', ы, э, а, з', з,]

2. Составьте из фишек слово ЛУК

- Гласный звук замените буквой. Какой? (у)

- Уберу букву у и поставлю ю. изменится ли слово? (лук-люк)

- Изменится ли схема? Измените.

- Какой можно сделать вывод?

3. Определение звука [й'] в словах

- Хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [й,] в слове.

Лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, змей, чай.

- Бывает ли, что звук [й,] в начале слова? В каких, например?

Работа по теме урока. Работа по учебнику, с. 46-47.

– Расставить все изученные буквы, обозначающие гласные звуки, после синей и зелёной фишек; назвать буквы, обозначающие гласные звуки, которые пишутся после твердого согласного; назвать буквы, обозначающие гласные звуки, которые пишутся после мягкого согласного.

Учитель на наборном полотне ставит синюю и зелёную фишки одну под другой.

- Расставьте в соответствующую строчку все изученные буквы, обозначающие гласные звуки.

- Закройте глаза. (Учитель в это время переставляет буквы а и я.)

- Откройте глаза. Вы должны сказать, что изменилось. (Вы переставили буквы а и я.)

- Исправь. (Ученик меняет буквы местами.)

- Закройте глаза (поменять местами буквы о и ё).

- Откройте глаза. Что изменилось? (Вы поменяли местами буквы о и ё.)

- Исправь. (Ученик меняет буквы местами, ставит их на свои места.)

- Закройте глаза (меняет местами фишки), откройте глаза. Что изменилось? (Вы поменяли местами фишки (ставит их на свои места.)

- Скажите, какие из этих букв могут обозначать два звука? Какие звуки они обозначают?

Звуковой анализ слов юла, юнга. Буква ю в начале слова. Обозначение звуков [й'] и [у]

Отгадайте загадку.

Одинокий Ивашка – расписная рубашка.
Петь-плясать мастак, а стоять – никак.
(Юла)

- «Прочитайте» слово «юла», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

- Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. ([й'])

- Определите: какой это звук и фишкой какого цвета обозначить? (Согласный, звонкий, мягкий, зеленая фишка.)

- Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. ([у])

- Определите, какой звук и какой фишкой его обозначить. (Гласный, красная фишка.)

- Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([л])

- Определите, какой это звук. (Согласный, звонкий, твердый, синяя фишка.)

- Назовите его мягкую пару. ([л'])

- Найдите четвертый звук в слове «юла». (Гласный, красная фишка.)

- Если в слове рядом стоят звук [й'] и звук [у], то как вы думаете, какой буквой надо обозначить? (Звуки [й'], [у] в начале слова обозначаются буквой ю.)

- Замените фишки, обозначающие звуки [й'], [у], буквой ю.

- Определите количество звуков и букв в слове «юла». Для это­го еще раз «прочитаем» слово по схеме.

Игра «Живые звуки».

  • Какие еще буквы в самом начале слова дают 2 звука?
  • Например.

Чтение стихотворения.

- Кто такой юнга? Найдите ответ в стихотворении. (Юнга – будущий матрос.)

- Что привез юнга из дальних стран?

- Сколько рыбок в мешке?

- Как узнали?

- Выполните звукобуквенный анализ слова «юнга».

- На доске две модели слов: «юла» и «юнга».

- Какие одинаковые звуки есть в схемах тих слов? ([й'], [у], [а].)

- Какой буквой обозначен звук [а] в этих словах? (Буквой а.)

Дифференцированная работа.

  • Читающие дети получают карточки с текстами.
  • Не читающие дети работают с учителем.

Работа в тетради «Прописи № 1»

Закрепление написания буквы ю.

  • Прописать буквы Ю ю.
  • Вписать нужную букву в слова юла и юбка.
  • Прописать предложенные сочетания букв.
  • Найти заданную группу букв.
  • Выполнить дополнительные задания на чистой строке.

Письмо изученных букв. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов.

  • Провести звуковой анализ слов лук, люк, индюк; вписать пропущенные буквы.
  • Записать буквы а, о, ё, у, я, ю на нужной строке: если буква пишется после твёрдых согласных – записать её после синего квадрата, если буква пишется после мягкого согласного – записать её после зелёного квадрата.
  • Провести звуковой анализ слов клён, клюв, клоун; вписать пропущенные буквы.
  • Записать на чистой строке изученные буквы по два раза, Ю, У, Ё, О, А, Я, я, а, о.

Итог урока

Завершился наш урок.
И подводим мы итог.

  • Что нового узнали на уроке? Что узнали о букве ю?
  • Назовите гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного.
  • Назовите гласные буквы, которые пишутся после мягкого со­гласного.

Прощание

Пусть живут здесь вместе с нами
Наши добрые дела,
А плохие пусть уходят,
Мы их гоним со двора.