Тип проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 1.06.2018 по 29.06.2018г.).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы.
Актуальность проекта
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.»
А.С.Пушкин
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека многое зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни, и реализовать собственный потенциал.
Современная педагогика располагает разнообразными формами влияния на ребенка, среди которых одним из приоритетных является сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Особая роль принадлежит сказкам регионального характера, отражающих в своем содержании повадки животных данной местности, рассказывающих о произрастающих растениях, описывающих быт и деятельность народа определенной местности, в давнем прошлом. К такого рода сказкам можно отнести кубанские народные и авторские сказки, а так же легенды.
К сожалению, в настоящее время сказка, в том числе и кубанская, заметно утратила свое предназначение. Этому во многом способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.
Проведенные беседы с детьми свидетельствуют, о том, что дошкольники не знакомы с содержанием кубанских сказок и легенд. Незнаком детям и самобытный казачий говор, ввиду того что коренное население утрачивает потребность в его использовании в повседневной жизни. Исчезают предметы домашнего обихода казаков. Дети – дошкольники, проживающие в городах Краснодарского края, не имеют представления о традициях и обычаях кубанского народа.
Кубанские сказки и легенды занимают особое место в региональном фольклоре. Кубанские сказки отражают народные чаяния и устремления. Они заключают в себе накопленный веками опыт и традиции народов, населявших Кубань.
В процессе реализации регионального компонента образования педагоги редко прибегают к кубанским сказкам и легендам, в то время как они таят в себе значительный нравственный потенциал, транслируют традиционные ценности. Кубанские сказки и легенды необходимы как средства нравственного воспитания и знакомства детей с традициями кубанского казачества.
Проблема: дети незнакомы с творчеством кубанского народа, с кубанскими сказками и легендами.
Цель проекта:
- Приобщить детей к сказкам и легендам Кубани.
- обеспечить активное включение детей в освоение содержания кубанских сказок и легенд и проявление творчества в выражении своих впечатлений о прочитанном.
Задачи:
- Формирование и развитие у детей: интереса к кубанским сказкам и легендам; любви к малой Родине; представлений об образе жизни на Кубани в прошлом; особенностями и структурой сказок.
- Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.
- На материале сказок показать, что добро побеждает зло.
- Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
- Обогащать и расширять словарный запас детей названиями предметов быта.
- Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
- Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
Воспитывать чувства дружбы и коллективизма, любви к своей стране, к своему народу, интерес к кубанской культуре, быту.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Познакомятся с кубанскими народными сказками и легендами;
- Лучше узнают обычаи и традиции кубанского народа;
- Познакомятся предметами казачьего обихода и домашней утвари.
Этапы проекта:
1. Подготовительный (с 1.06.2018 по 4.06.2018г.)
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление перспективного плана работы для основного этапа проекта.
2. Основной этап (с 5.06.2018 по 27.06.2018г.)
- Реализация проекта по перспективному плану;
- Оформление материала в родительском уголке.
3. Заключительный этап: (с 28.06.2018 по 29.06.2018 г.)
- Подведение итогов проектной деятельности.
- Создание электронной картотеки кубанских сказок
Перспективный план:
Дата | Произведение |
Цель |
Технологии |
Продукт деятельности |
5.06.2018 |
«Легенда о Кубани» |
Дать детям представление о литературном жанре – легенда. |
технология коммуникативного общения |
картотека сказок и легенд; |
6.06.2018 |
«Папаха» |
Познакомить детей с отличительными особенностями кубанской сказки. |
|
картотека сказок и легенд; |
7.06.2018 |
«Курень» |
Дать детям представление о том, из каких материалов строили казаки своё жилище. |
технология коммуникативного общения; проблемно-поисковая технология |
картотека сказок и легенд; |
8.06.2018 |
«Кныш» |
Дать представление о делении кубанских сказок на жанры – бытовые и сказки о животных. |
технология коммуникативного общения; проблемно-поисковая технология |
картотека сказок и легенд; |
13.06.2018 |
«Прутик» |
Расширение представления детей о жанре казачьей бытовой сказки. |
технология коммуникативного общения; проблемно-поисковая технология |
картотека сказок и легенд; |
14.06.2018 |
«Казак и лиса» |
Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных. |
технология коммуникативного общения, деятельностная технология |
картотека сказок и легенд; |
15.06.2018 |
«Казак и птицы» |
Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных. |
технология коммуникативного общения, деятельностная технология |
картотека сказок и легенд; |
18.06.2018 |
«Козёл и баран» |
Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных. |
технология коммуникативного общения |
картотека сказок и легенд; |
19.06.2018 |
«Непутёвая собака» |
Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных. |
технология коммуникативного общения |
картотека сказок и легенд; |
20.06.2018 |
«Казанок» |
Расширение представления детей о жанре казачьей бытовой сказки. |
технология коммуникативного общения, деятельностная технология |
картотека сказок и легенд; |
21.06.2018 |
«Как сотник дочь замуж выдавал» |
Расширение представления детей о жанре казачьей бытовой сказки. |
технология коммуникативного общения |
картотека сказок и легенд |
22.06.2018 |
«Золотая крыса» |
Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных. |
технология коммуникативного общения |
картотека сказок и легенд; |
25.06.2018 |
«Казак и солнце» |
Расширение представления детей о жанре казачьей бытовой сказки. |
технология коммуникативного общения |
картотека сказок и легенд; |
26.06.2018 |
«Как казаки свинью туркам подсунули» |
Дать представление детям о историческом прошлом казаков. |
технология коммуникативного общения |
картотека сказок и легенд |
27.06.2018 |
«Казак и гуси» |
Расширение представлений о жанрах кубанских сказок – сказок о животных. |
технология коммуникативного общения |
картотека сказок и легенд |