Конспект комплексного открытого организованно-образовательного мероприятия с использованием ИКТ и опытно-экспериментальной деятельностью для старшей группы "Путешествие в царство снега и льда"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Арктика, старшая группа, тундра


Цель: Формировать у детей представления о климатических условиях Тундры и Арктики.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями природных условий Тундры и Арктики.
2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.
3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
4. Развивать внимание и зрительное восприятие.
5. Развивать умственную операцию сравнения и анализа.
6. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки.
7. Расширять словарный запас.
8. Формировать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, презентация в power point, аудиозаписи: «Шум ветра», «Звук самолета», «Спокойная музыка для релаксации», песня «Увезу тебя я в Тундру», мелодия «Где-то на белом свете», «Шум океана». 2 зоны, оформленные под природные зоны Арктики и Тундры. Дидактические игры «Собери картинку», «Где чей след?».

Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности:

  • 1 опыт. 2 емкости с землей, в одной из которых на дне лед. Вода.
  • 2 опыт. Емкость с водой, растительное масло, полотенца по количеству детей.
  • 3 опыт. Тарелки с молоком и пипетки по количеству детей, пищевой краситель 3-4 цвета, моющее средство.

Оборудование для рисования «Северного сияния»: Акварельная бумага, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход ООД

В.: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями (1 слайд)

Встанем в круг «Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем»

Сейчас у нас на улице холодно, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся друг с другом через ладошки, возьмемся за руки. Хорошее настроение пошло по ладошкам. Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям. Подуем на ладошки.

Ребята, отгадайте загадку: без рук, без ног, а ворота открывает? (2 слайд)

(Ответы детей).

Оказывается ветер умеет писать ледяными узорами. Нам пришло письмо от Северного ветра. Он приглашает нас в гости, в свое царство холода, снега и льда. Отправимся в путешествие? Но сначала нам надо вспомнить, где же находятся природные зоны, в которых очень холодно? (3 слайд)

Ответы детей.

В.: А как же нам туда добраться?(4 слайд)

Ответы детей.

В.: Тогда в путь. Не забудьте взять с собой хорошее настроение.

Заводим моторы и полетели.

Друг за другом дети перемещаются по залу, подняв руки в стороны(крылья самолета).

В.: Вот и долетели мы с вами до Тундры.(5 слайд)

Рассказ детей о Тундре.

1 реб. Тундра - природная зона в высоких широтах Северного полушария, без леса, с преобладанием мхов, лишайников, мелких кустарников. В России Тундра тянется с запада на восток. Климат здесь очень суровый. В летнее время Тундра очень заболочена. А зима длится 7-9 месяцев. (6 слайд)

В.: Ребята, а для того, чтобы понять почему же Тундра летом очень заболочена проведем эксперимент.(2 емкости с землей, в одной из которых на дне лед. Заливаем обе емкости водой. Там, где лед вода остается на поверхности.)
Делаем выводы.

 

В.: А какие животные живут в таком суровом климате?(7 слайд)

2 реб.

На Севере далеком, (8 слайд)
Где зимы круглый год.
А лето лишь намеком,
Олень траву жует.
И голову венчают
Ветвистые рога,
И жители все знают,
Что это для врага!
Не каждый волк посмеет
Рискнуть и нападать
Олень всегда сумеет
Отпор достойный дать!

В.: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Зимой окраска оленя светлая, серебристо-белая. Летом олени меняют густой мех на более короткий. Цвет шерсти становится коричневатым или серовато-бурым. Питается лишайниками, веточками кустарников.

3 реб.

За Северным кругом полярным (9 слайд)
Есть край, его Тундрой зовут.
Зимой в одеяле он снежном,
Метели там, вьюги метут.
Живет на земле этой быстрый
Осторожный, юркий зверек,
Остроглазый хищник пушистый
Густой теплый мех невысок.
Похож внешне он на лисицу,
Охотник, проныра, хитрец
Не спрятаться зайцу и птице
Поймает их ловкий песец.

В.: Песец - коренной житель Тундры. Похож на лису. Зимой песец снежно-белый, а летом рыжевато-золотистый. Песец хищник. Лакомится выброшенной на берег рыбой, леммингами, разоряет гнезда.

4 реб.

Лемминг маленький зверек, (10 слайд)
Не мышонок, не хорек,
Хоть и рыженький бочок,
Все же он не хомячок.
В Тундре круглый год живет,
Там подземный роет ход.
Он под снегом строит дом
Много комнат в доме том:
Комнаты жилые,
Есть и кладовые,
Кухня есть и спаленки
Для детишек маленьких.
В этом доме не страшны
Им снега зыбучие!
В этом доме не страшны
Холода колючие!

5 реб.

Эта птица тоже хищник (11 слайд)
В Тундре северной живет.
Любит зайцем подкрепиться,
Не шумлив ее полет.
Чисто- белым опереньем
Сплошь покрыта с головой.
И зовут ее все люди-
Полярной совой.

В.: А теперь, давайте разомнемся. Покажем нашим гостям животных Тундры. (12 слайд).

«Северный олень»

И.п. стоя, ноги вместе, руки скрещены над головой. Высоко поднимаем колени.

«Ловкий песец»

И.п. стоя на четвереньках, ладони параллельно, голова опущена. 1- поднять голову, правая нога назад, 2- поднять голову, лева нога назад.

«Полярная сова»

И.п. стоя, руки опущены, ноги вместе. 1- руки в стороны, голова вправо, 2- руки в стороны, голова влево.

В.: Размялись? Отправляемся дальше, в Арктику. Берега Арктики окружает Северный Ледовитый океан. Давайте подумаем, на чем нам туда удобнее будет добраться? (13 слайд)

Ответы детей. (14 слайд)

В.: Северный полюс - это центр Северного Ледовитого океана, а Северный океан и прилегающие к нему земли называют Арктикой. Белоснежное царство снега, холода и льда. (15 слайд)

5 реб. Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи только скользят по поверхности, давая ей очень мало тепла. Зима здесь долгая и суровая.

6 реб. Зимой в Арктике долгая ночь. Несколько месяцев солнце вообще не показывается. И метут сильные метели.

В.: Арктика - владение Белого медведя. Но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть обитатели, которые больше нигде не встречаются.

Отгадайте загадки:

- Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трехметровый великан
Весит тысячу килограмм. (16 слайд)

В.: Ребята, если Белый медведь отличный пловец и любит полакомится рыбой. Как же ему удается не замерзнуть, вылезая на сушу из холодной воды?

Ответы детей. (17 слайд)

В.: Чтобы убедиться в том, что толстый подкожный слой жира медведю действительно помогает проведем эксперимент. Но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Белый мишка»

На Севере Белый мишутка живет
Но только, как бурый он мед не сосет.
Наш мишка пытается рыбу ловить,
Чтоб вкусно покушать и жить не тужить.

В.: А теперь проведем эксперимент.

(Емкость с водой, растительное масло, полотенца. Натереть руку маслом и опустить в воду. Обратить внимание детей, что жир отталкивает воду).

Выводы детей.

-Толстый в складку богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте-ка, ребятки,
Что за богатырь такой? (18 слайд)

В.: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку». Делимся на группы. Кто какую картинку соберет, тот должен назвать животное. И рассказать, где оно живет. (19 слайд).

Животных вы собрали, а сможете ли отгадать где чьи следы?

Игра «Где чей след?»

(20 слайд-видео)

В.: А еще на Севере на небе очень часто можно увидеть необъяснимое явление. Словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Это Северное сияние.

А вы хотите сделать северное сияние своими руками?

Подойдите к столам. На столе лежат тарелки с молоком. Возьмите пипетки и наберите в них пищевой краситель. Затем капните его в молоко. Можно использовать красители нескольких цветов. А я капну вам в тарелки моющее средство. И мы понаблюдаем что же произойдет.

Обсуждение опыта.

В.: Молодцы, а теперь пора возвращаться в детский сад. Путь долгий, поэтому полетим на самолете. Заводим моторы и расправляем крылья.

В.: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Я вам предлагаю нарисовать Северное сияние и отправить наши рисунки по почте на север. И таким образом поблагодарить Северный ветер за приглашение.

Рисование «Северное сияние»

Оборудование: Бумага для акварели, акварельные краски, толстые кисти, баночки с водой, салфетки.

Сначала наносим на чистый лист бумаги воду, а затем, пока вода не высохла, наносим акварельные краски. Используем 4-5 цветов.

В.: Молодцы, ребята, спасибо вам за продуктивную интересную работу.

А нашим гостям спасибо за внимание! (21 слайд)