Задачи на пропорциональное деление. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства и формирования умения решать задачи на пропорциональное деление нового вида.

Задачи

Предметные: познакомить учащихся с задачами на пропорциональное деление нового вида.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; работать в группах.
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
  • личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения

  1. М.И.Моро. Учебник «Математика. 4 класс» 2 часть. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Овчинникова И.Г. «Дидактические условия формирования культуры школьников: Дисс… к.п.н.» - Магнитогорск, 1996. – 177 с.
  3. Л.Ю.Самсонова «Устный счет. Сборник упражнений к учебнику М.И.Моро» Москва «Экзамен», 2009.
  4. Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». Санкт-Петербург, 2011.
  5. Компьютерная презентация.
  6. Раздаточный материал.

Планируемые результаты

Предметные: ученик получит возможность учиться решать задачи на пропорциональное деление нового вида.

Метапредметные

  • познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения поставленной задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся.
Создание положительного эмоционального настроя в классе.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно передайте пожелание удачи, чтобы урок прошел интересно и плодотворно.

Проверка готовности рабочего места к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу и учителю удачи.

Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде карточек с цифрами, листы-анкеты для заполнения, смайлики.

Этап мотивации и целеполагания

Организация фронтальной работы. Беседа.
- Вспомните, что на уроках математики мы изучили, какие темы пройдены.
Слайд 1 и 2 (презентация)
- Скажите, каким образом число 2013 связано с вашей жизнью?

Дети рассуждают на эту тему, опираясь на ранее усвоенный материал, свой жизненный опыт. Работают в парах.

Учащиеся объясняют, что в 2013 году они заканчивают обучение в начальной школе и переходят на следующую ступень обучения.

 

 

Учитель использует мультимедийный комплекс, для показа презентации.

- Да, это очень важное событие. Ребята, ученики 11 классов в этом году, оканчивают нашу школу и будут выбирать свою будущую профессию. Когда-то и вам предстоит сделать то же самое, задумывались ли вы об этом? Математика же нужна абсолютно во всех профессиях. Ребята делятся своими соображениями по этому поводу.  

- Сегодня на уроке мы не раз вернемся к теме профессий.
Слайд 3-5 (презентация)

- Работа над устными вычислительными навыками.
- Слайд 6 (презентация)

Дети устно считают и называют результаты.  
- Результаты арифметического диктанта запишите в тетради. Учащиеся делают вычисления и записывают ответы в тетради.  
Организация работы в парах.
- Обменяйтесь тетрадями и сравните ответы с образцом.
Работают в парах, проверяют и оценивают друг друга по образцу.  
Слайд 7-8 (презентация)
- Решите задачи, постарайтесь определить вид этих задач.
Учащиеся устно решают две задачи и определяют, что они на пропорциональное деление.  
- Как вы считаете, если задачи на пропорциональное деление другого вида? Дети высказывают свои версии, предлагают обратиться к учебнику, посмотреть в интернете, послушать объяснение учителя.  

 

Учащиеся формулируют тему урока: «Решение задач на пропорциональное деление нового вида».

Тема урока записывается на доске

Этап актуализации знаний и усвоение нового теоретического материала

Организация фронтальной опытной работы.

- Как нам это узнать и определить?

Дети высказывают свои версии, предлагают обратиться к учебнику, посмотреть в интернете, послушать объяснение учителя, взрослые, собственные наблюдения.  
- Я предлагаю сегодня провести вместе небольшую опытную работу, совместно проанализировать ее и сделать соответствующие выводы о способе решения задач нового вида. Планируют учебные действия.  
- Учитель наглядно демонстрирует  условие задачи.
- Наш класс угостили конфетами. В этом пакете 72 конфеты. Девочки нашего класса могут съесть эти конфеты за 3 минуты, а мальчики за 6 минут. Если же объединить усилия девочек и мальчиков вместе, подумайте, за какое время они съедят эти конфеты?

Из класса выбираются 2 учащихся – мальчик и девочка, все остальные участвуют в наблюдениях.
Ассистенты помогают представить условие задачи более достоверно, прикрепляют числовые данные.

Дети находят план решения задачи, убеждаясь, что сначала надо узнать, сколько съедают в минуту мальчики и девочки отдельно. Затем находят общий результат поедания за минуту и все конфеты делят на него. Работают устно, обсуждая происходящее.

Наглядность в виде пакета с конфетами, карточки с числовыми данными.

- Вы убедились, что это новый вид задач, которые мы раньше не решали.

 

 

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала

Организация самостоятельной работы учащихся в группах.

- Объединитесь в группы. У вас карточки с числами, придумайте свои задачи нового вида, используя эти числовые данные. Постарайтесь придумать задачи о  профессиях.

Работают в группах, придумывают разнообразные условия.
Ученики по очереди презентуют различные условия задач.
Учащиеся используют карточки с цифрами: 150,15,10.
Дети самостоятельно выбирают ученика, который проговаривает условие задачи.
Организация фронтальной работы.
- Откройте учебник на стр.66, прочитайте задачу № 329, она с такими же числовыми данными. Только о какой профессии идет речь? О чем она? Похожа ли на ваши? Как будем решать? Почему малярам понадобиться меньше времени? Если какой-то общий алгоритм для решения задач такого вида? И т.д.
Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают, планируют свою работу, делают выводы. Приходят к выводу, что задачи решаются по алгоритму и можно добавлять в нее другие дополнительные данные, в зависимости от этого добавляется еще одна пропорция. Выводят буквенную формулу.

На доске выводится алгоритм решения задач нового вида в виде кластера.


а:(а : в + а : с)
а:(а : в + а : с + а :m)

Этап первичного закрепления

Организация фронтальной работы
- Давайте решим эту задачу на доске и в тетрадях. Как удобнее записать ее кратко? Можно в виде таблицы. Записываем решение по действиям с пояснениями. Можно решать самостоятельно.
Учащиеся разбирают задачу под руководством учителя, используя алгоритм.
Решают задачу на доске и в тетради с комментированием по цепочке.
Учащиеся взаимодействуют друг с другом, контролируют правильность выбора действий.
Оценивают деятельность друг друга.
Используется учебник.
Краткая запись в тетради в виде таблицы
в 1 д. кол-во  всего
?         15 д.     150 д.
?          10 д.    150 д.
1) 150:15=10 ( р.)
2) 150:10=15 ( р)
3) 10+15 =25 (р)
4) 150:25=6 (д)

- Кто понял, как решать задачи нового вида? У кого возникли трудности? Какие?
- Физкультминутка.
Пришло время отдохнуть.

Динамическую паузу дети проводят самостоятельно под руководством учителя.

 

Этап встраивания нового материала в систему знаний

Организация самостоятельной работы
- Где можно применять ваши новые знания?
Дети говорят, что решение задач нового вида актуально для повседневной жизни. Знания могут пригодиться при распределении каких-либо видов работ, в различных профессиях. Используется учебник.
- Решите задачу № 330 самостоятельно. Определите ее вид. Посмотрите, о какой профессии в ней идет речь.
- Как вы планируете работать?
Дети составляют план работы, уточняют алгоритм. Решают самостоятельно задачу. Краткая запись в тетради в виде таблицы
в 1 р. кол-во  всего
?         12 р.    900 т.
?          6 р.     900 т.
1) 900:12=75 ( т.)
2) 900: 6=150 (т)
3) 75+150 =225 (т.)
4) 900:225= 4 (р)
Проверка выполнения самостоятельной работы.
- Давайте проверим решение задачи.
Учащиеся сравнивают свои решения задачи, анализируют, находят ошибки, устраняют их.  

Организация фронтальной работы.
Вы заметили, что в предложенных задачах не очень большие числа, но в жизни, придется иметь дело с более крупными величинами. Давайте отработаем письменные вычислительные навыки.
Выполним № 334, 333, 332 (по времени)

Учащиеся работают на доске и в тетрадях. Выполнение комментируется и проговаривается.

Используется учебник.

Этап творческого применения знаний и умений

Организация групповой работы
- Предлагаю вам решить логическую нестандартную задачу на пропорциональное деление.
Я взяла ее из учебника «Арифметика» Леонтия Филлиповича Магницкого. В 1703 году в России был издан этот печатный учебник, до него были лишь рукописные математические книги.
  Используется магнитная доска, условие задачи представлено наглядно.
- Лев может съесть овцу за 2 часа, волк – за 3 часа, а собака – за 6 часов. За какое время они вместе съели бы овцу? Учащиеся работают в группах, высказывают свои предположения, решают задачу.

Л. -1 ов. за 2 ч.
В. - 1 ов. за 3 ч.
С. - 1 ов. за 6 ч.
Вместе - ч.?

1). 3+2+1=6 (ов.) - столько овечек съедят вместе за 6 часов
2). 6:6=1 (ч) - потребуется им вместе

- Сегодня на уроке мы говорили о роли математики в профессиях людей. В мире существует более 60-ти тысяч профессий. Вот рейтинг самых необычных и удивительных из них.
1. Сборщик червей. Чтобы поймать рыбу, нужно сначала найти червей.
2. Подборщик мячей. Основные обязанности этого специалиста – это подбор мячей для гольфа.
3. Мастер по педикюру для коров. Это люди, которые следят за состоянием копыт в коров.
4. Испытатель мебели. Человек, который тестирует кровати, кресла, стулья на такие показатели как прочность, удобство и комфорт.
5. Муравьиный селекционер. Существуют муравьиные фермы, где разводят насекомых в медицинских целях.
6. Разглаживатель морщин. В элитных магазинах обуви работает такой специалист.
7. Яичный сепаратор. На кондитерских фабриках этот человек занимается отделением яичного белка от желтка и т.д.
- В профессиях так же есть свои рекорды.
САМАЯ БЫСТРАЯ НАКЛЕЙЩИЦА МАРОК
САМАЯ БЫСТРАЯ ПЕРЕНОСКА УГЛЯ
САМЫЙ БЫСТРЫЙ КОЧЕГАР
САМЫЙ БЫСТРЫЙ МОЙЩИК ОКОН
САМЫЙ БЫСТРЫЙ БАРАБАНЩИК
САМЫЙ БЫСТРЫЙ ПОДБРАСЫВАЛЬЩИК БЛИНЧИКОВ
САМАЯ БЫСТРАЯ ОБРАБОТКА ЛУКА и т.д.
- Возможно, вы тоже в будущем добьетесь рекордов в своих профессиях и будете самыми, самыми. А поможет вам в этом математика.

 

 

Этап подведения итогов. Рефлексия

Организация обобщения материала.
- Пришло время подводить итоги работы.
- Давайте обобщим, чему мы хотели научиться на уроке? Что получилось, что вы узнали нового?
Дети высказывают свои мнения.  
- Предлагаю вам дома потренироваться решать задачи нового вида.
- Выберите домашнее задание:
А) стр.67 задача № 337, № 341 (1 пример)
Б) стр.67 переделать задачу № 337, изменить числовые данные и добавить 3 действующее лицо, № 341 (1 строка)
Самостоятельно выбирают домашнее задание.  

Организация индивидуальной работы.
- Оцените собственную работу на уроке, заполните анкету:
1. На уроке я работал…
2. Своей работой на уроке я…
3. Урок показался…
4. За урок я…
5. Мое настроение…
6. Материал урока бал…
7. Домашнее задание мне кажется…

- Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся анализируют свою учебную деятельность, выбирают варианты ответов.

активно/пассивно
доволен/не доволен
коротким/длинным
не устал/устал
стало лучше/стало хуже
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
легким/трудным
интересно/не интересно

В конце заполнения анкеты приклеивают смайлик соответствующий настроению.

Используются листы с анкетами для заполнения и цветные смайлики.