Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства и формирования умения решать задачи на пропорциональное деление нового вида.
Задачи
Предметные: познакомить учащихся с задачами на пропорциональное деление нового вида.
Метапредметные
- познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; работать в группах.
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
- личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения
- М.И.Моро. Учебник «Математика. 4 класс» 2 часть. - М.: Просвещение, 2012.
- Овчинникова И.Г. «Дидактические условия формирования культуры школьников: Дисс… к.п.н.» - Магнитогорск, 1996. – 177 с.
- Л.Ю.Самсонова «Устный счет. Сборник упражнений к учебнику М.И.Моро» Москва «Экзамен», 2009.
- Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». Санкт-Петербург, 2011.
- Компьютерная презентация.
- Раздаточный материал.
Планируемые результаты
Предметные: ученик получит возможность учиться решать задачи на пропорциональное деление нового вида.
Метапредметные
- познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения поставленной задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
Организационный момент |
||
Организация проверки рабочего места учащихся. |
Проверка готовности рабочего места к уроку. |
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде карточек с цифрами, листы-анкеты для заполнения, смайлики. |
Этап мотивации и целеполагания |
||
Организация фронтальной работы. Беседа. - Вспомните, что на уроках математики мы изучили, какие темы пройдены. Слайд 1 и 2 (презентация) - Скажите, каким образом число 2013 связано с вашей жизнью? |
Дети рассуждают на эту тему, опираясь на ранее усвоенный материал, свой жизненный опыт. Работают в парах. Учащиеся объясняют, что в 2013 году они заканчивают обучение в начальной школе и переходят на следующую ступень обучения. |
Учитель использует мультимедийный комплекс, для показа презентации. |
- Да, это очень важное событие. Ребята, ученики 11 классов в этом году, оканчивают нашу школу и будут выбирать свою будущую профессию. Когда-то и вам предстоит сделать то же самое, задумывались ли вы об этом? Математика же нужна абсолютно во всех профессиях. | Ребята делятся своими соображениями по этому поводу. | |
- Сегодня на уроке мы не раз вернемся к теме профессий. - Работа над устными вычислительными навыками. |
Дети устно считают и называют результаты. | |
- Результаты арифметического диктанта запишите в тетради. | Учащиеся делают вычисления и записывают ответы в тетради. | |
Организация работы в парах. - Обменяйтесь тетрадями и сравните ответы с образцом. |
Работают в парах, проверяют и оценивают друг друга по образцу. | |
Слайд 7-8 (презентация) - Решите задачи, постарайтесь определить вид этих задач. |
Учащиеся устно решают две задачи и определяют, что они на пропорциональное деление. | |
- Как вы считаете, если задачи на пропорциональное деление другого вида? | Дети высказывают свои версии, предлагают обратиться к учебнику, посмотреть в интернете, послушать объяснение учителя. | |
|
Учащиеся формулируют тему урока: «Решение задач на пропорциональное деление нового вида». |
Тема урока записывается на доске |
Этап актуализации знаний и усвоение нового теоретического материала |
||
Организация фронтальной опытной работы. - Как нам это узнать и определить? |
Дети высказывают свои версии, предлагают обратиться к учебнику, посмотреть в интернете, послушать объяснение учителя, взрослые, собственные наблюдения. | |
- Я предлагаю сегодня провести вместе небольшую опытную работу, совместно проанализировать ее и сделать соответствующие выводы о способе решения задач нового вида. | Планируют учебные действия. | |
- Учитель наглядно демонстрирует условие задачи. - Наш класс угостили конфетами. В этом пакете 72 конфеты. Девочки нашего класса могут съесть эти конфеты за 3 минуты, а мальчики за 6 минут. Если же объединить усилия девочек и мальчиков вместе, подумайте, за какое время они съедят эти конфеты? |
Из класса выбираются 2 учащихся – мальчик и девочка, все остальные участвуют в наблюдениях. Дети находят план решения задачи, убеждаясь, что сначала надо узнать, сколько съедают в минуту мальчики и девочки отдельно. Затем находят общий результат поедания за минуту и все конфеты делят на него. Работают устно, обсуждая происходящее. |
Наглядность в виде пакета с конфетами, карточки с числовыми данными. |
- Вы убедились, что это новый вид задач, которые мы раньше не решали. |
|
|
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала |
||
Организация самостоятельной работы учащихся в группах. - Объединитесь в группы. У вас карточки с числами, придумайте свои задачи нового вида, используя эти числовые данные. Постарайтесь придумать задачи о профессиях. |
Работают в группах, придумывают разнообразные условия. Ученики по очереди презентуют различные условия задач. |
Учащиеся используют карточки с цифрами: 150,15,10. Дети самостоятельно выбирают ученика, который проговаривает условие задачи. |
Организация фронтальной работы. - Откройте учебник на стр.66, прочитайте задачу № 329, она с такими же числовыми данными. Только о какой профессии идет речь? О чем она? Похожа ли на ваши? Как будем решать? Почему малярам понадобиться меньше времени? Если какой-то общий алгоритм для решения задач такого вида? И т.д. |
Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают, планируют свою работу, делают выводы. Приходят к выводу, что задачи решаются по алгоритму и можно добавлять в нее другие дополнительные данные, в зависимости от этого добавляется еще одна пропорция. Выводят буквенную формулу. | На доске выводится алгоритм решения задач нового вида в виде кластера.
|
Этап первичного закрепления |
||
Организация фронтальной работы - Давайте решим эту задачу на доске и в тетрадях. Как удобнее записать ее кратко? Можно в виде таблицы. Записываем решение по действиям с пояснениями. Можно решать самостоятельно. |
Учащиеся разбирают задачу под руководством учителя, используя алгоритм. Решают задачу на доске и в тетради с комментированием по цепочке. Учащиеся взаимодействуют друг с другом, контролируют правильность выбора действий. Оценивают деятельность друг друга. |
Используется учебник. Краткая запись в тетради в виде таблицы в 1 д. кол-во всего ? 15 д. 150 д. ? 10 д. 150 д. 1) 150:15=10 ( р.) 2) 150:10=15 ( р) 3) 10+15 =25 (р) 4) 150:25=6 (д) |
- Кто понял, как решать задачи нового вида? У кого возникли трудности? Какие? |
Динамическую паузу дети проводят самостоятельно под руководством учителя. |
|
Этап встраивания нового материала в систему знаний |
||
Организация самостоятельной работы - Где можно применять ваши новые знания? |
Дети говорят, что решение задач нового вида актуально для повседневной жизни. Знания могут пригодиться при распределении каких-либо видов работ, в различных профессиях. | Используется учебник. |
- Решите задачу № 330 самостоятельно. Определите ее вид. Посмотрите, о какой профессии в ней идет речь. - Как вы планируете работать? |
Дети составляют план работы, уточняют алгоритм. Решают самостоятельно задачу. | Краткая запись в тетради в виде таблицы в 1 р. кол-во всего ? 12 р. 900 т. ? 6 р. 900 т. 1) 900:12=75 ( т.) 2) 900: 6=150 (т) 3) 75+150 =225 (т.) 4) 900:225= 4 (р) |
Проверка выполнения самостоятельной работы. - Давайте проверим решение задачи. |
Учащиеся сравнивают свои решения задачи, анализируют, находят ошибки, устраняют их. | |
Организация фронтальной работы. |
Учащиеся работают на доске и в тетрадях. Выполнение комментируется и проговаривается. |
Используется учебник. |
Этап творческого применения знаний и умений |
||
Организация групповой работы - Предлагаю вам решить логическую нестандартную задачу на пропорциональное деление. Я взяла ее из учебника «Арифметика» Леонтия Филлиповича Магницкого. В 1703 году в России был издан этот печатный учебник, до него были лишь рукописные математические книги. |
Используется магнитная доска, условие задачи представлено наглядно. | |
- Лев может съесть овцу за 2 часа, волк – за 3 часа, а собака – за 6 часов. За какое время они вместе съели бы овцу? | Учащиеся работают в группах, высказывают свои предположения, решают задачу. | Л. -1 ов. за 2 ч. 1). 3+2+1=6 (ов.) - столько овечек съедят вместе за 6 часов |
- Сегодня на уроке мы говорили о роли математики в профессиях людей. В мире существует более 60-ти тысяч профессий. Вот рейтинг самых необычных и удивительных из них. |
|
|
Этап подведения итогов. Рефлексия |
||
Организация обобщения материала. - Пришло время подводить итоги работы. - Давайте обобщим, чему мы хотели научиться на уроке? Что получилось, что вы узнали нового? |
Дети высказывают свои мнения. | |
- Предлагаю вам дома потренироваться решать задачи нового вида. - Выберите домашнее задание: А) стр.67 задача № 337, № 341 (1 пример) Б) стр.67 переделать задачу № 337, изменить числовые данные и добавить 3 действующее лицо, № 341 (1 строка) |
Самостоятельно выбирают домашнее задание. | |
Организация индивидуальной работы. - Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся анализируют свою учебную деятельность, выбирают варианты ответов. активно/пассивно В конце заполнения анкеты приклеивают смайлик соответствующий настроению. |
Используются листы с анкетами для заполнения и цветные смайлики. |