Интерактивные задания-тренажеры на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В условиях информатизации образования особую актуальность приобретает развитие умения собирать и анализировать разнообразную информацию, аргументированно доказывать свое мнение, самостоятельно приобретать знания. Самостоятельность учащихся в учебной деятельности связана с формированием у них навыков рациональной организации учебного труда. Наиболее важными навыками рациональной учебной деятельности являются планирование и самоконтроль. Умение планировать – это обученность школьников постановке цели, определении задач и этапов работы, распределении времени. Самоконтроль предполагает умение учеников контролировать уровень собственных знаний как в целом по теме, разделу, так и на отдельных этапах их усвоения.

Одним из средств организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка являются интерактивные задания-тренажеры, на решение которых уходит совсем немного времени. Они поддерживают возможность многократного выполнения упражнения и консультирующую обратную связь: после выполнения задания обучающийся сразу видит результат своей деятельности, если ученик не справился с упражнением, он может повторить правило и заново выполнить тест.

Выполнение интерактивных упражнений способствует и развитию культуры разговорной и письменной речи. Учитель может подготовить дополнительные вопросы к заданиям-тренажерам, например: составить словосочетания и предложения с предложенными словами, небольшой текст (4–5 предложений) по данным первым предложениям или текст с использованием ключевых слов. Интерактивные задания применяются для выработки навыка правильного ударения и произношения слов. Например, одновременное повторение частей речи и правил произношения согласных в прилагательных (лёгкий (ле [х] кий), мягкий (мя [х] кий), окончаний — ого, - его (-о [в] о, - е [в] о), глагольных форм на -тся и -ться, правил произношения заимствованных слов, сочетаний чт, чн способствует углублению знаний и развитию речи обучающихся. Такие задания могут выполняться не только индивидуально, но и в групповой или парной работе, где все ученики активно взаимодействуют между собой. Каждый связный устный ответ обучающегося является упражнением в устной речи и, следовательно, отвечает требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Разнообразие в урок вносит принцип соревнования (кто быстрее, кто больше).

Организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, позволяет систематизировать знания учащихся по изученным темам, развивать их речь, делает урок необычным и интересным.

При выполнении заданий-тренажеров применяется мобильный класс. Обоснованность его использования его на уроке состоит в следующем:

- для проведения занятий нет необходимости в специально оборудованном компьютерном классе;

- контроль, проверка знания и оценка результата проводится объективно и своевременно;

- гарантируется конфиденциальность: результаты деятельности ученика известны только ему;

- сохраняется психологически комфортная атмосфера в классе, при которой не снижается самооценка ученика;

- оперативно представляются результаты работы каждой группы на экране.

В результате такой деятельности повышается эффективность обучения, расширяется объем учебной информации, осуществляется индивидуальный подход в обучении, повышается познавательная деятельность ученика.

Интерактивные задания-тренажёры имеют интуитивно понятный интерфейс.

Рисунок 1. – Пример окна программы-тренажера с основными теоретическими сведениями.

Рисунок 2. – Пример окна программы-тренажера с интерактивным заданием.

Задания-тренажеры можно выполнять последовательно или выборочно, применять при актуализации знаний перед объяснением нового, при первичном закреплении только что изученного материала, при открытии новых знаний, выполнении самостоятельной работы с самопроверкой. Это зависит от типа, вида и этапа урока.

Использование теоретических сведений в условиях выполнения упражнений, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков, контроль за результатом учебной деятельности – все это делает урок наглядным и динамичным, а учебный процесс привлекательным и современным.