Работая с детьми в различных ситуациях, я заметила, что рисование портрета удивительно быстро позволяет сконцентрировать внимание ребёнка, сосредоточить его на рисунке, а затем перевести процесс в формат визуального диалога.
«Если все прочие составляющие качества личности возможно представить себе лишь умозрительно, то тело, лицо, можно увидеть глазами, прикоснуться, потрогать. Так же внешность можно нарисовать, вылепить, раскрасить – воздействовать через нее на внутреннее состояние» (Жак Мари Эмиль Лакан - французский психоаналитик, философ)
Если у ребенка существует проблема непринятия самого себя, то вполне можно использовать метод портретной терапии. Например, чтобы нарисовать автопортрет с помощью компьютерной программы Dragonframe потребуется всего лишь простой карандаш и ластик. Такие занятия способствуют самовыражению: застенчивым и нерешительным помогает избавиться от страха, излишне самокритичным – повысить самооценку и принять самих себя, получить удовольствие от самовыражения. Как правило, на занятия приглашаются дети подросткового возраста.
Основными задачами в процессе работы с детьми являются:
- обогащение эмоциональной сферы и снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие самопринятия и самоценности;
- формирование практических умений;
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания и произвольной регуляции движений и действий;
- развитие слухо-зрительно-моторной координации;
- формирование пространственной ориентировки;
- развитие и обогащение образной сферы, восприятия, ассоциативного мышления;
- обучение использованию различных изобразительных средств;
- преодоление барьера в общении с ребенком.
Процесс терапии начинается с вопроса специалиста: «Ты бы хотел (а) нарисовать свой портрет?».
В процессе работы ребенок находится наедине со специалистом. Индивидуальная работа включает в себя: фотографирование, подготовку рабочего стола и сам процесс работы над рисунком.
Создание рисунка начинается с рисования волос, потом глаз, губ и т.д. Ребенок постепенно осознает сходство в прическе, взгляде, губах, он начинается улыбаться, у него проходит волнение. Дети заново начинают познавать свой облик, идентифицирует себя.
Практические примеры
Пример № 1.
Н, 15 лет.
Ребенок поступила на занятие с проблемой критического отношения к своей внешности. Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Развитие самопринятия.
- Создание ситуации успеха.
Актуальное состояние:
- легко идет на контакт, старается показать свою уверенность, но волнение присутствует;
- сидит в «зажатой» позе – приходится корректировать осанку ребенка;
- спокойно воспринимает тактильный контакт, не пугается выключенного света, музыку воспринимает положительно;
- переживает за качество своей работы.
Отреагированное состояние:
- напряженная поза сменилась расслабленностью, ребенок улыбается, смотрит в глаза;
- вдохновленная своей работой, изъявила желание снова прийти на занятие, чтобы нарисовать портрет руководителя отделения.
Пример №2.
Э., 14 лет.
В процессе работы с ребенком возникли такие проблемы: ребенок с трудом идет на контакт.
Задачи, поставленные в ходе занятия:
- Устранения проблем общения с подростком.
- Формирование практических умений.
На вопрос: «Хочешь ли нарисовать свой портрет?» - согласился. Взгляд изменился, уже не прячет и не опускает глаза, а смотрит прямо и открыто.
Актуальное состояние:
- немного скован в движениях;
- когда увидел свою руку на экране компьютера, громко засмеялся;
- рисует неуверенно – движения слишком резкие и жесткие, отчего линии от карандаша с трудом стираются ластиком;
- переживает, что не получится рисунок; во время прорисовывания волос постоянно гладит себя по голове.
Отреагированное состояние:
- поза расслабленная, движения рук стали более плавными;
- доволен рисунком, видит сходство со своим лицом;
- сразу захотел показать свою работу воспитателям и ребятам в группе;
Наблюдения в последующие дни: первым идет на контакт, высказывает желание работать индивидуально.
Воздействие портрета скоротечно, изменчиво. «Портрет в портретной …терапии рассчитан только на одноразовую презентацию к концу работы. Он не претендует на вечность, на непреходящую значимость» (Назлоян Гагик Микаелович — врач-психиатр, кандидат психологических наук, основатель метода маскотерапии).
Портретная терапия – короткая, но конкретная, действенная, наглядная. До портрета ребенок может грустить, молчать, не идти на контакт. А после портрета он улыбается, планирует, делает усилия к совершению чего-то лучшего, смотрит прямым взглядом, открыт к общению, начинает осознавать себя как неповторимую личность, признает красоту своего лица.
Список литературы
- Басин Е.Я. Портрет в изобразительном искусстве / / Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/
- Нагорнова Н.А. Волшебство портрета (Заметки рисующего психолога). Психология зрелости и старения. — 2012. — № 3. С. 100-108.
- Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autism.ru/read.asp?id=29&vol=8010
- Назлоян Г. Маскотерапия – путь из мира одиночества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazetamim.ru/mirror/interview/gagic.htm
- Как рисовать портреты людей карандашом? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/187048/kak-risovat-portretyi-lyudey-karandashom>
- Как нарисовать портрет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://juicep.ru/?p=11982