Тип Членистоногие

Разделы: Биология


Цели и задачи учебного занятия: повторить и обобщить знания учащихся о типе Членистоногие.

Задачи:

  • обобщить знания по классификации типа Членистоногие;
  • закрепить навыки и умения в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание интереса к предмету и к процессу обучения;
  • эстетическое воспитание.

Планируемые результаты обучения: повторение, обобщение, закрепление знаний по теме «Членистоногие».

Краткое учебное содержание

Решение биологических задач

Учащимся предлагаются задачи, на которые по возможности они должны дать полный ответ. За каждую правильно объяснённую задачу группа получает - 2 балла

  1. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимает «Муравьиную ванну», чтобы освободиться от паразитов)
  2. В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. (Колорадский жук)
  3. Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили, что на ноге находится присосавшийся клещ. Какими будут последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Диагностика предметных результатов базового уровня

1. Предками членистоногих считают представителей древних червей

а) плоских
б) круглых
в) кольчатых малощетинковых
г) кольчатых многощетинковых

2. Отделы тел у членистоногих

а) голова и грудь
б) голова и туловищ
в) голова, туловище и хвост
г) голова, грудь и брюшко

3. Тело ракообразных несёт

а) две пары конечностей
б) три пары конечностей
в) четыре пары конечностей
г) пять пар конечностей

4. Усы, или антенны, у речного рака выполняют функцию

а) обоняния
б) слуха
в) осязания
г) равновесия

5. У ракообразных полость тела

а) отсутствует
б) первичная
в) вторичная
г) смешанная

6. К низшим ракообразным относят

а) дафний и креветок
б) креветок и крабов
в) крабов и циклопов
г) циклопов и дафний

7. У скорпионов, в отличие от пауков и клещей

а) наиболее удлинённое и всегда сегментированное брюшко
б) четыре пары ходильных ног
в) однослойный эпителий
г) мускулатура из поперечно-полосатых мышечных волокон

8. Органы зрения паукообразных

а) одна пара сложных глаз
б) одна пара простых глаз
в) несколько пар простых глаз
г) несколько пар сложных глаз

9. У насекомых кровеносная система

а) хорошо развита
б) развита слабо
в) участвует в транспорте газов
г) переносит только питательные вещества и продукты распада

10. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения, можно отнести:

а) наличие сложных рефлексов
б) способность к полёту
в) их небольшие размеры
г) разнообразие ротовых аппаратов

Диагностика метапредметных результатов (познавательные УУД / мыслительные умения)

1. Установите соответствие между классами членистоногих и их представителями

1) Ракообразные
а) дафния
б) таёжный клещ
в) рыжий муравей

2) Паукообразные
г) сольпуга
д) тропический скорпион
е) наездник

3) Насекомые
ж) жигалка осенняя

2. Установите соответствие между насекомым и его типом ротового аппарата

1) Грызущий
а) капустная белянка
б) домовая муха

2) Лижущий
в) божья коровка
г) стрекоза плоская

3) Сосущий
д) кузнечик певчий
е) сосновый шелкопряд
ж) минирующая муха

3. Переносчики и распространители среди насекомых опасных заболеваний человека и животных

а) муха цеце - сонная болезнь
б) _______________________
в)_______________________
г)_______________________

4. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

На голове перепончатокрылого насекомого располагаются _____________ усика, ________ сложных глаза и ___________ простых глазка и ротовой аппарат (_____________ или __________). В цикле развития у них присутствуют ________ стадии. К перепончатокрылым, ведущим общественный образ жизни относят _____________, ____________, ___________.

5. Прочитайте текст и укажите номера предложений, содержащих признаки речного рака как представителя царства Животные.

1. Речной рак обитает в пресных водоёмах.
2. Рак способен к активному передвижению.
3. В процессе дыхания он потребляет кислород, растворённый в воде и выделяет углекислый газ.
4. Питается рак водными организмами, т.е. использует готовые органические вещества.
5. Размножение речного рака происходит в водной среде.

6. Установите особенности развития насекомых с полным превращением.

1. Проходят 3 стадии развития
2. Проходят 4 стадии развития
3. Личинка похожа на взрослое насекомое
4. Личинка не похожа на взрослое насекомое
5. Личинка превращается во взрослое насекомое
6. За личинкой следует стадия куколки

7. Прочитайте текст и найдите в нем ошибку. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Основные классы типа членистоногих - Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные - три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик - сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью легочных мешков и трахей.

Развитие и диагностика метапредметных результатов (коммуникативные УУД)

1. Почему многие учёные предполагают, что бабочки появились на Земле одновременно с цветковыми растениям? Предложите объяснение этому факту.
2. Верно ли утверждение: «Так как насекомые относятся к типу членистоногих, то имеют такое же количество ног, как ракообразные и паукообразные» Свой ответ аргументируйте.
3. Сформулируйте на основе сравнения внутреннего строения насекомого и рыбы, почему насекомых не относят к типу Хордовые.
4. Учащиеся провели эксперимент по изучению насекомых. Какую цель они поставили перед собой? Изучите предложенный график.

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 26 до 32 дня?

В этот период насекомое растёт

  1. плавно, без видимых скачков
  2. очень резко на протяжении всего времени
  3. скачками, период покоя сменяется резким ростом
  4. сначала резко, а потом рост полностью прекращается

5. Известно, что многие отряды насекомых развиваются с полным превращением (метаморфозом). Предложите возможные преимущества представителей этих отрядов по сравнению с теми, которые развиваются без превращения.

Развитие и диагностика метапредметных результатов (регулятивные УУД) и задания творческого уровня

1. Родители вашего одноклассника решили заняться разведением пчёл. Какие источники литературы вы посоветуете им почитать? Где ещё, из каких источников они могут получить необходимую им информацию?
2. Вы с семьёй решили отправиться в летний отпуск во Вьетнам. Какую памятку вы можете составить для себя с целью уменьшения опасности заражения заболеваниями, распространяемыми насекомыми?
3. Представьте себе, что вы на день превратились в рабочую пчелу. Какие обязанности были бы у вас? Захотели бы вы и дальше остаться рабочей пчелой? Опишите свои предполагаемые ощущения.
4. Представьте себе, что вы - речной рак. Какие опасности могут вас подстерегать, связанные с особенностями его физиологии и образа жизни?
5. Расспросите комнатную муху о том, какие биологические особенности способствовали её повсеместному распространению?