Воспитание культурных ценностей у младших школьников посредством приобщения к литературному творчеству

Разделы: Начальная школа


Учитель – такое простое слово,
Что стоит детей научить?
Но всё же не каждый бывает готов
Настоящим учителем быть.

Учитель – души стремленье,
А также нежность, любовь.
Не всем даётся уменье
В детство вернуться вновь.

Одних пожуришь за безделье,
Других похвалить не забудь,
Но помни – нельзя без терпенья
Достойно пройти свой путь.

И вот, проведя в школе годы,
Приходит усталости срок,
Себе ты скажешь:
«Довольно! Это мой последний урок!»

Но утром, вспомнив о школе,
О сотне доверчивых глаз,
Ты вновь обретёшь силу воли
И снова войдёшь в родной класс.

Ты скажешь: «Здравствуйте, дети!
Кто же пойдёт отвечать?»
Ты знаешь – за них ты в ответе,
И вам не придётся скучать.
(Автор статьи)

Безусловно, учитель в ответе не только за качество знаний обучающихся, но и за уровень их культуры, потому что настоящий педагог одновременно обучает и воспитывает подрастающее поколение. Немаловажное значение в процессе воспитания имеет повышение культурного уровня ребёнка. Уровень культуры младшего школьника возрастает при знакомстве с литературными произведениями. Но как быть, если ребёнок не проявляет никакого интереса к чтению художественной литературы? Один из способов заинтересовать такого ребёнка – привлечь его к собственному литературному творчеству.

«Литературное творчество – это создание новых по замыслу культурных ценностей: художественных произведений, произведений искусства и т.п.» (С.И.Ожегов «Словарь русского языка». Москва, «Русский язык», 1988 г.)

С древних времён было известно, что дети и сказки «живут одной семьёй».С помощью сказок ребёнок не только познаёт мир, но и определяет, какую роль в этом мире он будет играть, примеряя на себя различные образы сказочных персонажей: добрых и злых, щедрых и скупых, бескорыстных и завистливых.

Создание литературной сказки или стихотворения – это наиболее доступный и интересный для ребёнка способ самовыражения. Внутренний мир младшего школьника богат и разнообразен, он вряд ли способен к самореализации пусть в красивом, но чужом придуманном мире. Зачастую ребёнку необходим собственный мир, придуманный им и принадлежащий только ему. Нередко этот мир бывает ярче и интереснее, чем в прочитанных ребёнком произведениях.

Для самовыражения в литературном творчестве необходимы не только желание, но и умения, и навыки. Как их развить в современном ребёнке младшего школьного возраста? Для начала необходимо познакомить школьника с наиболее распространёнными видами устного народного творчества: потешками, прибаутками, сказками. Разумеется, эти произведения должны быть подобраны с учётом возрастных и психологических особенностей детей и обладать яркими художественными образами и средствами выразительности. Такими произведениями являются русские народные сказки. Можно предложить ребёнку придумать собственного сказочного персонажа и сочинить про него небольшую историю.

Приобщение к чтению стихотворений лучше начинать со знакомства с небольшими по объёму произведениями такими, как стихи-описания животных из стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке» или «Стихи для детей» А.Л.Барто. Будет лучше, если и ребёнок начнёт своё творчество с небольших стихотворений – миниатюр описательного характера.

Ребёнок вкладывает в процесс создания художественного произведения все свои душевные переживания: будь то радость или грусть, страх или восторг. В такие моменты у него обостряется «чувство прекрасного». Если у такого ребёнка возникнут личностные проблемы, психологу будет проще их решить. Когда ребёнок обладает навыком самовыражения посредством литературного творчества, то достаточно изучить его произведения, чтобы вникнуть в суть проблем. Нередко школьник, перенося свои негативные мысли и ощущения на бумагу, самостоятельно избавляется от отрицательных эмоций. Детям, не умеющим писать, можно предложить изобразить свои фантазии в виде рисунка или записать их с помощью взрослого.

Важно, чтобы педагог, работающий с детьми в этом направлении, был творческим человеком и на собственном примере учил самовыражению через художественные произведения.

Занятие литературным творчеством позволяет школьникам открыть свои таланты, победить детские страхи и неуверенность в себе, избавиться от негативных мыслей и вырасти самодостаточными и успешными людьми.

Приобщить к литературному творчеству можно как одарённых детей, так и детей с ограниченными возможностями. Нетрудно представить себе, насколько повышается самооценка ребёнка, декламирующего одноклассникам произведение собственного сочинения, которое вошло в новый сборник произведений юных писателей. Интересно наблюдать, как в детских произведениях переплетаются реальное и вымышленное, небылицы сменяются «серьёзными» произведениями с почти «взрослым» взглядом на жизнь.

Приложение.