Цели игры:
- воспитание интереса к изучаемым в 4 классе предметам;
- формирование творческих способностей – смекалки, сообразительности, нестандартного мышления.
Образовательная задача: расширить имеющиеся у учащихся знания по школьным предметам.
Развивающая задача:
- научить сопоставлять и анализировать;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять существенное;
- развивать логическое мышление.
Воспитательная задача:
- вырабатывать интерес к разрешению проблемных вопросов в ходе группового обсуждения;
- воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
ХОД ИГРЫ
Сегодня, ребята, нам предстоит побывать в Стране выученных уроков.
Мы приглашаем вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
Игра пройдёт в форме путешествия по станциям, на каждой из которых вы вспомните то, что было изучено вами на уроках в 4 классе, а, может быть, и откроете для себя что-то новое и интересное.
Сначала вы побываете на «Englishstation», где вас ждёт Татьяна Вячеславовна, начальником станции «Любители русского языка» является Марина Владимировна, в «Цифрограде» вас будет экзаменовать Елена Ивановна, про «Всё обо всём» вы расскажете Ирине Анатольевне, «Творческую мастерскую» для вас откроет Елена Викторовна, а Елена Николаевна проверит ваши знания по чтению на станции «Литературия».
Итак, в добрый путь!
(Команде вручается путевой лист с маршрутом следования. На каждой станции команду встречает начальник станции, роль которого выполняет учитель. Он заслушивает ответы учащихся, делает запись в путевом листе команды и знакомит ребят с правильным вариантом ответа, если их ответ был неверным или неполным.)
После прохождения всех испытаний, команды выстраиваются в рекреации первого этажа для оглашения результатов и вручения наград победителям и призёрам.
* * *
Приложение 1
Станция «Любители русского языка»
Задание № 1
Разминка
Дальше, дальше …
1. В каком падеже стоит в предложении подлежащее?
2. Какая часть речи обозначает признак действия?
3. Какие второстепенные члены могут быть в предложении?
4. Назови лишнее: многоточие, запятая, тире, двоеточие.
5. Как называется отступ в начальной строке текста?
6. С какой частью речи никогда не употребляется предлог?
7. Что такое омонимы?
8. Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его?
9. Какой падеж всегда употребляется с предлогом?
10. Что означает слово «глагол»?
«На загадку дай отгадку»
1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
2. Его вешают приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют поискать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, ко их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.
4. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится о, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
5. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом ее расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников.
Сложные слова
- четыре и этаж
- дом и хозяйка
- дрова и сечь
- семь и день
- пять и лет
- тепло и ход
«Мне эхо раскрывает секреты»
Вы помните, как отвечает эхо? Да, верно! Оно повторяет окончание слова. А в нашей игре эхо будет называть имена девочек и мальчиков. Какие? Сейчас узнаем!
«Кто забрался под диван?» Эхо мне в ответ: «Иван».
«Не боится кто мороза?» Эхо отвечает: «Роза».
«Кто съел плитку шоколада?» Эхо (с укоризной): «Лада».
«Кто гуляет до рассвета?» Эхо мне ответит: «Света».
«Кто глядит из-за сарая?» Знает эхо: это «Рая».
«Кто потерял сандалик?» Промолвит эхо: «Алик».
«Назови мне кавалера!» Эхо прокричит: «Валера!»
После разминки каждый член команды выполняет индивидуальное задание
Задание № 2
Доскажи пословицы
После драки………………………(кулаками не машут)
Любишь кататься…………………(люби и саночки возить)
Делу время………………………..(потехе час)
Семь раз отмерь…………………..(один отрежь)
Ум – хорошо………………………(а два - лучше)
Что написано пером……………...(не вырубишь топором)
Слово не воробей………………...(вылетит - не поймаешь)
Не зная броду……………………..(не суйся в воду)
Старый друг………………………(лучше новых двух)
Как веревочке не виться…………(а кончику быть)
Под лежачий камень……………..(вода не течёт)
Сказочные шифровальщики
Буквы перепутались. Давайте восстановим порядок и расшифруем странные слова.
- Улде меряв, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)
- Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)
- Дубет и на шейна уцели драпзикн. (Будет и на нашей улице праздник.)
- Идно аз хевс, и вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
- Мольбшоу барлюко - шоелобь еваналип. (Большому кораблю - большое плавание.)
- Ноди в плео ен овин. (Один в поле не воин.)
- Ен вёс от отолоз, точ стилетб. (Не всё то золото, что блестит.)
Шифровальщики
Задание: используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:
421 |
|
3467 |
|
35121 |
9810 |
|
10439 |
|
25131 |
1086 |
|
108910 |
|
28517 |
983 |
|
34911 |
|
109121 |
285 |
|
10471 |
|
54687 |
5161 |
|
9473 |
|
28511 |
ШИФР:
А | В |
Г |
И |
Л |
М |
Н |
О |
Р |
Т |
Я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Решите биологические задачи:
- Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА _________________________
- Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА _________________________
- Уберите горячее – останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ _____________
- Найдите друга и врага Буратино. МАБАЛЗЬВИИЛИНОА _________________
- Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА __________
- Где цветок, где рыба, отыскать попробуй. КАГРВОЗАДИСЬКА___________
Подберите к фразеологизмам слова-синонимы
1 |
Галопом по Европам |
А |
без промедлений |
2 |
С места в карьер |
Б |
наспех |
3 |
Тихой сапой |
В |
строго общаться с кем-нибудь |
4 |
Держать в ежовых рукавицах |
Г |
исподтишка, скрытно |
5 |
Тяп-ляп |
Д |
точь-в-точь |
6 |
Выводить вензеля |
Е |
небрежно |
7 |
Медный лоб |
Ж |
не соглашаться, возражать |
8 |
Вставать на дыбы |
З |
ограниченный |
9 |
Тютелька в тютельку |
И |
Плясать |
- Галопом по Европам – наспех
- С места в карьер – без промедлений
- Тихой сапой – исподтишка, скрытно
- Держать в ежовых рукавицах – строго общаться с кем-нибудь
- Тяп-ляп - небрежно
- Выводить вензеля - плясать
- Медный лоб – ограниченный
- Вставать на дыбы – не соглашаться, возражать
- Тютелька в тютельку – точь-в-точь
Наведи порядок в тексте
Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.
а) А бедные люди часто совсем не получали соли.
б) За столом солонка стояла около хозяина.
в) Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
г) Особенно старался хозяин перед богатыми гостями.
д) Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
е) Больше сыпал тому, кого уважал и любил.
ж) О этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
з) Он сам сыпал соль гостям.
и) И нередко пересаливал.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Велосипед
Из каких частей состоит велосипед, и правильно вписать слова в клетки; это слова: звонок, колесо, руль, тормоз, насос, спица, цепь, педаль, седло).
Анаграммы
Ваша задача состоит в том, что из данных слов вы должны образовать новые слова
Сел, сорт, сосна, нос, банка, волос.
(лес, трос, насос, сон, кабан, слово)
Многозначные слова
Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах:
- Овсянка — птица, овсянка — ....
- Норка — животное, норка — ....
- Бокс — стрижка, бокс —....
- Коса — для скашивания травы, коса —....
- Ключ — родник, ключ —…
- Лист – тетрадный, лист - …
- Ударение-помощь для чтения
Расставь в словах знаки ударения.
- Семена гвоздики похожи на гвоздики.
- Купи соли и соли капусту.
- На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
* * *
Приложение 2
Станция «Литературия»
Задание № 1. Допиши фамилию, имя и отчество писателя
Конёк-горбунок |
|
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях |
|
Аленький цветочек |
|
Серебряное копытце |
|
Задание № 2. Узнайте по портрету писателя
Задание № 3. Вспомните, из какого произведения этот отрывок
«Когда она начала вянуть, её положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне».
___________________________
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
___________________________
«Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго».
___________________________
* * *
Приложение 3
Задание № 1. Конкурс «Природа»
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА
Задание № 2. Блиц-турнир
1. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок, из которого делали на Руси квас и прохладительные напитки? (Клен)
2. Красивые цветки и плоды служили украшением, колючки использовали в качестве защиты. Люди собирали плоды этого растения, заваривали из них чай. (Шиповник)
3. Ягоды этого растения не только вкусны, полезны, богаты витаминами, но и применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Сейчас добавляют в продукты питания, когда хотят придать им такую окраску. Как называется это растение? (Черника)
4. Об этом растении сложено много стихов и песен, загадок. Вот одно их них:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать
О каком растении идет речь. Поясните свой ответ. (Это береза. «Мир освещать» - в старину делали березовые лучины, они горели без копоти и искр. «Скрип утишать» - из березы делают деготь, которым смазывают колеса телег, чтоб они не скрипели. «Больных исцелять» - береза – лекарственное дерево, из почек готовят отвары. «Чистоту соблюдать» - чистоту наводили метлами из веток березы, в бане парятся березовыми вениками).
5. Как называется гнездо белки? (Гайно)
6. В чем сходство дерева и рыбьей чешуи? (По обоим можно возраст определять. В годовых кольцах. У деревьев годовые кольца появляются из-за отложений камбия, а у рыб из-за роста чешуи в связи с ростом самой рыбы)
7. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина)
8. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка)
9. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
10. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)
Задание № 3. Каких зверей называют так? Почему?
А) косой (заяц)
Б) сохатый (лось)
В) серый (волк)
Г) рыжая (лиса)
Д) косолапый (медведь)
Задание № 4. Найди лишнее. Объясни.
Соловей, сорока, стрекоза, синица.
Ель, пихта, ольха, лиственница, кедр.
Пекин, Амстердам, Вена, Германия, Мадрид.
Метро, телефон, книгопечатание, фотография, пароход.
Радуга, листопад, льдина, ледоход.
Задание № 5. Соедините название страны и его столицу
Украина Москва
Франция Париж
Российская Федерация Киев
Великобритания Лондон
Задание № 6. Определи по дате век
862 г. _______________________
988 г. _______________________
1147 г. ______________________
1812 г. ______________________
2000 г. ______________________
Задание № 7. Найдите ошибку