Класс: 9.
УМК: учебник для общеобразовательных учреждений, физика 9 класс. Н.С.Пурышева, Н.Е.Важиевская. - 6-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2010.
Предыстория. Место урока в изучаемой теме: № 3 в теме «Механические колебания и волны», на изучение темы отводится шесть часов, урок № 24 (согласно рабочей программы). Уравнения зависимости периода от параметров колебательных систем были введены в 7-м классе без объяснения. Теория поэтапного формирования умственных действий:
- 1 этап, учащиеся накапливают материал для обобщений;
- II этап, учитель побуждает их найти общий путь решения (формулирование гипотез и познавательных задач).
- III этап, дети учатся конкретизировать схему действий для решения других конкретных экспериментальных задач. Начиная с этого момента происходит основное усвоение новой деятельности, сначала в материализованной форме с опорой на схему, затем на внешне-речевом этапе, затем на внутренне-речевом.
Поскольку одновременно с обучением деятельности по «открытию» закона происходит обучение деятельности по обработке результатов эксперимента, ориентировочная основа каждого действия должна быть усвоена учащимися «во внутренней речи». А чтобы учащиеся могли ориентироваться в том, как эти отдельные действия выполняются, и контролировали процесс усвоения перед каждым учеником должны лежать «справочные» таблицы с напоминанием о том, какие конкретные шаги предпринимались при «открытии» первых законов, т.е. учебная карта 7.6 и наборы «россыпей» фраз из обобщенной схемы деятельности (схема 2.1). (Материалы курса). Обучение деятельности по открытию эмпирического закона продолжить при определении зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза, жесткости пружины.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся.
Обучающиеся владеют:
Личностными УУД:
- проявляют познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивными УУД:
- осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.
Познавательными УУД:
- выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;
- определять способы решения проблем под руководством учителя;
- формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.
Коммуникативными УУД:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
|
Образовательная цель |
Не формулируется, так как не вводится новых понятий, а отрабатывается определенный вид деятельности. |
|
Цель по развитию учащихся |
Подготовка учащихся овладевших следующими видами деятельности: |
|
Основные термины и понятия |
Колебательная система, пружинный маятник, параметры колебательной системы, основные характеристики колебательного движения. |
|
Метапредметные связи |
Природа, техника, математика, повседневная жизнь. |
|
Оборудование |
Для демонстрационного эксперимента (на стол учителю): - два штатива с лапками, Для работы в группах: ТСО: компьютер, медиа-проектор, экран, ноутбук |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные умения - формировать умения проводить эксперимент; |
Личностные УУД - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); |
Организация пространства
Формы работы учащихся |
Методы обучения, используемые на уроке |
- Индивидуальная работа; |
- метод проблемного обучения; |
Ход урока
Эпиграф
«Верховным судьей физической теории является опыт.»
Л.Д.Ландау
Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя | Действия (ответы) учащихся |
УУД |
Организационный этап (мотивация к учебной деятельности) 1 мин |
||
Приветствует обучающихся, создает атмосферу делового общения, настраивает класс на продуктивную деятельность |
Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, готовят рабочее место |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; |
Актуализация знаний и действий (повторение - 5 мин.) |
||
Какую тему мы изучали на 2-х предыдущих уроках? Какой закон мы открыли? - (слайды), о механических колебаниях в окружающем мире, их значении, демонстрирует колебания нитяного и пружинного маятников, ответить на вопросы на слайде (проверяются знания определений по теме, умение читать график колебательного движения, физические величины - обозначение и единицы их измерения. |
Отвечают на вопросы |
Познавательные: Слушать и понимать речь учителя |
На демонстрационном столе два нитяных и два пружинных маятника, что вы заметили? |
Отвечают: совершают колебательное движение, т.к. видна повторяемость движения |
Планировать учебное сотрудничество с учителем |
Демонстрируется видео ролик (работа сердца с кардиограммой) - слайд |
- это тоже пример колебательного движения |
- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль |
Что доктор определяет измеряя пульс? |
Число колебаний сердца в единицу времени |
|
Измерьте свой пульс, а можно узнать период колебаний сердца? |
Да. По формуле Т = 1/v |
|
Какой вывод можно сделать? |
Не смотря на многообразие- все колебания имеют общие признаки и описываются математически одинаковыми уравнениями |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Что общего в колебаниях нитяных маятников и пружинных |
отвечают |
|
-установили ,что периоды бывают разными, на уроке мы будем заниматься пружинными маятниками |
Следовательно, тема нашего урока «изучить колебания пружинного маятника» |
|
- для создания общей схемы мы должны обобщить последовательность действий. Что общего в формулировке этого действия в разных планах |
- это то, что было известно до начала исследования |
|
- верно, как назвать второе действие |
- это познавательная задача (ПЗ) |
|
Организация деятельности учащихся по распознаванию ситуаций, когда можно «открыть» закон - 4 мин |
||
- каковы признаки такой ситуации |
- какая-то физическая величина, характеризующая свойство тел, принимает различные значения |
|
- выделим признаки: |
Основной этап урока (актуализация знаний) 18 мин. |
|||||
Чтобы ответить на все вопросы темы, представленные на слайде формулируем |
- от массы груза, |
Коммуникативные: |
|||
Сформулируем частные познавательные задачи |
ПЗ-1 зависит ли период колебаний груза на пружине от массы груза? |
Регулятивные
|
|||
(Слайд) Идея эксперимента: |
Используем одинаковые пружины, но подвешиваем грузы разной массы и измеряем период. Подвешиваем один и тот же груз к разным пружинам (динамометра) k-определяем растягивая пружину динамометра. Используем один и тот же маятник, но отклоняем с разной амплитудой. Используем этот же маятник и метод «увеличения земного притяжения» за счет сильного магнита, подложенного под колеблющийся груз. |
||||
Для дальнейшей деятельности класс разбивается на мини-группы по 3-4чел. |
- решают ПЗ экспериментальным методом |
«Получение» учащихся овладевших
Метапредметными действиями |
|||
Первичное усвоение новых знаний ( защита мини-проектов) 7 мин |
|||||
- предлагает каждой группе представить защиту «готового продукта» - мини-проекта используя паспорт мини проекта: - докажи, - объясни, - оцени, - сравни, - найди ошибку. |
- слушают выступление одноклассников, оценивают по критериям, указанным на слайде, делают записи в рабочих тетрадях. Группа математиков выдает математическую запись закона. Формулирование частных выводов: 1 - при массах груза 100г,200г,300г. период колебаний зависит от массы груза. 2 – для пружинного маятника период колебаний - зависит от жесткости пружины. 3 - для пружинного маятника при колебаниях с разными амплитудами, период груза не зависит от амплитуды (впервые открыл Г.Галилей, наблюдая за качанием люстры в церкви и используя в качестве прибора для отсчета времени собственный пульс. 4- для пружинного маятника период не зависит от g. |
I этап - учащиеся накапливают материал для обобщений; II этап - учитель побуждает их найти общий путь решения (формулирование гипотез и познавательных задач). III этап - дети учатся конкретизировать схему действий для решения других конкретных экспериментальных задач. Начиная с этого момента происходит основное усвоение новой деятельности, сначала в материализованной форме с опорой на схему, затем на внешнеречевом этапе, затем на внутреннеречевом. |
|||
Мы выяснили от каких ФВ, характеризующих пружинный маятник зависит ФВ (период). |
Как зависит? - это количественнй уровень (формула, график) |
|
|||
Первичная проверка понимания и закрепления изученного материала 5 мин |
|||||
Слайд. Тест (Проверь себя + ответы) |
Сравнивают свои ответы с ответами на слайде |
Личностные |
|||
Домашнее задание: - 3 мин - повт.§25, 24. Подготовить (индивидуально) презентацию «Механические колебания - благо или зло?» Применение пружинного маятника на космическом корабле. В тетрадях РТ выполнить графическую зависимость периода от параметров колебательной системы: |
|||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
|||||
Мы «открыли» новый закон природы и с уверенностью можем сказать, что нам удалось подтвердить слова Г.Галилея, что книга природы написана языком математики на примере математического и пружинного маятников Организует обсуждение результатов занятия. Предлагает выбрать окончания фраз: |
Учитель предлагает обобщить приобретенные знания на уроке. |
Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали, выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. |
Познавательные |