Ключевые слова: акция, социальная акция, ДОО, роль социальной акции.
Воспитание детей малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение, принятые в детской (подростковой) среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Коллектив, как бы не назывался, - «справедливое сообщество», «бойскаутский отряд», «команда зелёных» или «община Маленького принца», - является весьма действенным и мощным инструментом воспитания в руках думающих педагогов-гуманистов, сориентированных на ребёнка, как на высшую ценность.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники.
Однако, только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребёнок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции, клубы, внешкольные детские и подростковые коллективы и т.п.), а членом других и, прежде всего, классного и школьного коллектива, становится в силу определённых условий.
Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нём удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность.
Это вовсе не означает, что ребёнок пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или к складывающимся отношениям. Если он убеждён в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, и отстаивать её перед коллективом.
Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью, стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников, находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А.С.Макаренко, это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создаёт условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, её гражданская позиция и целый ряд общественно-значимых умений и навыков.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения, и становятся их активными участниками.
Коллективная жизнедеятельность детей и подростков открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и её сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создаёт благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления её индивидуальности.
Современный ребёнок обычно входит в состав нескольких коллективов (классный, школьный, спортивный, творческий и т.д.). Влияния разных коллективов нередко оказываются противоречивыми. Каждый из них как специфический социально-педагогический организм с особым пространством межличностного и межвозрастного взаимодействия обладает своим воспитательным потенциалом. Чтобы предотвратить противоречивость этих влияний, надо, с одной стороны, знать воспитательный потенциал каждого коллектива, а с другой - обеспечить их педагогически целесообразное взаимодействие. Только тогда коллективный опыт ребёнка будет сбалансированным.
В прошлом при исследовании проблем коллектива и личности под их взаимодействием понимали двусторонний процесс: влияние коллектива (его общественного мнения, ценностных ориентаций, нравственных норм) на личность ребёнка и восприятие личностью этих воздействий. В настоящее время такая трактовка является недостаточной, ибо анализ структуры этого процесса с позиций гуманистического воспитания свидетельствует о том, что помимо воздействий коллектива на личность и личности на коллектив, осуществляемых на основе их взаимного восприятия, происходят и «процессы взаимопроникновения». Среди них особое значение приобретает идентификация ребёнка с коллективом, и обособление его в коллективе, диалектически связанные между собой.
Одной из форм социально-ориентированной деятельности является проведение социальных акций.
Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, привлечение внимания общества к какой-либо дате, какому-либо событию. Таким образом, ключевым моментом социальной акции является деятельность по привлечению внимания общества, в том числе посредством распространения информации.
С детьми старшего дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность
- исследовательские (проведение опроса разных групп населения);
- благотворительные (сбор вещей, книг и т.п. для передачи их целевой группе);
- социально-педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо);
- патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему);
- социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре).
Акция - это современная форма позволяющая решить задачу индивидуализации т.к основной принцип при подготовке и проведении это принцип самореализации. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности - продуктивной, социальной.
Роль социальных акций в детских коллективах невозможно переоценить. Когда дети делают что-то сообща, они погружены в процесс. Социальные акции – это прекрасная возможность воспитывать в детях дошкольного возраста навыки ответственности, патриотизма и коллективной работы.
В ГБОУ школа № 1532 систематически проходят социальные акции. Наши детки с радостью участвуют в них и учатся коллективной работе.
В ГБОУ школа № 1532 структурное подразделение 05/7 проходят такие акции, как:
1. «Посади дререво».
Цель данной социальной акции:
- развитие у детей интереса к изучению природы родного края;
- воспитание в детях заботливого отношения к природе;
- привлечение родителей и сотрудников детского сада к участию и совместному проведению акции;
- восстановить озеленение территории детского сада.
В акции активно участвовали сотрудники детского сада, также с большим удовольствием принимали участие родители.
Совместная деятельность детей и взрослых доставила массу приятных моментов, каждый вносил свой вклад в озеленении территории. Дети хоть и маленькие, любят, чтобы вокруг было красиво и зелено. С большим удовольствием они помогали взрослым капать ямки, носить песок, придерживать саженцы и т.д.
Наши дети – настоящие патриоты своей Родины. Деревца посаженные ими будут радовать многие поколения других деток, которые будут посещать наш детский сад.
2. Акция «Доброе сердце».
Цель акции:
- воспитание чувства взаимопомощи и милосердия;
- привлечение внимания общественности к проблемам детей, находящихся в детских домах;
- предоставление возможности жителям Москвы оказать помощь, выразить свою поддержку детям из детского дома города Вольска Саратовской области.
В группах вместе с детьми выбрали уголок для сбора игрушек, оформили красочно плакат «Доброе сердце». В течение двух недель дети совместно с родителями приносили игрушки в детский сад. С трепетом, и добрыми пожеланиями выкладывали их на столе. В сборе игрушек и предметов необходимых для детского дома также принимали участие группы ГБОУ школа № 1532 П 05/7.
3. Акция «Покорми птиц зимой».
Цель акции:
- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
4. В декабре 2017 года в дошкольных подразделениях школы № 1532 проходила акция «Из рук в лапы» по сбору кормов, мисок, поводков для животных приюта «Бирюлево». В конце ноября на территории детских садов сотрудниками Дирекции природных территорий «Тропарево» и «Теплый Стан» ГПБУ «Мосприрода» была организована выставка фотографий собак, обитающих в приюте. К ребятам приходила сотрудник приюта вместе с подопечной собакой. Она рассказала о собаках, которых в приюте около 2,5 тысяч, о том, каким образом можно помочь животным, не имеющим семьи. Детям был продемонстрирован мультфильм «Забери меня», фотографии собак до и после жизни в семье и комиксы о переменах, происходящих в жизни животных после обретения дома, созданные художником, ранее взявшим из приюта собаку. Оказать помощь животным может каждый желающий: в приют можно привозить корма, поводки, ошейники и миски для собак и кошек. Кроме того, можно попробовать себя в роли волонтера, помогая животным социально адаптироваться. Это не только полезное, но и очень приятное занятие!