Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить сравнивать сказки.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: умение выразительно читать целыми словами, уметь читать выборочно и пересказывать с опорой на иллюстрацию.
- Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
- Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
- Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки), сделать своё высказывание понятным каждому, вступать в диалог с другими.
Формы и методы обучения: фронтальная, работа в группах; исследовательский метод, деятельностный метод.
Оборудование урока: презентация для смарт доски; рисунки с изображением героев сказки; схема (кольца Венна»); план для сравнения сказок.
Ход урока
I Организационный момент (слайд №1)
Проверка рабочего места.
II Проверка домашнего задания
1) -Что было задано на дом? (выразительное чтение сказок; чтение понравившихся отрывков, рисунок героя)
- Как ещё мы готовились к сегодняшнему уроку? (работали в группах, перечислив и записав всех героев этих сказок)
III Подготовка к сравнению
1) Мы вели подготовительную работу по сравнению двух сказок.
- Был ли у нас целый урок, посвящённый сравнению двух произведений? (нет)
Я предлагаю сегодня главной целью урока научиться сравнивать два произведения по плану (слайд №2).
Вспомните, чему мы ещё учимся на уроках литературного чтения (высказывания учащихся слайд №3).
Итак, вспомним, чему будем учиться. Какую главную цель мы оставили перед собой? (слайд №3, анимация 1)
2) Давайте вначале вспомним содержание сказок. (пересказ сказок по моим слайдам)
а) Сказка «Теремок» (слайды №4-6)
Понравились вам иллюстрации к сказке? Я рассажу вам кто иллюстрировал эту сказку. (слайд №7)
б) Сказка «Рукавичка» (слайды №8-11)
Иллюстратор этой сказки знаменитый художник Рачёв Евгений Михайлович. Ведущая тема творчества Евгения Михайловича – иллюстрация сказок. (слайд №12)
3) Ознакомимся с планом сравнения сказок. (чтение пунктов плана (слайд №13))
План:
- Название
- Автор
- Герои
- Место действия
- Конец сказки
- Тема
- Мысль
- Чем поможет нам план? (легче работать)
3) Для записи наших выводов давайте использовать графический способ. Для этого я начертила два кольца. (кольца Венна)
- Что будем записывать посередине (сбоку)?
IV Работа в группах совместно с учителем у доски
(в процессе работы используются детские иллюстрации с изображением главных героев сказок)
V Обобщение
- Чем похожи эти сказки?
- Чем различаются?
- Кому из вас очень понравилась или понравились эти сказки? Чем?
Зачитайте понравившиеся отрывки и объясните свой выбор этого отрывка.
- Кому вы порекомендуете прочитать эти сказки и почему?
Люди создали эти сказки для нас давно. Но они актуальны и сегодня.
Докажите, почему и сегодня лучше быть добрым, щедрым человеком?
Вспомните цели урока. Чему учились? (слайд №14)
- Достигли мы их?
- Всё ли получилось?
- Над чем надо поработать завтра?
Оцените свои достижения (слайд №15)
VI Домашнее задание
Подберите свои имена героям сказки и придумайте свою похожую сказку (работа в группах).
(слайд №16)