Из опыта работы учителей ГБПОУ «Первый Московский Образовательный комплекс» по патриотическому воспитанию школьников в свете реализации ФГОС нового поколения

Разделы: Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: патриотическое воспитание, музей школы


С появлением новых федеральных стандартов изменились цели и условия обучения, а также подходы к организации образовательной деятельности и деятельности по воспитанию подрастающего поколения.

В своей работе мы давно и успешно используем поисково-проектные технологии на уроке и во внеурочное время. Это помогает добиться более качественных результатов в обучении и в воспитании, дает учащимся ощущение сопричастности к происходящему. Ребенок осознает свое место в группе, в коллективе, в окружающем его мире.

Творческих форм работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения огромное количество. В условиях реализации ФГОС эти формы помогают нам сплачивать ученический коллектив и направлять поисковую деятельность учащихся в актуальном направлении исследования истории страны и мира в целом через изучение истории своей семьи, школы, города, в котором мы живем и получаем образование.

В этом учебном году мы говорили о 75-летии Битвы за Сталинград. Для организации работы была выбрана форма бинарного урока по английскому языку с использованием исторических документов о помощи и сотрудничестве с Объединенным Королевством, о роли Королевской семьи и супруги британского премьер-министра в организации помощи Советскому народу во время военных действий и в период восстановления страны. Учащиеся под руководством учителей собирали материалы по данной теме, используя в работе фото, аудио и видеоматериалы, оформляли инсталляцию, которая помогала сформулировать цель урока и поставить задачи учебной деятельности. К уроку были изготовлены бумажные голуби (использовалась техника оригами), разучивались Гимны Британии, Сталинграда, Демократической молодежи. В ходе урока ребята демонстрировали свои знания и умения вести беседу на английском языке, обосновывать свою точку зрения, делать выводы и обобщения. Урок проводился в образовательном пространстве школы ,где находится школьный музей Боевой и трудовой славы 274 Ярцевской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. Обстановка, в которой оказались ребята, бесспорно, работала на результат.

Музей дивизии существует в школе более 40 лет. К 40-летию открытия музея школьниками была проведена большая исследовательская работа. В апреле 2017 года творческая группа учителей СП Тихомирова, 6 предложила провести конкурс «Я поведу тебя в музей…», к 40-летию открытия музея дивизии с целью повышения интереса учащихся к материалам музейной зоны, ветеранам дивизии, бойцам дивизии (ее героям, кавалерам Ордена Славы), ветеранам педагогического труда, учителям, участвовавшим в создании и открытии музея, руководителям музея, которые ведут кропотливую работу по военно-патриотическому воспитанию современных школьников; популяризации поисковой работы учащихся через демонстрацию возможностей проектной деятельности и использование социальных сетей в воспитательных целях. Вся работа была направлена на сплочение ученического и педагогического коллективов школы.

Идея проведения конкурса и мероприятий в школе появилась в результате участия в городском конкурсе «Школьный музей – новые возможности» в номинации «История создания музея». Работая над презентацией мы поняли, как мало мы знаем о том, с чем соприкасаемся каждый день, и о тех, кто работает с нами. Для реализации нашей идеи были определены номинации. У ребят появилась возможность изучить экспонаты музея, поговорить о бойцах и героях дивизии, об истории создания музея, о его ветеранах и руководителях. При оценке работ учитывалась доступность восприятия и эмоциональное воздействие, сплоченность и коллективизм, авторский подход и творческая идея. Классные руководители постарались сделать так, чтобы работы учащихся были разноплановыми. В результате кропотливой исследовательской работы учащиеся представили презентации и видеоролики с обзором музейной зоны и ее экспонатов, с рассказом о боевом пути дивизии. Интервью с учителями, открывавшими музей, и его руководителями никого не оставили равнодушными.

В своих работах ребята рассказывали о Кавалерах ордена Славы, о бойцах дивизии - Героях Советского Союза, а оцифровка печатного списка ветеранов дивизии 30 летней давности и поиск фотографий дали возможность соприкоснуться со страницами истории дивизии в именах и лицах. Была проведена колоссальная работа, в которой участвовал все. Конкурс завершился, но наша работа по поиску архивных документов продолжается, ведь нам важно не только знать поименно, но и вглядеться в лица тех, кому мы обязаны жизнью.

По итогам конкурса «Я поведу тебя в музей…» не только учащиеся, но и родители продемонстрировали неподдельный интерес к патриотическо-поисковой работе. В своих работах авторы провели оценку и анализ событий времен Великой Отечественной войны. А поисковая деятельность дала неожиданный результат. Искали материалы, а нашли человека! Гаванский Николай Федорович, ветеран 274 Ярцевской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии, был обнаружен ребятами благодаря социальным сетям. Мы были очень рады, что смогли пообщаться с его родными, и оказалось, что он жив и может оценить нашу работу лично. К 9 мая нам удалось пообщаться с ветераном и поздравить его с праздником Победы, пожелать ему здоровья и поблагодарить за то, что он сделал для нашего мирного неба. Мы горды, что удалось прикоснуться к живой странице истории страны.

В этом году наша творческая группа учителей предложила школьникам продолжить изучение истории школы и поучаствовать в Квесте по музею ,в котором собраны задания и вопросы, целью которых является активизация поисковой деятельности .Было решено составить 41 вопрос (по числу лет со дня основания и открытия школьного музея). Для поиска ответов на квест ребятам необходимо пройти по музейному пространству, заглянуть в витрины, изучить информацию на стендах, а также использовать материалы открытой группы в ВК «Музею 40». Ребятам предлагалось зайти на сайт Комплекса, распросить учителей, которые внесли большой вклад в развитие музейной работы. Итоги квеста решили подвести в канун Дня Победы, в дни, когда открывался школьный музей 41 год назад.

Еще одна форма организации работы по патриотическому воспитанию, о которой хотелось бы упомянуть, это создание видео-роликов о героях Бессмертного Полка нашей школы.

В прошлом году классы оформили портреты своих родных и близких для участия в Торжественной акции «Музею 40!», которая проводилась в школе в майские дни памяти. В этом году мы предложили создать видеопредставления тех, кто смотрит на нас с портретов, кем гордится семья, кем может и должна гордиться наша школа, город, страна!

Для создания роликов ребятам необходимо использовать оформленный к Акции портрет,информацию о герое. Для размещения отснятых рассказов открыта группа в ВК. Главная задача Акции – систематизация уже собранных архивных материалов и привлечение социальных сетей для популяризации патриотической работы в школе. Работы, созданные учащимися в прошлом году изпользовались для создания презентации к выступлению на Межрегиональной конференции Комплекса по патриотическому воспитанию, фотопортреты героев – в минуте молчания, а в этом году видеорассказы открыли страницы летописи личной истории каждого, материалы которой (в оцифрованном виде) пополнили хранилище и архивы музея школы.

Мы убеждены,что работа наших коллег и ветеранов дивизии в течение многих десятков лет не канет в лету! Мы в ответе за все, что было создано в нашей школе, и наша задача - сохранить и приумножить уже существующее, доказав на практике, что не прервется связь поколений и наш школьный музей Боевой и трудовой славы 274 Ярцевской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии действительно способен предложить новые возможности!