Выявление и развитие талантов в начальной школе через проекты

Разделы: Начальная школа


«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Сегодня для России очень актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Потенциал нашей страны – это одарённые, талантливые дети и молодежь, который позволяет эффективно развиваться и решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, присутствуют все условия для развития обучающихся и выявления их способностей. Среди разных форм и методов работы с одарёнными детьми на первый план выдвигается формирование их интеллектуальных способностей. Креативные качества необходимо развивать независимо от уровня одарённости ребенка. Важно отыскать среди множества учеников мотивированных и талантливых детей. Этот процесс основан не только на выявлении уровня успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Приоритетным в работе учителя является умение выявить среди учащихся как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия самореализации.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Виды одарённости:

- одарённость в практической деятельности;

- одарённость в познавательной деятельности;

- одарённость в художественно-эстетической деятельности;

- одарённость в коммуникативной деятельности;

- одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Младший школьный возраст — это период впитывания, накопления и усвоения знаний. А так как перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, важно не только установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Когда школьник с первого класса подготовлен, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование его личности будет проходить на основе обогащения интеллектуального профиля.

В своей работе, для решения обозначенной задачи в нашей школе используются следующие формы работы с одаренными детьми:

- предметная неделя;

- предметные и творческие кружки, внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: сценическое творчество, фантазирование, воображение, придумывание и сочинительство;

- организация исследовательской и проектной деятельности;

- конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины.

В своей деятельности учитель может использовать следующие приемы работы с одаренными детьми:

- Прием «Пресс-конференция» - умение детей задавать вопросы содержательного характера.

- Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» - повышает мотивацию детей в начале урока.

- Прием «Диалог с текстом» - организация индивидуальной работы учащихся с текстом, выполнение заданий.

- Прием «Две шляпы критического мышления» - сталкивание двух противоположных мнений.

- Использование разнообразных дидактических игр.

На протяжении нескольких лет в своей работе мы используем проектную и исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время. Так в рамках программы «Проектная лаборатория» создаем и реализуем проекты различной направленности: экологической, патриотической, научно-технического и декоративно-прикладного направления, исторического. Это позволяет развивать талант и одаренность учащихся.
Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях. Все это позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха.Дети развивают самостоятельное мышление, добывать информацию, прогнозируют, принимают нестандартные ситуации, в которых получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению проблем.

Список использованной литературы.

  1. Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста. Режим доступ: http://pandia.ru/text/78/079/76387.php
  2. Котова И.Е., Лобанова Н.В., Плохотникова Ж.В. Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 195-197.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  4. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  5. Матюшкин A.M . Загадки одаренности. М.,1992 .