Цели урока
Деятельностная
- формирование у обучающихся способности к открытию новых знаний через выполнение индивидуальных и групповых заданий, поиска решений проблемных вопросов;
- формирование способности учащихся к новому способу действия;
- создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение механизмов реализации наследственной информации в клетке.
Предметно-дидактическая
- открытие нового знания: генетический код, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белка.
Планируемые образовательные результаты урока
Предметные
- представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
- находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
- называть реакции биологического синтеза, составляющие пластический обмен;
- воспроизводить определения биологических понятий;
- объяснять механизм реализации наследственной информации: биологический синтез белков и других органических молекул в клетке.
Метапредметные
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках);
- анализировать, систематизировать и оценивать информацию;
- развивать способность к логическому мышлению, умению выражать собственные мысли.
Личностные
- развитие познавательного интереса к предмету, ответственного отношения к учению;
- будущее профессиональное самоопределение;
- развитие умения осознанно трудиться над поставленной целью.
Тип урока
- По ведущей дидактической цели: урок «открытия нового знания».
- По способу организации: комбинированный.
- По ведущему методу обучения: проблемный.
Методы обучения
- Основной: информационно-развивающий
- Дополнительные: наглядный (работа с рисунками, схемами, моделями-аппликациями), практический(работа в группах, обсуждение и решение проблемных задач), словесный (беседа, диалог), фронтальный (работа с презентацией учителя), индивидуальный (работа с дидактическим материалом, различными источниками информации).
Основные вопросы урока
- Сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке.
- Генетический код, его свойства.
- Этапы биосинтеза белка.
Средства обучения: таблица по общей биологии «Генетический код», «Биосинтез белка», «Уровни организации белка», дидактический материал для проведения работы в группах и индивидуально, модель «Молекула ДНК», мультимедийный проектор, компьютер, электронные носители информации, презентация учителя, модель-аппликация «Биосинтез белка».
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Приветствие учеников и учителя, организация рабочего места, инструктаж по работе с листами самооценки.
Обсуждение постулатов, которыми пользовались древние философы: «Хочешь быть красивым — смотри на красивое.
Хочешь быть здоровым - смотри на красивое». Ученики высказывают соё отношение, в том числе о важности знаний о механизмах передачи наследственной информации.
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Какое отношение имеет тема урока «Реализация наследственной информации в клетке» лично к каждому присутствующему?
- Почему человек и другие организмы способны увеличиваться в размерах?
- Эритроцит вашей крови содержит белок гемоглобин, а живёт всего 120 дней? Откуда берётся новый гемоглобин?
- Где хранится информация о нашем организме? (Обучающиеся отвечают на вопросы)
Учитель предлагает заполнить лист самооценки. (Приложение №1)
3. Этап построения проекта выхода из затруднения
Обучющиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). Уточняют и согласовывают тему урока. Определяют средства: работа с учебником, мультимедиа, объяснение учителя, интернет-ресурсы, презентации, таблицы, модели.
Учитель предлагает учащимся организовать на уроке работу индивидуально и в группах по 3 человека.
После формирования групп, их участникам для сплочения маленького коллектива предлагается ответить на вопрос из конверта. (Приложение №2)
4. Этап реализации построенного проекта
Вступительное слово учителя.
Обязательным условием существования всех живых организмов является способность синтезировать белковые молекулы. Классическое определение Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел…» не потеряло своего значения в свете современных научных открытий. Белки в организме выполняют тысячи разнообразных функций, делая нас такими, какие мы есть. Мы отличаемся друг от друга ростом и цветом кожи, формой носа и цветом глаз, у каждого из нас свой темперамент и свои привычки; мы все индивидуальны и в то же время очень похожи. Наше сходство и наши различия – это сходство и различия нашего белкового состава. Каждый вид живых организмов обладает своим специфическим набором белков, который и определяет уникальность этого вида. Но при этом белки, выполняющие сходные функции в разных организмах, могут быть очень похожи, а порой практически одинаковы, кому бы они ни принадлежали. Причём, меньше всего различий в белках, обеспечивающих жизненно важные физиологические функции.
Итак, все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка, в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.
Следовательно, наследственная информация, которая передаётся из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК и называется генетической информацией.
Обучающиеся знакомятся с текстом учебника по данной теме (учитываем, что данная тема была изучена по биологии в 9 классе):
- выделяют главные вопросы и понятия;
- объясняют в группах (по три человека), как происходит синтез белка, предложенную модель биосинтеза белка. (Используют средства обучения к данному уроку)
Учитель реализует предметно-дидактическую цель урока - открытие нового знания: генетический код, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белка.
(Презентация учителя, мультимедийный урок на электронном носителе «Уроки биологии Кирилл и Мефодия.Общая биология.10 класс).
Решение основных типов задач по теме. (Приложение №3)
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Решение типовых задач в группах, индивидуально. (Приложение №4)
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Обучающиеся самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия; самостоятельно соотносят работы с эталоном для самопроверки.
Учитель организует обсуждение результатов выполненной работы. (Приложение №5) Можно использовать дополнительный информационный материал. (Приложение №6)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Учитель организунт работу в группах - обсуждение вопросов.
- Какие цели урока были реально достигнуты?
- Трудным ли был теоретический материал по данной теме?
- В чём его трудность?
- Успешно ли вы с ним справились?
- Трудно ли было оценить себя, используя эталоны и листы самоконтроля?
- В каких ситуациях могут пригодиться знания о механизмах реализации наследственной информации в клетке?
- Как бы вы оценили свою работу?
- Как справились с этой работой твои одноклассники, с которыми ты работал в группе? Какие трудности они испытывали?
Учитель предлагает заполнить лист самооценки (Приложение №1).
Домашнее задание.
- Чтение и анализ материала параграфа в соответсвии с темой урока и самооценкой.
- Составить текст с пропусками по теме, синквейны по одной из тем: «Биосинтез белка», «Трансляция», «Транскрипция».
- Составить самостоятельно 3 задачи по данной теме, решить их, предложить для решения участникам своей группы, оценить.