Квест-игра по ПДД «Безопасность на дорогах»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 3, 4

Ключевые слова: ПДД, безопасность на дорогах, квест-игра


Квест - один из основных жанров игр. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Квест-игра актуальна на сегодняшний день. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.

Цель: систематизировать полученные знания по правилам дорожного движения в привлекательной, доступной для детей форме.

Задачи:

  • закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
  • воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения;
  • развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику, мышление - активизировать диалогическую, монологическую речь.

Идея игры:

Игра представляет собой соревнование детей двух групп 3-4 классы. В команде по 5 человек. Детям нужно пройти игровые этапы согласно маршрутному листу и набрать максимальное количество баллов. Квест рассчитан на 45 минут.

Ребятам предлагается поделится на две группы: «Пешеходы» и «Пассажиры», для этого вытянуть определённый цвет:

  • «Пешеходы» - зелёный,
  • «Пассажиры» - жёлтый.

Организационный момент

Педагог: Ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное дорожное путешествие. Все мы являемся участниками дорожного движения. Бываем пешеходами и пассажирами. Я предлагаю вам разделиться на две команды. Из коробки каждый достаньте по шарику, у кого шарик зелёного цвета, ваша команда получает название «Пешеходы», у кого шарики жёлтого цвета, команда «Пассажиры». Выберите капитана команды.

Педагог А теперь правила нашей игры. Каждая команда должна пройти 5 станций в соответствии со своим маршрутным листом. На каждой станции команда выполняет задания и зарабатывает баллы, которые судья на станции заносит в маршрутный лист.

  • 5 баллов - зелёный сигнал светофора,
  • 3 балла - жёлтый сигнал,
  • 1 балл - красный.

На одной станции команда работает не более 5-8 минут.

Команда, которая наберет наибольшее количество баллов по итогам нашей игры, будет объявлена победителем. Послушайте, где расположены станции:

  1. «Решаем проблему» 1 этаж, кабинет №1;
  2. «Творческая» 1 этаж, кабинет №3;
  3. «Знатоки ПДД» 1 этаж, кабинет №2;
  4. «Бульвар дорожных знаков» 1 этаж, кабинет №4;
  5. «Весёлый перекрёсток» 2 этаж, сцена.

Если у вас нет вопросов, я прошу капитанов команд получить маршрутные листы.

Вручение маршрутных листов. Приложение 1

А теперь - в путь! Желаю успеха.

Ход игры

1. Станция «Решаем проблему» (Метод «фишбоун)

Приложение 2

Дети уже знакомы с этой методикой, поэтому приступают к работе без объяснения.

Схема скелета:

  1. Голова - проблема.
  2. Верхние косточки - причины.
  3. Нижние косточки - факты.
  4. Хвост - вывод.

В «голове» скелета основной вопрос, который подлежит рассмотрению: «ДТП из-за плохих погодных условий».

Работа в группе. Капитан команды зачитывает, что получилось.

2. Станция «Весёлый перекрёсток»

Аудиоприложение 2

Все движения разминки,
Повторяйте без запинки.

Разминка под песню «Колесики, колесики и красивый руль» исполнитель группа «Бибика»

3. Станция «Творческая»

Приложение 3

«Синквейн».

Ребята знакомы с данной методикой.

Придумайте синквейн со словом - название вашей команды «Пешеход» (другая команда со словом «Пассажир»)

  • первая строка − тема синквейна
  • вторая строка − два слова прилагательные
  • третья строка - образована тремя глаголами
  • четвертая строка − фраза из четырех слов
  • пятая строка − одно слово-резюме

Ребята работают в группе, зачитывают, что получилось.

Примеры синквейнов у детей.

Пассажир
Внимательный, вежливый.
Ожидает, соблюдает, уступает
Должен соблюдать правила поведения.
Дисциплина

Пешеход
Опаздывающий, торопящийся.
Спешит, бежит, перебегает.
Торопливый пешеход перебегает дорогу.
Нарушитель.

4. Станция «Знатоки ПДД»

Звучит музыка - заставка передачи «Что? Где? Когда?» Аудиоприложение 1

Ребята садятся за стол. На столе волчок, конверты с вопросами.

Ведущий: Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?» на тему: «Правила Дорожного Движения». Ребята, вам предлагается сыграть три раунда.

Значение секторов:

  • чёрный ящик
  • блиц вопрос 3 вопроса
  • 4 вопроса разной тематики

Решение задачи обсуждает вся команда, а ответ на вопрос даёт один из игроков. На обдумывание - одна минута, когда время истекает - звучит гонг.

Выбрать конверт с заданием нам поможет игровой волчок. Ну что ж начинаем игру!

1. Сектор «Размышляй-ка»

Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережёт жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело.

Вспомните и назовите основные правила поведения на улице.

Внимание правильный ответ: Основные правила поведения на улице:

  • По улице надо идти спокойным шагом.
  • Идти только по тротуару, по правой его стороне.
  • Улицу нужно переходить только на зелёный сигнал светофора, или по
  • переходам..
  • Прежде, чем переходить дорогу, посмотри налево, потом направо.
  • Нельзя играть, кататься на коньках, велосипедах на дороге.
  • Нужно быть чутким, внимательным, отзывчивым, оказывать помощь друг другу.

2. Сектор «Отвечай-ка»

Ситуация.

Вы вышли из автобуса и хотите перейти на противоположную сторону дороги.

Как это нужно сделать правильно?

Внимание правильный ответ:

Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади.

Стоящий автобус, как его не обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Надо подождать когда автобус отойдет, или переходя дорогу, отойти от него как можно дальше.

3. Сектор Сектор «Разгадай-ка»

Ребус. Какое слово зашифровано?

Внимание правильный ответ: Перекрёсток

4. Сектор «Чёрный ящик»

В чёрном ящике находится предмет, который предотвращает перемещение пассажира по инерции в салоне автомобиля.

Внимание правильный ответ: Ремень безопасности

5. Сектор «Блиц-вопрос»

1. Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя?

Иметь на одежде светоотражатели.

2. Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу?

По обочине слева, навстречу транспорту

3. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице?

Ездить на велосипеде разрешается детям с 14 лет.

6. Сектор «Угадай-ка»

Представьте себе, что ты - водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей - поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса?

Внимание правильный ответ: Столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос.

5. Станция «Бульвар дорожных знаков»

Даются карточки со знаками. Распределить знаки по группам и назвать их. Какой знак лишний?

  1. Предупреждающие
  2. Знаки особых предписаний
  3. Знаки приоритета
  4. Информационные

Правильный ответ:

6. Итог события. Рефлексия

Педагог: - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Все вы были очень активны и внимательны, проявили свою смекалку и показали свой талант. Молодцы!

Победителем квест - игры в командном зачете становится команда, набравшая наиболее большее количество баллов за выполненные задания на станциях, им вручаются дипломы. Второй команде за участие в игре вручается благодарность. Все ребята получают памятку «Памятка юного пешехода».

А какую задачу мы сегодня решали, для чего отвечали на вопросы, разбирали ситуации? (Чтобы повторить и освоить ПДД).

Приложение 4. Вы обратили внимание, что на доске светофор без цветных огоньков. Зажжём его. Выберите для себя тот цвет, который соответствует вашему настроению после игры.

  • Зеленый - игра понравилась, всё получилось.
  • Желтый - понравилась игра, но были трудности, сомнения,
  • Красный - игра не понравилась, были ошибки.

Ребята заполняют большие круги, маленькими кружками, выбранного цвета. На доске зажигается цветной светофор.

Педагог Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности. Спасибо!

Критерии эффективности игры-квеста:

Использование методов деятельностного, активного обучения ПДД:

  • Метод «фишбоун»,
  • Метод «Синквейн»,
  • Игра «Что? Где? Когда?»

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

С помощью схемы можно найти решение из рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Метод «Синквейн» - это творческая работа, которая имеет короткую форму, состоящую из пяти нерифмованных строк.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать

Квест-игра или «игра - поиск» даёт возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, быть одновременно предельно разнообразной и целостной.

Источники информации

  1. Бармин А.В., Гальцова Е.А., Клюева И.Ю., Нечаева О.П. «Изучаем правила дорожного движения»/ тематические занятия, классные часы, викторины/, М-Волгоград: Учитель, 2010 - 266 с.
  2. Саулина Т.Ф. «Знакомим школьников с правилами дорожного движения», Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015.
  3. www.ped-kopilka.ru
  4. http://pddmaster.ru/ Правила дорожного движения Российской Федерации 2016
  5. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/kartotieka_po_riealizatsii_amo_s_primienieniiem_pdd
  6. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/kviest_ighra_po_pdd
  7. Материал газеты «Добрая Дорога Детства» http://www.dddqazeta.ru/