Квест - один из основных жанров игр. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Квест-игра актуальна на сегодняшний день. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.
Цель: систематизировать полученные знания по правилам дорожного движения в привлекательной, доступной для детей форме.
Задачи:
- закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения;
- развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику, мышление - активизировать диалогическую, монологическую речь.
Идея игры:
Игра представляет собой соревнование детей двух групп 3-4 классы. В команде по 5 человек. Детям нужно пройти игровые этапы согласно маршрутному листу и набрать максимальное количество баллов. Квест рассчитан на 45 минут.
Ребятам предлагается поделится на две группы: «Пешеходы» и «Пассажиры», для этого вытянуть определённый цвет:
- «Пешеходы» - зелёный,
- «Пассажиры» - жёлтый.
Организационный момент
Педагог: Ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное дорожное путешествие. Все мы являемся участниками дорожного движения. Бываем пешеходами и пассажирами. Я предлагаю вам разделиться на две команды. Из коробки каждый достаньте по шарику, у кого шарик зелёного цвета, ваша команда получает название «Пешеходы», у кого шарики жёлтого цвета, команда «Пассажиры». Выберите капитана команды.
Педагог А теперь правила нашей игры. Каждая команда должна пройти 5 станций в соответствии со своим маршрутным листом. На каждой станции команда выполняет задания и зарабатывает баллы, которые судья на станции заносит в маршрутный лист.
- 5 баллов - зелёный сигнал светофора,
- 3 балла - жёлтый сигнал,
- 1 балл - красный.
На одной станции команда работает не более 5-8 минут.
Команда, которая наберет наибольшее количество баллов по итогам нашей игры, будет объявлена победителем. Послушайте, где расположены станции:
- «Решаем проблему» 1 этаж, кабинет №1;
- «Творческая» 1 этаж, кабинет №3;
- «Знатоки ПДД» 1 этаж, кабинет №2;
- «Бульвар дорожных знаков» 1 этаж, кабинет №4;
- «Весёлый перекрёсток» 2 этаж, сцена.
Если у вас нет вопросов, я прошу капитанов команд получить маршрутные листы.
Вручение маршрутных листов. Приложение 1
А теперь - в путь! Желаю успеха.
Ход игры
1. Станция «Решаем проблему» (Метод «фишбоун)
Дети уже знакомы с этой методикой, поэтому приступают к работе без объяснения.
Схема скелета:
- Голова - проблема.
- Верхние косточки - причины.
- Нижние косточки - факты.
- Хвост - вывод.
В «голове» скелета основной вопрос, который подлежит рассмотрению: «ДТП из-за плохих погодных условий».
Работа в группе. Капитан команды зачитывает, что получилось.
2. Станция «Весёлый перекрёсток»
Все движения разминки,
Повторяйте без запинки.
Разминка под песню «Колесики, колесики и красивый руль» исполнитель группа «Бибика»
3. Станция «Творческая»
«Синквейн».
Ребята знакомы с данной методикой.
Придумайте синквейн со словом - название вашей команды «Пешеход» (другая команда со словом «Пассажир»)
- первая строка − тема синквейна
- вторая строка − два слова прилагательные
- третья строка - образована тремя глаголами
- четвертая строка − фраза из четырех слов
- пятая строка − одно слово-резюме
Ребята работают в группе, зачитывают, что получилось.
Примеры синквейнов у детей.
Пассажир
Внимательный, вежливый.
Ожидает, соблюдает, уступает
Должен соблюдать правила поведения.
Дисциплина
Пешеход
Опаздывающий, торопящийся.
Спешит, бежит, перебегает.
Торопливый пешеход перебегает дорогу.
Нарушитель.
4. Станция «Знатоки ПДД»
Звучит музыка - заставка передачи «Что? Где? Когда?» Аудиоприложение 1
Ребята садятся за стол. На столе волчок, конверты с вопросами.
Ведущий: Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?» на тему: «Правила Дорожного Движения». Ребята, вам предлагается сыграть три раунда.
Значение секторов:
- чёрный ящик
- блиц вопрос 3 вопроса
- 4 вопроса разной тематики
Решение задачи обсуждает вся команда, а ответ на вопрос даёт один из игроков. На обдумывание - одна минута, когда время истекает - звучит гонг.
Выбрать конверт с заданием нам поможет игровой волчок. Ну что ж начинаем игру!
1. Сектор «Размышляй-ка»
Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережёт жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело.
Вспомните и назовите основные правила поведения на улице.
Внимание правильный ответ: Основные правила поведения на улице:
- По улице надо идти спокойным шагом.
- Идти только по тротуару, по правой его стороне.
- Улицу нужно переходить только на зелёный сигнал светофора, или по
- переходам..
- Прежде, чем переходить дорогу, посмотри налево, потом направо.
- Нельзя играть, кататься на коньках, велосипедах на дороге.
- Нужно быть чутким, внимательным, отзывчивым, оказывать помощь друг другу.
2. Сектор «Отвечай-ка»
Ситуация.
Вы вышли из автобуса и хотите перейти на противоположную сторону дороги.
Как это нужно сделать правильно?
Внимание правильный ответ:
Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади.
Стоящий автобус, как его не обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Надо подождать когда автобус отойдет, или переходя дорогу, отойти от него как можно дальше.
3. Сектор Сектор «Разгадай-ка»
Ребус. Какое слово зашифровано?
Внимание правильный ответ: Перекрёсток
4. Сектор «Чёрный ящик»
В чёрном ящике находится предмет, который предотвращает перемещение пассажира по инерции в салоне автомобиля.
Внимание правильный ответ: Ремень безопасности
5. Сектор «Блиц-вопрос»
1. Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя?
Иметь на одежде светоотражатели.
2. Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу?
По обочине слева, навстречу транспорту
3. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице?
Ездить на велосипеде разрешается детям с 14 лет.
6. Сектор «Угадай-ка»
Представьте себе, что ты - водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей - поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса?
Внимание правильный ответ: Столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос.
5. Станция «Бульвар дорожных знаков»
Даются карточки со знаками. Распределить знаки по группам и назвать их. Какой знак лишний?
- Предупреждающие
- Знаки особых предписаний
- Знаки приоритета
- Информационные
Правильный ответ:
6. Итог события. Рефлексия
Педагог: - Ребята, наше путешествие подошло к концу. Все вы были очень активны и внимательны, проявили свою смекалку и показали свой талант. Молодцы!
Победителем квест - игры в командном зачете становится команда, набравшая наиболее большее количество баллов за выполненные задания на станциях, им вручаются дипломы. Второй команде за участие в игре вручается благодарность. Все ребята получают памятку «Памятка юного пешехода».
А какую задачу мы сегодня решали, для чего отвечали на вопросы, разбирали ситуации? (Чтобы повторить и освоить ПДД).
Приложение 4. Вы обратили внимание, что на доске светофор без цветных огоньков. Зажжём его. Выберите для себя тот цвет, который соответствует вашему настроению после игры.
- Зеленый - игра понравилась, всё получилось.
- Желтый - понравилась игра, но были трудности, сомнения,
- Красный - игра не понравилась, были ошибки.
Ребята заполняют большие круги, маленькими кружками, выбранного цвета. На доске зажигается цветной светофор.
Педагог Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности. Спасибо!
Критерии эффективности игры-квеста:
Использование методов деятельностного, активного обучения ПДД:
- Метод «фишбоун»,
- Метод «Синквейн»,
- Игра «Что? Где? Когда?»
Схемы Фишбоун дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
С помощью схемы можно найти решение из рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Метод «Синквейн» - это творческая работа, которая имеет короткую форму, состоящую из пяти нерифмованных строк.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать
Квест-игра или «игра - поиск» даёт возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, быть одновременно предельно разнообразной и целостной.
Источники информации
- Бармин А.В., Гальцова Е.А., Клюева И.Ю., Нечаева О.П. «Изучаем правила дорожного движения»/ тематические занятия, классные часы, викторины/, М-Волгоград: Учитель, 2010 - 266 с.
- Саулина Т.Ф. «Знакомим школьников с правилами дорожного движения», Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015.
- www.ped-kopilka.ru
- http://pddmaster.ru/ Правила дорожного движения Российской Федерации 2016
- https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/kartotieka_po_riealizatsii_amo_s_primienieniiem_pdd
- https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/kviest_ighra_po_pdd
- Материал газеты «Добрая Дорога Детства» http://www.dddqazeta.ru/