Работа над текстом как один из способов развития коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5–6-х классах

Разделы: Русский язык


(1) Байкал по праву считается одним из самых удивительных озёр нашей планеты. (2) Его гигантская котловина имеет в длину шестьсот тридцать шесть и в ширину восемьдесят километров. (3) Общая длина берегов Байкала составляет две тысячи пятьсот километров. (4) Нет ему равных среди озер и по глубине – тысяча шестьсот двадцать метров. (5) Объем воды в озере больше в девяносто пять раз, чем в Азовском море. (6) В тихую погоду на глубине почти сорока метров видно его каменистое дно. (7) В Байкал впадают триста тридцать шесть рек, а вытекает только одна – Ангара. (8) На языке якутов «Байкал» означает «богатое море». (9) И действительно, в нем обнаружено около тысячи видов растений, более одной тысячи шестидесяти видов рыб и животных. (10) Единственное млекопитающее озера – нерпа – имеет вес до ста килограммов при длине тела полтора метра.
(По материалам «Я познаю мир. Чудеса природы»)(120 слов)

Р. Перед вами текст из книги «Я познаю мир». Прочитайте его и озаглавьте, пользуясь руководством из скобок. ( Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его пе­редать). Сверьте своё заглавие с товарищем по парте: не сильно ли они различаются? (Возможные варианты: Озеро Байкал или Байкал, Удивительное озеро планеты или Байкал на языке якутов)

П. Где и когда ранее вы слышали об этом озере? (Смотрел документальный фильм. Рассказывал отец. Рассказывала мама. Помню с уроков географии и т.д.)

П. Какая информация для вас оказалась новой? Поделись об этом с другом по парте. (О млекопитающем озера – нерпе. Захотелось увидеть его рисунок. Глубина озера и его чистота, уникальность во всём мире.) Вот здесь можно использовать материал приложения.

К. и Р. Вспомните разные типы речи. Рассмотрите с товарищем по парте внимательно таблицу, вспомните признаки каждого типа и ответьте на вопрос, к какому типу относится этот текст?

№ п/п

Название текста по типу речи

Особенности каждого типа

1

Описание 

Текст можно сравнить с фотографией. Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.

2

Повествование 

Это рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Его можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно ме­няются.

3

Рассуждение

Текст нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга.
Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод (заключение)

П. А теперь вспомните стили речи (художественный, научный, разговорно-бытовой, публицистический и официально-деловой). По аналогии задания №5 составьте свою таблицу отличительных различий этих стилей, например, исходя из того, где с этими стилями часто встречаемся в жизни.

Р. Обязательным признаком текста является наличие темы и основной мысли его. Основываясь на это, определите тему и основную мысль данного текста. При затруднении обратись к информации ниже.

- Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

- Что такое основная мысль, идея текста?

(Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нуж­но сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.
Возможные варианты учащихся: (Тема: в тексте говорится об озере Байкал. Идея: подчёркивается уникальность и неповторимость Байкала).

П. Вы знаете, что в любом тексте предложения цепляются параллельной или цепной связью. Попробуйте в групповой работе показать эту связь. Для этого сначала сцепляющие слова можете дать в тетрадях по абзацам, затем составьте графическую схему их соединения. В схеме можете использовать овалы или другие геометрические фигуры.

Примерные записи в тетрадях могут выглядеть так, если учащиеся выберут овалы.

1-й абзац:(7 овалов) .

1-й овал: Байкал 1-й овал: его котловина 3-й овал: берегов Байкала

4-й овал: ему 5-й овал: в озере 6-й овал: его дно 7-й овал: в Байкал

2-й абзац: (3 овала) 1-й овал: Байка л-«богатое море» 2-й овал: в нём

3-й овал: млекопитающее озера - нерпа

Схема первого абзаца:

Р. В этих же группах выполните следующие задания к тексту:

- выделите смысловые части текста;

- озаглавьте каждую часть;

- расположите заголовки по порядку;

- запишите эти заголовки - план текста;

- проверьте, всё ли содержание текста отражено в плане;

К. Представьте себя в роли учителя русского языка. В каких классах и при изучении каких тем можно предложить выполненные вами задания. Свой ответ обоснуйте.

 К. Ваш ровесник из республики Марий-Эль считает, что работа над данным текстом имеет значение при прохождении темы «Склонение имён числительных». Согласны ли вы с его мнением? Почему? Если не совсем согласны, приведите свои аргументы.

Млекопитающее озера – нерпа (приложение)

Ростом тюлень почти с человека – 165 см, весом тоже похож – от 50 до 130 кг. Средняя продолжительность жизни составляет 55 лет. Тело животного содержит большое количество подкожного жира, благодаря которому оно сохраняет тепло в холодной воде. Запас жира помогает тюленю пережидать период нехватки пищи и лежать на поверхности воды во время сна. А спят эти животные удивительно крепко. Рассказывают случаи о том, как аквалангисты переворачивали спящих тюленей, а те даже не просыпались.

На коже животного плотный, короткий и жесткий волос, перепонки между пальцами, а на передних ластах есть мощные когти. Находиться под водой тюлень может до 40 минут, благодаря огромному объему легких и растворенному в крови кислороду, плавает он очень быстро, используя задние ласты, но на поверхности становится совершенно неуклюжим.

А ЗНАЕТЕЛИ ВЫ, ЧТО:

- обыкновенные тюлени, длинномордые тюлени, морские слоны – все эти животные делят одну среду обитания – океан. Как видите, тюлени не живут в пресной воде, однако российское озеро Байкал стало домом для многих представителей этого семейства, популяцию которых прозвали байкальскими тюленями.

- остается тайной появление тюленей в озере Байкал.

Как они попали в озеро, до сих пор необъяснимая загадка. Ученые не смогли дать ответ на этот вопрос. Согласно легенде существует подземный канал, который соединяет Байкал с океаном. Но доказательств того, что он действительно есть, не обнаружено.

Наиболее вероятно, что путь тюленей в Байкал пролегал через реки Енисей и Ангару. Тем же путём в озеро попал и омуль.

- Нерпа изумительный ныряльщик и способна нырнуть на глубину до 400 метров. Также байкальская нерпа может довольно долго находиться под водой (около 40 минут).

Источник: http://dikiymir-zoo.ru/khordovye/mlekopitayushchie/khishchnye/ nastoyashchie-tyuleni/nerpy/47-bajkalskaya-nerpa-ili-bajkalskij-tyulen-pusa-sibirica