Методическая разработка занятия «История герба»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Символы наших городов

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Ключевые слова: герб, символы Государства, символика государства


Предмет: история родного края (краеведение).

Возраст: 14-16 лет.

Цель: формирование понятия о гербе, о его символике.

Задачи:

личностные:

  • формировать уважительное отношение к своему Отечеству;
  • формировать интерес к истории родного края

метапредметные:

  • обучить начальным умениям проектной деятельности;
  • развивать способности создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства;
  • развивать воображение и эстетический вкус.

предметные:

  • научить располагать геральдические элементы в определенном композиционном пространстве;
  • систематизировать знания о геральдических фигурах, символике цвета и негеральдических фигурах как об основных элементах композиции герба;

Оборудование:

  • для учителя (презентация, видеоролик)
  • для учащихся (бумага, краски, фломастеры, ножницы)

Ход занятия

1. Ориентировочно-мотивационный этап

Приветствие детей; (Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.)

ИГРА-АССОЦИАЦИЯ

- Ребята, какие у вас возникают ассоциации со словом ГЕРБ? (символ, рыцарь, монета, паспорт, печать, дворяне, средние века.)

Презентация

Приложение

2. Этап актуализации знаний

Педагог: Герб - немецкое слово, в переводе на русский означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В третьем тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи – двуглавый орёл. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события.

Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в одиннадцатом – двенадцатом веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб.

У нас на Руси рыцарства не было, и герб появляется гораздо позднее чем в Европе, 13-15 веке. А вот в 17 веке создаются специальные учреждения, которые разрабатывают гербы. В России с 1785 года наличие герба становится обязательным для каждого города.

Педагог: Мы живем с вами в России, у нашей страны есть свой герб.

Слайд 2. (Герб России)

Педагог: Где мы можем увидеть российский герб?

Обучающиеся отвечают, исходя из своего жизненного опыта.

Герб страны обязательно изображается на всех важных государственных бумагах. Например, государственный герб украшает все указы Президента России, а также паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством.

Где еще можно увидеть герб России?

Педагог. Да, есть герб на печатях, на денежных знаках, на програничных столбах, на государственных орденах и медалях.

Свой отличительный знак есть не только у государства, но и у разных городов. Герб рассказывает о самых главных событиях в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Слайд 3. (Гербы городов)

- Ребята, скажите, можно по гербу рассказать о стране, о городе, которому он принадлежит?

(учащиеся отвечают, что можно, но для этого надо знать символику)

- Символику и значение цвета. Нужно уметь и знать как правильно составлять гербы.

Педагог: Первыми были герольды (в переводе с немецкого «глашатый»), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, они и стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика.

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.

Герб обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели, девиз, мантия и бурелет.

Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах. Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. Герб в нижней части украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности).

Каждое условное изображение имеет своё значение: дуб, медведь означали силу; факел или раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость. Лев в геральдическом значении — животное царственное, символ мужества и великодушия. Леопард — символ храбрости и отваги. Орел — символ власти, господства, великодушия и прозорливости. Двуглавый орел черного цвета называется императорским.

Шлем — геральдический знак, помещается над щитом. Различаются между собой в зависимости от положения владельца герба на иерархии власти. Намет — выходящие из шлема украшения, нашлемник — верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры. Короны различались по количеству золотых листьев и жемчужин.

Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и другие.

Геральдические цвета

  • Геральдические цвета - шесть цветов, которые разрешается по правилам геральдики использовать при создании гербов: красный, синий, зеленый, черный, золотой (желтый) и серебряный (белый). Кроме того, разрешается использовать пурпур для дополнения к гербу и естественный цвет человеческого тела.
  • Выбранный цвет имел символическое значение:
    • Золотой – символ богатства и справедливости;
    • Серебро – символ невинности и чистоты;
    • Червлёный (тёмно – красный) – символ любви, смелости;
    • Голубой – символ красоты и величия;
    • Зелёный – символ изобилия и надежды;
    • Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество;
    • Чёрный – мудрость и печаль.

- Рассмотрим герб РФ.

Геральдика наука очень сложная, здесь, каждый элемент имеет значение. Две головы орла говорят о необходимости защиты нашей страны с востока и запада. Три короны над головами орла в разное время имели разное значение: символизировали святую троицу; три царства — Астраханское; Сибирское и Казанское; три братских народа (русские, белорусы и украинцы)

Скипетр - знак достоинства, единства России, говорит о ее силе и независимости.

Держава - говорит о незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

Изображение Святого Георгия помещено на красном щитке, говорит о преемственности России от Руси Московской, защитнице всех земель, т.е. Москва всегда защищала, и будет защищать свою страну.

Георгий Победоносец в древние времена символизировал победу христианства над язычеством. Сейчас — готовность защищать страну от врагов.

Дракон — символизирует монголо-татарских захватчиков, победу добра над злом.
В целом герб символизирует красоту и справедливость.

4. Описание герба Магаданской области

Герб Магаданской области представляет собой геральдический щит классической французской формы, разделенный на три части. Верхняя часть червленая (красная), нижняя часть поделена по вертикали на две равные части. Герб обрамлен золотой рамкой.

В верхнем красном поле три слитка, расположенных в пирамидальной форме, два нижних – золотые, верхний – серебряный. За слитками перекрещенные золотые геологический молоток и кирка с серебряными ручками. В правой нижней части герба три золотые рыбы на темно-синем фоне. В левой нижней части герба лазоревого (голубого) цвета серебряная плотина гидроэлектростанции с прилегающей к ней на заднем плане опорой линии высоковольтных электропередач и летящий серебряный самолет. В центре герба изображение розы ветров золотого цвета, объединяющее все три поля.

Обоснование символики герба

Два золотых и серебряный слитки символизируют экономической основы региона, богатства недр драгоценными металлами, благосостояние и процветание.

Золотые геологический молоток и кирка указывают на золотодобывающую отрасль, положившую начало Магаданской области, являются символ первопроходцев и трудовых подвигов северян, освоения новых земель, выдержки, стойкости, выносливости и преемственности поколений.

Три золотые рыбы олицетворяют собой основные отрасли экономики области – рыбодобычу и рыбопереработку.

Плотина гидроэлектростанции и опора линии высоковольтных электропередач указывают на развитую систему гидроэнергетики и будущее Магаданской области.

Летящий самолет символизирует основной вид транспорта, связывающий Магаданскую область с другими регионами Российской Федерации и странами мира.

Роза ветров является символом территориальной особенности расположения региона.

  • Золото (желтый цвет) – символ богатства и величия, интеллекта и великодушия.
  • Серебро (белый цвет) – символ мудрости, благородства, чистоты, мира и взаимного сотрудничества.
  • Червленый (красный) цвет – символ стойкости и мужества, самоотверженности, справедливой борьбы и жизни.
  • Лазоревый (голубой, синий) цвет – символ верности и чести, великодушия, искренности и добродетели.

- Герб установлен Законом Магаданской области № 219-ОЗ «О флаге и гербе Магаданской области» от 28 декабря 2001 года, принятым Магаданской областной Думой 26 декабря 2001 года.

У посёлка Палатка есть неофициальный, но сделанный по всем геральдическим правилам герб. На нём в верхней части щита изображён магаданский золотой олень (как символ территориальной принадлежности к Магаданской области), а в нижней части щита – серебряная палатка, рулевое колесо и стилизованные педали управления автомобилем. Автор этой эмблемы – художник, строитель, Почётный гражданин Хасынского района А.Тында. К сожалению, с момента создания в 1992 году герб так и не обрёл официальный статус. Для этого поселковым властям требуется инициировать процедуру рассмотрения рисунка в Геральдической комиссии при президенте Российской Федерации. Правда, перед этим надо выполнить некоторую подготовительную работу – например, по научному описанию рисунка. Тем не менее, герб завоевал признание в народе. Его можно увидеть не только на логотипе районной газеты «Заря Севера», но и на форме местных спортивных команд, а с 2012 года – и на сувенирной атрибутике.

В соответствии с геральдическими правилами наш герб называется «гласным» ли «говорящим». Изображение предмета на нём фонетически совпадает с названием посёлка. Подобные «гласные» гербы особо распространились в России с 19 века и, что понятно, почти исключительно у вновь построенных городов.

5. Этап самостоятельной работы

Педагог: Ребята, скажите мне, кто может иметь свой герб?

Обучающиеся: рыцари, страна, область, город, школ, класс, семья.

Свои гербы имеют государства и отдельные города. В гербах отражают то характерное, что присуще данному городу: природу, историю, образы народных сказаний и т.д.

Педагог: Сегодня у каждого из вас есть такая возможность на уроке изобразить герб нашего центра детского творчества, но для того, чтобы правильно составить свой герб, надо помнить об элементах, из которых состоит герб, помнить значение его цветов и фигур.

Учащиеся самостоятельно составляют эскиз герба в цвете.

В ходе самостоятельной работы учитель консультирует обучающихся, координирует и направляет самостоятельную деятельность, помогает им выбрать оптимальный вариант эскиза.

7. Презентация работ (выставка)