Значительный потенциал совершенствования школьного образования является перестройка учебно-воспитательного процесса в направлении демократизации, гуманизации, повышения качества подготовки молодого поколения.
В основе лежит изменение отношения к ученику с учётом индивидуальных способностей и возможностей. Идея системы индивидуального обучения состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку учиться согласно своим возможностям на основе известного принципа педагогической психологии: обучать каждого школьника на уровне зоны его ближайшего умственного развития. А выявление этих возможностей осуществляется с помощью различных диагностических методов изучения.
Проблема индивидуального подхода ключевая проблема дидактики на современном этапе развития нашей школы. Важность проблемы совершенствования учебного процесса с помощью средств и методов индивидуализации обучения в школьных условиях была отмечена на I Международной конференции учёных-педагогов, проходившей в Москве в августе 1971 года. Исходя из принципа индивидуального подхода, заключающейся в выявлении и изучении общего, особенного и единичного, из условий оптимизации процесса обучения я считаю, что наиболее эффективным и реальным является путь организации индивидуального подхода к школьникам, слабоуспевающим, которые при своём функционировании одновременно проходят три взаимосвязанные пропедевтические стадии:
1) дифференцированный подход ко всей группе школьников;
2) дифференцированный подход к подгруппам слабоуспевающих школьников;
3) индивидуальный подход к отдельным школьникам.
Особенности индивидуального подхода к школьникам заключалось в том, что при планировании такие средства воздействий, которые способствовали устранению пробелов в знаниях, навыках и способах познавательной деятельности.
Заранее готовила вопросы для слабоуспевающих с целью создания ситуации успеха. В индивидуальном подходе нуждается каждый ученик ибо это непременное условие и предпосылка формирования, гармонической и всесторонней развитой личности как неповторимой индивидуальности. Критерием успешности индивидуализации в обучении и воспитании можно считать темы продвижения ребёнка к более высокому уровню знаний, умений, интерес к учению, овладение обще учебными навыками.
Прежде всего по уровню подготовки, делю класс на две группы, и на уроках чтения работаю отдельно с каждой группой. У некоторых учащихся снижена работоспособность, неустойчивое внимание, ограниченный кругозор, низкий уровень развития речи и познавательной активности. Чтобы вовлечь этих детей в процесс обучения, я стремлюсь как можно чаще использовать игровые моменты на уроках, но с условием что это не просто развлечение, развивающие формы работы – дидактические игры, которые непосредственно связаны с темой урока. В период прохождения темы безударные гласные провожу индивидуальную работу с учащимися в виде игры «Поймай рыбку». В небольшом аквариуме «рыбки», к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами. Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы», дети составляют слово (например к, о, у, ь, н - окунь). Эта игра вызывает интерес, развивает мышление.
Большое внимание уделяю работе над ошибками на уроках русского языка. Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Как правило, работа над ошибками проводится фронтально, без учёта индивидуальных особенностей учащихся. Систематическое отсутствие индивидуального подхода при организации работы над ошибками является одной из причин неграмотности и слабой успеваемости отдельных учеников. В целях индивидуализации заданий заранее подготавливаю дополнительный материал который даю ученикам написанных на карточках.
Проверяя очередную контрольную работу, я не ограничиваюсь только подсчётом количества ошибок и оценками работы каждого ученика, а провожу классификацию допущенных учениками ошибок. Результаты заношу в таблицу под названием «Учёт грамотности» учащихся. Ошибки каждого ученика отмечаются условным знаком в соответствующей графе. Например, против фамилии Грущецкая К. допустившей ошибки в словах роща, закричал, класс в графе 3. - «Гласные после шипящих» и в графе 6. – «Двойные согласные» ставится по одному условному значку. В графе «Какую работу надо выполнить» указаны соответствующие упражнения: под номером 3. – упражнения на правописание гласных после шипящих, под номером 6. – упражнения на правописание двойных согласных. Индивидуальна самостоятельная работа над ошибками требует использования разнообраз-ных упражнений на новом материале.
Дидактический материал представляет собой серию карточек с текстами, предназначенными для тренировки в правописании различных орфограмм. В качестве текстов берутся либо отрывки из различных произведений, либо отдельные слова, либо предложения, объединённые одной темой. К каждому тексту прилагается 1-2 задания. По трудности выполнения тексты разные.