Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий с числами разных знаков;
- закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
- формировать навыки самостоятельной работы.
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся, математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные навыки в решении задач.
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание активности, настойчивости в достижении цели;
- воспитание коллективной дружбы, взаимопомощи, товарищества.
Тип урока: повторение, систематизация и закрепление знаний учащихся с использованием ИКТ
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная; устная, письменная.
Оборудование: наглядный материал (презентация); мультимедийный проектор, компьютер; раздаточный дидактический материал.
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей и формулировка темы урока.
- Актуализация знаний учащихся.
- Закрепление знаний.
- Физминутка.
- Работа над задачей.
- Подведение итогов урока и задание на дом.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Добрый день! Здравствуйте, ребята!
Нам урок пора начать.
Пришло время вычислять.
И на трудные вопросы
Вы ответ сумейте дать.
II. Постановка целей и формулирование темы урока.
– Ребята, на предыдущих уроках математики, мы, учились выполнять действия с числами разных знаков. Сегодня мы продолжим работу над этой темой.<
Итак, давайте запишем число и тему сегодняшнего урока «Действия с числами разных знаков».
Запись в тетрадях.
III. Актуализация знаний учащихся.
Устная работа (проводится с помощью компьютерной презентации с проекцией на экран)
Внимание на экран.
Задание 1: Расскажите, что называют модулем числа.
Прочитайте число и найдите его модуль.
13; -7,2; - 46; 0; 46; - 13; 12; - 0,7
Перечислите:
а) положительные числа;
б) отрицательные числа;
в) противоположные числа;
г) какое число не было названо? Почему?
Задание 2. Представьте числа 49; 36; и 25 в виде произведения двух равных множителей.
Сколькими способами можно это сделать?
Решение и ответ запишите в тетрадь.
Решение:
49 = 7·7 = - 7·(- 7)
36 = 6·6 = - 6·(- 6)
25 = 5·5 = - 5·(- 5)
Ответ: для каждого числа два способа.
Расскажите, как выполнить умножение двух отрицательных чисел.
Как выполнить умножение двух чисел разных знаков?
IV. Закрепление знаний.
Задание 3.
- Какое действие выполняли?
- Какие правила применяли?
Правила в стихах.
Числа отрицательные, новые для нас
Лишь совсем недавно изучил наш класс,
Сразу прибавляется всем теперь мороки –
Учат-учат правила дети все уроки.
Если уж захочется очень вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать
К ней потом знак “минус” взять да приписать.
Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут,
Больший модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть!
Вы какой поставите? – мы хотим спросить
Вам секрет откроем, проще дела нет
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
Физминутка.
Исходное положение – руки на поясе.
Дружно встали, улыбнулись,
Выше – выше на носочках потянулись.
Раз, два, три.
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Раз, два, три.
Вправо, влево повернитесь
И на стульчик опуститесь.
Продолжим наш урок.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6. Работа над задачей.
Задача 1. Уровень воды во время паводка поднимается на 2 см в час. Как изменится уровень воды в реке за сутки в период подъема?
- Каким числом можно обозначить повышение уровня воды?
- Сколько часов составляют сутки?
- Каким математическим действием можно ответить на вопрос задачи?
Запишите решение и ответ.
Задача 2. Наступил момент, когда паводок начал убывать на 2 см в час. Как изменится уровень воды в реке за сутки в период спада?
- Каким числом можно обозначить спад уровня воды?
- Сколько часов составляют сутки?
- Каким математическим действием можно ответить на вопрос задачи?
- Запишите решение и ответ.
Задание 7. Дополнительные задачи.
Задача 3. Птица клёст – еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха - 35ºС в гнезде температура не ниже 14ºС. На сколько градусов температура в гнезде выше температуры воздуха?
Решение: Чтобы определить на сколько градусов температура в гнезде больше, чем температура воздуха, нужно от 14 отнять – 35.
- 14 – (–35) = 14 + 35 = 49°С – температура в гнезде больше.
Ответ: на 49°С.
Задача 4. Шмели выдерживают температуру до –7,8 ºС, а пчелы выдерживают выше этой на 1,4 ºС. Какую температуру выдерживают пчелы?
Решение: Чтобы найти какую температуру выдерживают пчелы, нужно к числу – 7,8 прибавить число 1,4.
- – 7,8 + 1,4 = – (7,8 – 1,4) = – 6,4 °С выдерживают пчелы.
Ответ: – 6,4°С.
Резерв: Самостоятельная работа: на доске таблица с заданиями, где есть ошибки, такие же карточки у каждого ребёнка. Необходимо проверить результат, и поставить
- + , если результат правильный,
- –, если не правильный.
- 0,6 · 4 = - 2,4 - Дорогу
- 6 · (- 0,3 ) = 0,18 - Математика
- 1,5 · 2 = - 3 - Осилит
- 3 · (- 0,6) = - 1,8 - Гимнастика
- Ума
- Идущий
Необходимо подряд прочитать слова, напротив которых поставили +. Должно получиться высказывание: «Дорогу осилит идущий».
Домашнее задание: придумать кроссворд по теме «Положительные и отрицательные числа».
Итоги урока: «Лесенка достижений»
В течение урока вы проверяли задания, а теперь можно оценить свою работу.
Критерии вам известны.
- Сегодня на уроке у меня все получилось…
- Мне было интересно...
- Мне было трудно…
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен)…
Давайте похлопаем друг другу за хорошую работу!
Спасибо!
Итак, друзья, урок мы провели,
Всё сделали мы с вами, что смогли.
Желаю к математике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!
Список источников информации.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс. ОИГ «ДРОФА» - «ВЕНТАНА - ГРАФ» 2016.
- «Сказки и подсказки» задачи для математического кружка / Е.Г. Козлова. Москва, МЦНМО 2004.
- В помощь учителю. Учебно-методическое пособие./В.В.Выгодская. Москва «ВАКО» 2009.
- https://urok.1sept.ru/