Урок-проект "Культура Древней Греции"

Разделы: История и обществознание


Краткое содержание проекта

Способствовать ознакомлению с обучением детей в греческих школах, кругом изучаемых предметов; содействовать пониманию того, что греческие школы ставили целью – воспитание гражданина, для которого интересы коллектива выше личных; создать условия для сравнения спартанского и афинского обучения, современной и афинской школы.

В проекте на основе обзора, анализа, систематизации информации учащиеся 5 класса знакомятся с понятием театра, его особенностями, историей происхождения, видами представления – комедиями и трагедиями, какими постройками и статуями афиняне гордились.
В ходе проекта учащиеся попробуют сами написать изученные материалы, представят  информацию в виде буклета, презентации, творческого альбома и др. По завершению проекта ученики выступят на итоговой конференции перед родителями и другими учениками школы.

Предметы, на которых может быть реализован данный проект: история и физкультура, изобразительное искусство

Классы - 5

Приблизительная продолжительность проекта - 1-2 недели

Основа проекта

  • Образовательный стандарт
  • Федеральные Государственные Образовательные Стандарты

Ожидаемые результаты

Предметные результаты

1.Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
 2. Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в  научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,  цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;
3.  Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном мире;
4. Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,  культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта  человечества;
5. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и устойчивый познавательный интерес.
Овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

В чем значение греческой культуры?

Учебные вопросы

1.1  Школа и образование.  «Педагог».
2.1 Обучение в греческой школе.
3.1 Спортивная подготовка в палестре и гимнасии.
4.1 Воспитание девочек.
5.1 Сравнить афинское и спартанское обучение, современную и афинскую школу.

2.1  Возникновение театра в Греции
2.2  Здание театра, актеры и хор
2.3  Трагедия и комедия
2.4 Сравнить греческий и современный театр

3.1  Вазопись. Мастера росписи. В гончарной мастерской
3.2  В городе богини Афины
3.3  Акрополь и его храмы
3.4 Великое наследие архитектуры Греции

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

 Стартовая презентация учителя.  Беседа по материалам стартовой презентации.
Ознакомление участников с критериями оценивания работ (презентации, буклета)
Буклет для родителей. Обсуждение плана работы над проектом в группах. Лист планирования работы в группе.

Обсуждение с учащимися хода проекта.
Контрольные листы продвижения по проекту.
Листы самооценки и взаимооценки.
Консультативное оценивание промежуточных результатов.
Неформальное общение с учащимися.
Направление поиска информации в Интернете.  Наблюдение групповой работы.  Рефлексия.

Итоговая самооценка работ в соответствии с критериями оценивания результатов работы.
Представление и защита проекта.
Конкурс  работ «Культура Древней Греции» и публичное выступление. Урок-отчет.
Заполнение анкеты участника проекта.
Таблицы общего оценивания.
Итоговое обсуждение.
Контроль проводится посредством анализа результатов деятельности учащихся. Работы оцениваются другими учащимися и учителем, используя критерии оценивания. Итоговая анкета Выступление перед родителями

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание) с помощью презентации учителя и поддерживающей её эвристической беседы. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп. Методы оценивания в рамках данной стратегии:

  • мозговой штурм,
  • метод предварительного знания «Знаю-Интересуюсь-Умею»

Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, сообщение и др.), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. По итогам работы каждой группы учителем ведётся лист продвижения по проекту, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь. В свою очередь учащимися заполняются свои листы продвижения по проекту, которые помогают им держаться в русле проекта. На протяжении проекта несколько раз проводится рефлексия, которая позволяет учащимся оценить свой вклад в совместную работу; заполняются рубрики, позволяющие оценить качество продуктов и скорректировать его. После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход. Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?

Необходимые начальные знания, умения и навыки

Начальные знание: базовые знание школьного курса истории, знание основных правил работы в группе.
Начальные умения и навыки: работа с различными источниками информации, умение осуществлять поиск информации в сети Internet, владение основами компьютерной грамотности, умение работать в группе

Учебные мероприятия

Перед началом работы над проектом:
Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и об основных характеристиках проекта, получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей.

Этап I. Подготовительный этап (1-й урок) Формирующее оценивание и планирование: демонстрация вводной презентации учителя; «мозговой штурм» в группах, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.
Группы:
1. Школьники (младшие, ученики палестры)
2. Артисты (трагики и комедианты)
3. Мастера ( архитекторы, вазописцы, скульпторы)

Этап II. Промежуточный этап (2 недели = внеурочное время) Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Организация и проведение необходимых исследований. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях). Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание в бланках оценивания. Заполнение опросных листов, решение кроссвордов и тестов. Создание презентаций и публикаций, продуктов деятельности по проекту Рефлексия.

Этап III. Защита проекта (1-й урок) Защита проекта на открытом уроке в форме учебной научно-практической конференции. Саморефлексия

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

  1. Учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера «История Древнего мира» М. 2017г.
  2. Электронное приложение к учебнику.
  3. Компьютеры, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету
  4. Программы работы с мультимедиа, издательские программы, текстовый процессор, графический редактор
  5. Документы «Разные взгляды греческих ученых на природу человека»

Каждая группа работает над темой, которая ей наиболее интересна, поэтому каждый ребенок имеет возможность для самореализации:
- проведение социологических опросов старшеклассников;
- обработка литературных и интернет-ресурсов;
- компьютерная обработка и анализ результатов;
- организация собственных выступлений;
- техническая обработка результатов и представление их средствами компьютерных и интернет-технологий.

Одни попробовали себя в роли консультантов, исследователей, другие проявили организаторские способности. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, способностей, склонностей, интересов школьников. Приходит понимание того, что, работая в группе, каждый отвечает не только за себя, но и за других.

Интернет-ресурсы

  1. https://urok.1sept.ru/articles
  2. http://wiki.iteach.ru/images/e/eb/Vizitka_Akindina.pdf