Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Наиболее беззащитные в сложившейся ситуации наши дети. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, обеспечив тем самым безопасность его жизни. Что же такое безопасность? Как научить ребенка ориентироваться в многообразии ситуаций, окружающих его, и поступать правильно?
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Для этого взрослым (педагогам и родителям) необходимо научить ребенка следовать определенным правилам, которые помогут ему выжить в различных ситуациях и избежать их. Каждая конкретная ситуация, место и условия жизни диктуют различные способы поведения и меры безопасности. Если бы дети и взрослые их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше несчастных случаев.
В первую очередь необходимо выделить из огромного количества правил поведения только те, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Любая общепринятая норма должна быть осознанна и принята маленьким человеком - только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Для этого важно найти наиболее адекватный и понятный способ объяснения детям этих правил, избегая долгих и нудных объяснений, декларативных требований по соблюдению норм поведения.
Уже начиная с дошкольного возраста детей необходимо в самой простой и игровой форме обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В детских садах и других образовательных учреждениях эти знания и навыки из года в год наращиваются и закрепляются.
При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждого.
Создавая план ежедневных бесед и игр по ОБЖ были использованы: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Безопасность» Авдеевой Н.Н., Князевой O.JL, Стеркиной Р.Б., основанной на программе, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий, а так же пособием «Жизнь без опасностей» Анастасовой Л.П., Ивановой Н.В., Ижевского П.В. и другими учебно-методическими пособиями, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Работая по плану ежедневных бесед с детьми по ОБЖ на прогулке (игровом участке детского сада и в помещении), педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей.
Данный план бесед рассчитан на детей от 3-х до 7 лет. Беседы могут проводиться индивидуально, с подгруппой и в групповой форме. Тематика бесед и игр разнообразна и меняется в соответствии с сезонными изменениями месяца.
В качестве примера, вашему вниманию предлагается план ежедневных бесед по ОБЖ с детьми на октябрь месяц.
См. приложение.