Урок биологии по теме «Внешнее строение корня. Виды корней». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе растения, о развитии корня, о типах корневых систем, особенностях их строения и образования, дать представление о функциях корня; раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводства.

Задачи: раскрыть значение корня в жизни растения, дать представление о видах корней и типах корневых систем, познакомить с явлениями геотропизм, хемотропизм. Оборудование: таблицы «Внешнее строение корня», «Корневые системы», гербарные экземпляры растений с разными корневыми системами, изображения растений с корневыми системами, таблички для составления схемы «Корневая система», тесты.

Ход урока

1. Вводная часть

Сегодня наш урок будет посвящен очень важному органу растения. И прежде чем вести речь об этом органе, напомните мне, что такое орган?
- учащиеся дают определение (Орган - это часть  организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни организма.)

- Назовите, какие органы имеют высшие растения?

- Назовите главные вегетативные органы растения?

2. Изучение новой темы

Неподвижно корабль у причала стоял,
На дне его якорь надежно держал,
А в парке приморском, склонившись к воде,
Мечтал колокольчик о дальней стране.

Свободные птицы
В свободном полете,
Что ночью вам снится?
О чем вы поете?

Быть может, далеко, у края земли,
Вы лучшую долю и страны нашли?
Пусть будет, что будет!
С землей я расстанусь.
Помогут мне люди,
Я здесь не останусь!

Вот-вот уж раздался прощальный гудок,
Качнется корабль - и
«Полный вперед!»
«Я должен быть там!

Как и он, так и я,
Готовы уже поднимать якоря!»
По берегу юноша быстро бежал.

И плащ словно крылья, за ним трепетал,
Росток покачнулся, за плащ ухватился,
И вмиг на борту корабля очутился,
На солнце, как золото, якорь сверкал.

На палубе бедный цветок увядал.
Дружок, ты ошибся,
Растеньям земля, как небо для птицы,
Иначе нельзя!

Земля тебя поит и кормит, как мать,
И орган этот (корень) нельзя от земли отрывать
Тебя он недаром, как якорь, держал,
Он соки земли для тебя добывал.

Причалит корабль, придут поезда,
Весной прилетят снова птицы,
Так было извечно, и будет всегда,
Покуда трава здесь родится.

Что же это за орган? (корень)

Озвучиваются задачи урока.

Сегодня мы будем говорить о корне.

Запись в тетради темы урока.

Каким органом является корень?

Корень - вегетативный орган растения.

Для чего он нужен растению, каковы его функции?

Если вы внимательно слушали стихотворение, то 2 функции в тексте упоминались. Воспроизведите их. (учащиеся называют).

Запись в тетради.

Значение корня в жизни растения.

1. закрепляет в почве растения

2. поглощает воду с минеральными веществами

Подсказка следующего значения. Учитель демонстрирует корнеплод редьки или моркови

Корень это или нет? И почему он так отличается от других корней?

3. накопление питательных веществ

У растения один  корень или их много? (дети отвечают).

На протяжении всей жизни у растений образуются новые корни и растут старые.

Что появляется первым при прорастании семян: зародышевый корень или побег? (Сначала зародышевый корень, он быстро растет и закрепляет молодое растение. Затем начинает расти зародышевый побег)

Как называется корень, появившийся из зародышевого корня? (Главный корень)

Что происходит с главным корнем? (Он ветвится и образует сеть корней, которую называют корневой системой)

Запись в тетради определения.

Совокупность всех корней растения называется корневой системой.

Если посмотреть на корневую систему фасоли, гороха, тыквы, одуванчика, мы четко видим основной, наиболее ярко выраженный корень, от которого отходят корешки поменьше. Этот корень называют главным, а корешки, которые растут от главного корня, называют боковыми. От стеблевой части побега отходят придаточные корни. Они как будто дополняют основную корневую систему растения.

Какое строение имеет корневая система?

(схема составляется  в процессе объяснения)

Цель, с которой окучивают некоторые сельскохозяйственные культуры, такие как картофель и капуста, увеличение числа придаточных корней. Такая корневая система, где главный корень четко выражен, называют стержневой. Но если мы посмотрим на корневые системы пшеницы, ржи, овса, пырея, лука, то главного корня мы не увидим, а увидим большое количество равноценных придаточных и боковых корней.

Основываясь на примерах растений той или другой корневой системы, подумайте, какие растения имеют ту или иную корневую систему. Как вы думаете?

Чаще всего двудольные растения имеют стержневую корневую систему, однодольные - мочковатую.

Используя изображения растений и натуральные объекты определим их типы корневых систем.

На столах у вас есть красные и зеленые квадратики.

  • Красный цвет - будет соответствовать стержневой корневой системе,
  • Зеленый цвет - мочковатой.

При демонстрации объекта вы показываете квадрат соответствующего цвета.

Учитель показывает изображения и натуральные объекты с корневой системой (лебеда, лук, морковь, чеснок, подорожник (мочковатая - класс двудольные), и др.)

Как вы думаете, почему стержневой корневой системе соответствует красный цвет,  если мы свяжем это с красным сигналом светофора.

Стоим вертикально, как столб (стержень), когда горит красный).

Итог работы: определить, какой ряд  меньше ошибался в определении корневых систем.

Размер и форма корневой системы растений зависит от условий их произрастания. Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве, будет стержневой, как и положено двудольному растению. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую корневую систему.

Её корни не будут проникать глубоко в землю, а будут занимать большую площадь.

Можно ли изменить стержневую корневую систему, превратив её в мочковатую?

(Учащиеся отвечают). Можно.

Корень растет верхушкой. Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку?

Если удалить верхушку главного корня, то его рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используется в растениеводстве. При пересадке рассады в открытый грунт, прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипыванием, или пикировка (используют колышек-пику).

Как вы думаете, для чего прищипывают корни сельскохозяйственных растений?

В результате прищипывания развивается сильно разветвленная корневая система, которая располагается в верхних слоях почвы. Корни обладают неограниченной возможностью роста. В природе редко реализуется эта возможность по ряду причин.

Какие причины ограничивают рост корневой системы. Найдите эти причины в тексте учебника и назовите их.

- ветвление корней других растений;

- недостаточное количество питательных веществ;

- структура почвы.

Растения на Земле возникли и развивались в условиях гравитации. Ориентируясь на силу тяжести, побеги высших растений, ножки плодовых тел грибов растут вверх. Корни же, наоборот, всегда направлены к центру Земли.

Три типа движения есть у растенья:
Одно – ростовое – тропизмом зовут.
К источнику пищи, к Светилу, к воде,
Лишь выйдут из семени – сразу растут.

Силу этого врожденного инстинкта в зеленом мире иллюстрирует опыт, изображенный на стр. 40, рис.41.

Как бы мы ни положили прорастающее семя или укореняющийся побег, их корни обязательно направлены вниз. Такое явление называется геотропизм (от греческого ГЕО - земля, тропос - поворот, направление).

Находясь в почве, корень всегда продвигается к влаге, минеральным веществам, кислороду. Такое движение органов, в том числе и корня, в сторону необходимых ему химических веществ (вода, кислород, минеральные соли) называется хемотропизмом.(хемиа - химия, тропос - поворот, направление)

3. Закрепление

  1. Что же такое корень?
  2. Каковы основные функции корня?
  3. Какие виды корней вы знаете?
  4. Какие типы корневых систем вы знаете?
  5. Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?

Рассмотрите рисунок. Чем можете объяснить, что растение Б дало значительно больший урожай плодов, чем растение А?

Можно ли управлять развитием корневой системы растения?

Проверить, как вы усвоили информацию о корне, нам поможет небольшой тест.

Тексты  тестов находятся на столах (работа по вариантам) Выполняется работа на самом тексте задания (не забудьте подписать).

После выполнения теста ответы записываются на листочки. Проводится самопроверка и оценивается работа.

Тест

Вариант № 1

1.Вегетативный орган растения, обеспечивающий всасывание воды и минеральных веществ, укрепляющий растение в почве:

1)корень;

2)стебель;

3)побег;

4)лист

2.Корень, развивающийся из зародышевого корешка:

1)придаточный;

2)главный;

3)боковой;

4)стеблевой

3.Корни, растущие от главного корня:

1) боковые;

2) придаточные;

3) воздушные;

4) дыхательные

4.Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней:

1) придаточная;

2) стержневая;

3) смешанная;

4) мочковатая

5.Придаточные корни формируются на:

1)боковых корнях;

2)стеблевой части побега;

3)главном корне;

4)листьях

Вариант № 2

1. Главный корень развивается из:

1)боковых корней;

2)придаточных корней;

3)зародышевого корешка;

4)стебля

2.Функции корня:

1)закрепление растения в почве, снабжение его органическими веществами;

2)воздушное питание растения;

3)органическое и минеральное питание растения;

4)закрепление растения в почве, снабжение его водой и минеральными веществами

3.Корни, развивающиеся на поставленных в воду ветках тополя, ивы или черной смородины:

1)боковые;

2)придаточные;

3)главные;

4)стержневые

4.Корневая система с ярко выраженным главным корнем:

1)придаточная;

2)стержневая;

3)смешанная;

4)мочковатая

5.Для двудольных растений характерна корневая система:

1)придаточная;

2)стержневая;

3)смешанная;

4)мочковатая

Оценки

  • «5» - без ошибок
  • «4» - 1 ошибка
  • «3» - 2 ошибки
  • «2» - 3 и более ошибок.

Домашнее задание: §13, зарисовать строение корня, обозначить все виды корней. Выучить схему, записанную в тетради.

По желанию (провести опыт с проростком, текст опыта в параграфе со значком – «листочек».)

Результаты опыта принести в школу, продемонстрировать в классе.