Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.
Задачи урока:
- актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры нашей страны;
- создавать условия для развития представлений школьника том, как религия способствует укреплению семьи и общества;
- активизировать интерес учащихся к предмету.
- Предметные: Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
- Личностные: Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд(плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы)
- Метапредметные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тесты с элементами рассуждения.
Элементы содержания. Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.
Характеристика деятельности обучающихся.
Обсуждение вопросов
- «Что мы знаем о христианской вере?
- Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту).
Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?».
Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, изобразительное искусство, пропедевтика курса обществознания.
Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника, презентация мультимедия.
План урока
I этап. Вводный (мотивационно-организационный)
Организация деятельности учащихся.
– Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам». Выберете «смайлик», который соответствует вашему настроению в данный момент времени».
Ребята, прочитайте слова, записанные на доске:
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу».
- К чему призывает нас великий русский поэт А.С.Пушкин?
Ответ учащихся: (не забывать славную историю своей страны)
Учитель: Верно. Мы должны помнить свое прошлое, потому что без прошлого нет настоящего. И сегодня на уроке мы откроем странички нашей истории, которые расскажут нам о том, как пришла на русскую землю вера православная.
Повторим, что прошли на прошлом уроке.
1) Что такое берестяные грамоты и где впервые они были обнаружены? (1530 г. в Новгороде)
2) С чьим именем связано начало книгопечатания на Руси? (Иван Федоров)
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор? («Культурное наследие христианской Руси»)
II этап. Основной (информационно-аналитический)
У вас на столе находится текст, прочитать текст и ответить на вопрос. «Откуда на Русь пришло христианство?»
(Доклад ученика)
На Руси Христьянство распространилось под влиянием Византии. Восточные славяне Византию обычно называли Греческим царством, а её столицу Константинополь - Царьградом. Это было сильное богатое государство, с которым у славян были наложены хорошие торговые отношения.
Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине Х века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Чем же пугала новая вера язычников? Нужно было поверить, что миром правит Единый Бог, это он создал всё, что есть в окружающем мир. Только десятилетия спустя, 988 году христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко- внука княгиня Ольга. В летописи говориться « Наутро вышел Владимир с попами царицынами на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасенных душах. Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой»
Учитель: Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития. Вера помогала сплотить народы, проживавшие на её территории. Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказывала о любви и милосердии Бога. Она учила людей изживать обычаи, которые остались от язычества: кровную месть, идолопоклонство. Священнослужители рассказывали о необходимости уважать старших, беречь семью, честно трудиться. Христианство помогло объединить не только славянские, но и неславянские племена.
2. Учебный диалог («Обсудим вместе»):
Она была такой прекрасной,
Что, красотой её пленяясь,
К ней воспылал любовью страстной
И в жены взял великий князь.
Была она такою умной,
Что – хоть историка спроси! –
Из всех княгинь её лишь только
Прозвали Мудрой на Руси!
Она была ещё жестока
И проливала кровь за кровь,
Пока Господь в мгновенье ока
Не дал ей веру и любовь.
Крестившись, сильно изменилась
И, не творя отныне зла,
По всей Руси добро, и милость,
И Слово Божие несла!
Учитель: О ком это стихотворение? (о княгине Ольге)
Давайте обратимся к жизни этой женщины, которую Церковь называет «Начальницей веры» и «Корнем православия» на Руси. С её именем проходили разные явления приурочена к лику святых.
1) Проанализируем текст.
Выделим главные мысли, сделаем вывод:
Учитель: Что менялось в жизни людей после принятия христианства?
Прочитайте исторические свидетельства на странице 87-88.
Учитель: После принятия христианства повелел князь Владимир, как сказано в летописи, «рубить повсюду церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры».
(Доклад ребенка)
Для стройки выбрали самые красивые места в поселениях. Первые деревянные храмы были срублены в Киеве и Великом Новгороде. Позднее церкви стали строить из камня.
До настоящего времени сохранилось не много древних храмов. Но все они вызывают восхищение и являются выдающимися памятниками архитектуры. Возводя церкви в своих городах, наши предки не жалели на них средств. Снаружи стены храма украшали каменной резьбой, а внутри храма выкладывали мрамором, стены украшали фресками и яркой мозаикой. Все эти произведения древнего и современного искусства изображают сцены из жизни Христа и его учеников.
В православном храме всегда много икон. Они сопровождают верующего человека в течение всей его жизни. Иконы издревле находились не только в церквях, но и в каждой избе, в маленьких молельнях на дорогах, на полях
сражений. Иконопись считалась самым совершенным из искусств, а мастера – иконописцы были окружены огромным уважением современников.
Задание 2. Прочитайте текст и подчеркните причины принятия христианства.
На столе у вас текст
Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские территории. К тому же Русь поддержала тесные торговые связи с Византией Часть жителей Руси. Особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Примером были Византия, самая могущественная церковь способствовала ее укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора. К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров.
Задание 3. С помощью текста, дополните текст.
В греческую столицу____ князь___отправил своих послов. Русские послы посетили____ в этом храме. Они были поражены красотой____. После этого князь Владимир решил принять____. От Рождества он призвал жителей Киева_____в реке____. В народной памяти князь Владимир остался как Владимир_________
Текст. В греческую столицу Константинополь князь Владимир отправил своих послов. Русские послы посетили богослужение в храме и были поражены красотой службы. После этого князь Владимир решил принять православие. От Рождества он призвал жителей Киева крестить в реке Днепр. В народной памяти князь Владимир остался как Владимир Красно Солнышко.
Учитель: К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров.
Задание 4. Ответьте на вопросы.
1. Какой фактор мог быть решающими при выборе веры?
Учитель: К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм), все эти религии претендовали на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось сделать свой выбор.
Задание 5. Рассмотрим слайды. Выскажем предположение:
1) Используя информацию из текста приведём доказательства того, что монастыри на Руси считались центром культуры?
2) Почему церкви и храмы имеют такую форму?
3) На что похожи купола церквей?
4) Влияет ли количество куполов на красоту храмовой постройки?
«Послушаем звон колоколов».
Послушай запись колокольного звона
Какое впечатление произвёл на вас колокольный звон, каким по настроению он был?
Рефлексия
Дать самооценку результатам своей творческой деятельности поставить в дневник. Выберете «смайлик», который соответствует вашему настроению в данный момент времени».
– Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:
- У меня получилось….
- Мне нужно постараться…
- У меня были трудности в ….
– Спасибо за работу!