Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Как практика показывает родители начинают активную образовательную и познавательную деятельность для подготовки ребёнка к школе примерно с 6 лет. Но это явное заблуждение.
Познавательный интерес необходимо развивать проявления внимания ребёнка к окружающему. Маленький учёный ежедневно обнаруживает для себя необычные для него тайны и открытия, но почему-то не всегда родители продолжают развивать эту способность у него в дальнейшем. Каждую минуту маленький непоседа от года до семи лет, ищет, исследует и узнаёт что-то новое. Родитель является помощником и сотрудником в этой деятельности.
На первом родительском собрании нашей группы было единогласно принято решение - активизировать совместную работу ДОУ с семьёй по двум направлениям:
- сотрудничество с семьями воспитанников для всестороннего развития детей,
- обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность.
В течение нескольких лет посещения воспитанников одной группы ДОУ, семьям было предложены различные виды совместной деятельности взрослых с детьми в домашних условиях и в ДОУ для всестороннего развития и образования детей в интересной для них форме - игре.
Неожиданно для всех, эти виды деятельности прижились и стали в семьях наших воспитанников добрыми традициями:
"Вечерние секреты" Перед сном родители и дети рассказывают друг другу о своих открытиях, которые они узнали в течении дня.
Родители отмечают, что используя эту традицию ежедневно, они сильно сблизились со своими детьми, сами взрослые стали обращать внимание на окружающие их объекты живой и неживой природы, Интернет - игры отошли на второй план, а речь ребят улучшилась.
"Выходные с пользой" На группе 2-4 раза в месяц выпускалась стенгазела. Листов стало столько много , что была создана большая книга с фото отчётами семей об их интересных выходных "Семейные радости".
Дети приходя в понедельник, эмоционально и с восторгом описывают самые увлекательные моменты их деятельности с родителями за субботу и воскресенье: выходы на природу, совместные творческие изделия, исследовательские работы.
"Почемучки" Родители с детьми дома изучают, возникший вопрос ребёнка, а после на встрече с интересным человеком (по примерной основной образовательной программе дошкольного образования "Радуга) рассказывают группе детей о своих способах изучения проблемы и о результатах деятельности. Иногда это проходило в форме мастер-класса, где семьи могли получить положительные эмоции от продуктивного результата.
Положительный эффект этой традиции отражается на знаниях воспитанников и на значительное улучшение и развитии у детей психологических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания, ощущения, восприятия).
"Тема на неделю" По примерному комплексно-тематическому планированию образовательной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельностью детей (программы «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО), в группе для изучения на весь учебный год определены темы по неделям. Основываясь на них была разработана картотека с рекомендациями для родителей по организации совместной деятельности с ребёнком в домашних условиях.
Все карточки разработана по 6 пунктам: (Приложение № 1)
- "Рассмотреть" Предлагается обратить внимание на объект живой или неживой природы или на наглядный материал.
- "Рассказать/ побеседовать " Рекомендуются под темы для изучения с вспомогательными вопросами.
- "Отгадать" Детям задают загадки по теме недели. Родителям даётся рекомендация - обсудить смысл непонятных для ребёнка слов.
- "Поиграть" Описан ряд игровых упражнений и игр разного направления.
- "Почитать" Перечислены названия художественных произведений с фамилиями авторов. Дети с родителями в удобное для них время читают текст, обсуждают сюжет и обговаривают яркие моменты относящиеся к теме недели.
- Копилка "Хочу всё знать" Является 6 пунктом карточки "Тема на неделю", но вышла, как отдельная образовательная деятельность.
Дети сами разработали требования выполнения работы и её оценки. Составлялась доска почёта и по ней определялся уровень ответственного выполнения домашних творческих заданий: раскрасить изображение, нарисовать рисунок по теме, выполнить аппликацию, пройти лабиринт, сочинить сказку и так далее.
Вся информация дублировалась в папке "Общие интересы" в приёмной комнате и на закрытой страничке "В контакте" группы.
В день "Открытых дверей" детям вручались дипломы "Умников и умниц" по трём критерием "Супер - отличники" (дети, которые выполняли все задания), "Отличники" (дети, которые выполнили половину заданий или более), остальные были "Хорошисты".
Каждое полугодие в группе организуются семейные развлечения "Семейные интересы", где семьи воспитанников выступают с их проектами или интересными открытиями, показывают презентации с фоторепортажем о семейных выходных, нововведением последнего года стала квест-игра. Дети и родители с восторгом выполняли необычные задания с подсказками, результатом игры стал ключ в зал чаепития.
Результаты совместной деятельности с семьями за 3 года:
- ребята неоднократно принимали участия в мероприятиях, конкурсах и конференциях образовательной организации, на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, получали сертификаты лауреатов и дипломы за победные места;
- ярко-выраженная сплочённость группы и хорошие детско-родительские отношения;
- по результатам исследования педагогов и специалистов ДОУ замечены положительные изменения в уровне развития интегративных качеств и в уровне овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям у детей в соответствии с их возрастом.