Активные формы работы с родителями воспитанников

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский

Как практика  показывает родители начинают активную образовательную и познавательную деятельность для подготовки ребёнка к школе примерно с 6 лет. Но это явное заблуждение.

Познавательный интерес необходимо развивать проявления внимания ребёнка к окружающему. Маленький учёный ежедневно обнаруживает для себя необычные для него тайны и открытия, но почему-то не всегда родители продолжают развивать эту способность у него в дальнейшем. Каждую минуту маленький непоседа от года до семи лет, ищет, исследует и узнаёт что-то новое. Родитель является помощником и сотрудником в этой деятельности.

На первом родительском собрании нашей группы было единогласно принято решение - активизировать совместную работу ДОУ с семьёй по двум направлениям:

  • сотрудничество с семьями воспитанников для всестороннего развития детей,
  • обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность.

В течение нескольких лет посещения воспитанников одной группы ДОУ, семьям было предложены различные виды совместной деятельности взрослых с детьми в домашних условиях и в ДОУ для всестороннего развития и образования детей в интересной для них форме - игре.

Неожиданно для всех, эти виды деятельности прижились и стали в семьях наших воспитанников добрыми традициями:

"Вечерние секреты" Перед сном родители и дети рассказывают друг другу о своих открытиях, которые они узнали в течении дня.

Родители отмечают, что используя эту традицию ежедневно, они сильно сблизились со своими детьми, сами взрослые стали обращать внимание на окружающие их объекты живой и неживой природы, Интернет - игры отошли на второй план, а речь ребят улучшилась.

"Выходные с пользой" На группе 2-4 раза в месяц выпускалась стенгазела. Листов стало столько много , что была создана большая книга с фото отчётами семей об их интересных выходных "Семейные радости".

Дети приходя в понедельник, эмоционально и с восторгом описывают  самые увлекательные моменты их деятельности с родителями за субботу и воскресенье: выходы на природу, совместные творческие изделия, исследовательские  работы.

"Почемучки" Родители с детьми дома изучают, возникший вопрос  ребёнка, а после на встрече с интересным человеком (по примерной основной образовательной программе дошкольного образования  "Радуга) рассказывают группе детей о своих способах изучения проблемы и о результатах деятельности. Иногда это проходило в форме мастер-класса, где семьи могли получить положительные эмоции от продуктивного результата.

Положительный эффект этой традиции отражается на знаниях воспитанников и на значительное улучшение и развитии у детей психологических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания, ощущения, восприятия).

"Тема на неделю" По примерному комплексно-тематическому планированию образовательной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельностью детей (программы «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО), в группе для изучения на весь учебный год определены темы по неделям. Основываясь на них была разработана картотека с  рекомендациями для родителей по организации совместной деятельности с ребёнком в домашних условиях.

Все карточки разработана по 6 пунктам: (Приложение № 1)

  1. "Рассмотреть" Предлагается обратить внимание на объект живой или неживой природы или на наглядный материал.
  2. "Рассказать/ побеседовать " Рекомендуются под темы для изучения с вспомогательными вопросами.
  3. "Отгадать" Детям задают загадки по теме недели. Родителям даётся рекомендация - обсудить смысл непонятных для ребёнка слов.
  4. "Поиграть" Описан ряд игровых упражнений и игр разного направления.
  5. "Почитать" Перечислены названия художественных произведений с фамилиями авторов. Дети с родителями в удобное для них время читают текст, обсуждают сюжет и обговаривают яркие моменты относящиеся к теме недели.
  6. Копилка "Хочу всё знать"  Является 6 пунктом  карточки "Тема на неделю", но вышла, как отдельная образовательная деятельность.

Дети сами разработали требования  выполнения работы  и её оценки. Составлялась доска почёта и по ней определялся уровень ответственного выполнения домашних творческих заданий: раскрасить изображение, нарисовать рисунок по теме, выполнить аппликацию, пройти лабиринт, сочинить сказку и так далее.

Вся информация дублировалась в папке "Общие интересы" в приёмной комнате и на закрытой страничке "В контакте" группы.
В день "Открытых дверей" детям вручались дипломы "Умников и умниц" по трём критерием "Супер - отличники" (дети, которые выполняли все задания), "Отличники" (дети, которые выполнили половину заданий или более), остальные были "Хорошисты".

Каждое полугодие в группе организуются семейные развлечения "Семейные интересы", где семьи воспитанников  выступают  с их проектами или интересными открытиями, показывают презентации с фоторепортажем о семейных выходных, нововведением последнего года стала квест-игра. Дети и родители с восторгом выполняли необычные задания с подсказками, результатом игры стал ключ в зал чаепития.

Результаты совместной деятельности с семьями за 3 года:

  • ребята неоднократно принимали участия в мероприятиях, конкурсах и конференциях образовательной организации, на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, получали сертификаты лауреатов и дипломы за победные места;
  • ярко-выраженная сплочённость группы и хорошие детско-родительские отношения;
  • по результатам исследования педагогов и специалистов ДОУ замечены положительные изменения в уровне развития интегративных качеств и в уровне овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям у детей в соответствии с их возрастом.