Цели урока:
- развивающая – развивать у учащихся логическое мышление, умения анализировать, запоминать, и делать соответствующие выводы;
- воспитательная – воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (дисциплинированности, внимательности, уверенности, уравновешенности, ответственности, трудолюбия, работоспособности)
- методическая – использование разнообразных видов работ с учащими при проведении урока для активизации мыслительной деятельности учащихся
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока: презентация к уроку; учебник Перепон В.П. «Организация перевозок грузов»; раздаточный материал, компьютеры; программа 1С.
Девиз занятия:
«Просто знать - ещё не всё, знания нужно использовать».
Гёте
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверка наличия учащихся.
- Формулирование темы урока.
II. Теоретический аспект урока.
III. Проверка знаний учащихся по ранее изученным темам.
IV. Подведение итогов.
Наряду с услугой простой доставки грузов, услуга экспедирование грузов набирает популярность и востребованность в сфере грузоперевозок.
Экспедирование груза дает заказчику гарантию того, что его груз будет доставлен до места назначения в сохранности. Основные правила профессиональной экспедиционной компании это информированность и скорость реагирования на различные ситуации. Представители компании наблюдают за доставкой груза на всем протяжении его пути с помощью современного технического обеспечения Глонасс и Протон. При возникновении внештатных ситуаций клиент немедленно информируется, и дальнейшие действия совершаются только при согласовании с заказчиком. Договор на оказание экспедиторских услуг является неотъемлемой частью основного договора на осуществление услуг по транспортировке груза.
Экспедирование грузов включает в себя достаточно обширный перечень работ: товар готовится к отправке, пакуется, маркируется надлежащим образом, для сопровождения составляется пакет необходимых документов. Таким образом, заказчик освобождается от бумажной волокиты и экономит массу времени. Часто экспедиционные компании берут на себя расчетные функции организации и оплату таможенных пошлин. Можно, конечно, сэкономить на этих услугах, но реалии нашей системы таковы, что простому смертному подчас трудно разобраться во всех тонкостях документальной подготовки товара к отправке. Профессиональный экспедитор способен сделать все грамотно, быстро и можно быть уверенным в том, что перевозка будет проведена качественно.
Обратившись в экспедиционную компанию, заказчик может быть уверен в том, что его товару не будет причинен ущерб, и он в сохранности отправится к месту назначения. На всех этапах исполнения договора специалисты компании строго следят за сохранностью товара, что существенно снижает риск порчи или утраты.
Транспортные услуги по экспедированию груза оказываются следующими видами транспорта:
- Морским (внутренним речным)
- Железнодорожным
- Автомобильным
- Воздушным
- И даже трубопроводным (в сфере поставки такого природного сырья как газа и нефти).
Услуги экспедиционной компании особенно нужны при осуществлении доставки груза морским путем. И это самый древний способ экспедирования груза. Подобная доставка предполагает подготовку большого количества документов и знание законодательства стран, через которые проходит маршрут транспортировки. Необходимы услуги экспедиционной компании при условии перегрузки товара на территории иностранного (транзитного) государства, опять же из-за множества нюансов, которые знает только профессионал.
Клиенты, не первый год пользующиеся услугами транспортно-экспедиционных компаний предпочитают не экономить на услугах экспедитора, если речь идет о доставке опасных веществ или ценных товаров. А это грузы, требующие перевозки на особых условиях. Это дает гарантию от возможной порчи товара или доставки его в ненадлежащем состоянии.
Экспедиционная компания гарантирует своим заказчикам своевременную и качественную доставку грузов, с учетом все пожеланий, выполняю одно из главных категорий логистики «доставка от двери до двери». Поэтому экономить на услугах экспедирования груза не стоит.
Экспедирование грузов необходимо для экономии времени грузовладельца, поскольку в процессе перевозки могут быть задействованы несколько перевозчиков, разные виды транспорта, а маршруты торговых путей пролегают подчас через несколько государств.
Экспедиция грузов (транспортная экспедиция) — широкий комплекс услуг по вопросам связанным с перевозкой грузов (исключая саму перевозку), решением всех вопросов разовой и постоянной транспортировки, правовыми аспектами (например, таможенным оформлением, получением доверенности на груз, сопроводительных документов и прочее). Иными словами, экспедиционная компания решает все проблемы, которыми грузоотправитель или (и) грузополучатель заниматься по тем или иным причинам не могут.
Экспедирование грузов может быть как разовым, с использованием одного вида транспорта, которое называется унимодальная перевозка, так и интермодальная, мультимодальная, амодальная, консолидированная или сборная. В настоящее время огромной популярностью пользуется сборная перевозка, т.к. при ней экономятся топливо, время, заработная плата перевозчикам.
Интермодальная перевозка предполагает единый документ, а мультимодальная — единую ответственность за груз на всё пути следования (на разных видах транспорта) одной экспедиционной компании, амодальная – международные перевозки. Смешанная перевозка — несколько видов транспорта, разные зоны ответственности экспедиторов.
Помимо сказанного, экспедиционные компании могут нанимать на работу как водителей, отвечающих только за транспортное средство, так и отдельно экспедиторов, отвечающих только за груз.
1. Правовые стороны экспедирования грузов
У всех видов транспортного экспедирования есть Уставы, регламентирующие их работу по перевозке грузов и доставке их потребителю. Однако, в настоящее время разрабатываются Единые уставы и требования работы ко всей транспортной отрасли страны. Цель Единых Уставов: прозрачная работа транспорта как в части перевозок ТМЦ, так и перевозке пассажиров. На сегодняшний день работа строится по Единым правилам экспедирования грузов, которые выработаны Международной федерацией ассоциаций по экспед. деятельности. Важным в этих правилах является понятие оказания полных услуг, т.е. доставки «от дверей — до дверей». Такой комплекс обязательно включает следующие моменты:
- Доставка груза до точки отправления (терминала погрузки, ж/д станции и т.д.);
- Погрузку в ТС перевозчика;
- Составление всех расчётов и договоров с перевозчиком, финансовые расчёты на месте;
- Разгрузку ТС на месте прибытия;
- Доставку груза до точки получения.
Экспедитор грузов может решать все вопросы сам или взаимодействовать с клиентом, по его требованию. Таким взаимодействием может быть составление маршрута транспортировки (например при использовании разных видов транспорта), страхование груза, информирование о продвижении груза по маршруту и т.д.
Стандартная экспедиторская расписка, даёт её владельцу право распоряжаться материальными ценностями от имени владельца и возлагает на него ответственность за их сохранность. В условиях конкуренции огромное значение приобретают сервиз и качество обслуживания, а также квалификация, знания и умения логиста. Выполненная работа по экспедированию груза принимается заказчиком по акту-приему выполненных работ (услуг).
Проверка знаний учащихся по ранее изученным темам
Осуществляется в форме фронтального тестирования по вопросам, по тестам.
1. Что такое грузовая единица?
Ответ: это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Примером может быть контейнер, тара-место, упаковка изделия, взятая за единицу.
2. На какие виды подразделяются грузовые перевозки в зависимости от основного назначения и характеристики выполняемых работ?
Ответ: международные перевозки грузов.
Характеризуются тем, что пункт отправки груза и пункт назначения находятся в разных государствах.
- межрегиональные перевозки груза связаны с перемещением товара внутри одного государства из одного региона в другой, создавая выбор для потребителей и делая свою компанию конкурентоспособной.
Также виды перевозки грузов различают по характеру транспортного средства - автомобильные, железнодорожные, авиаперевозки.
Унимодальные перевозки — это перевозка груза одним видом транспорта с перезагрузкой в пути следования (из одного автомобиля в другой, из одного поезда в другой, из одного самолета в другой) или без перезагрузки. Их порой так и называют – одновидовые перевозки.
Так называемые мульти-модальныеперевозки, это транспортировка груза в пункт назначения с применением нескольких транспортных средств: автомобильного транспорта, железнодорожного, морского или авиа перевозок. Для удобства заказчика многие грузоперевозяшие компании используют так называемые сборные грузы, консолидированные грузы. В случае если заказчику необходимо доставить небольшой груз и заказывать контейнер экономически невыгодно, предлагается именно этот способ.
3. Для чего предназначены неспециализированные грузовые станции?
Ответ: Неспециализированные грузовые станции предназначены для переработки тарно-штучных грузов, перевозимых в контейнерах, некоторых категорий навалочных и других грузов, для обслуживания промышленных предприятий, баз и складов (необщего пользования).
4. Для чего предназначены специализированные грузовые станции?
Ответ: Специализированные грузовые станции предназначены для массовой погрузки-выгрузки однородных грузов (зерно, уголь, руда, минерально-строительные материалы, нефть, лес и др.).
5. Какие виды операций выполняются на грузовой станции?
Ответ: На грузовых станциях производятся грузовые, коммерческие и технические операции.
2. Работа в командах.
Группа условно разбивается на команды:
- Бухгалтерия (работают в программе 1С) – Федотовских А., Зиновьева М.
- Транспортный цех, где ребята инсценируют работу водителя и экспедитора – Кучишкин Н., Сажин Н., Эбриалидзе Н.
- Группа ребят по приемке товара (сплошная и точечная) – Мадар В., Морозов Д., Никогосян М.
- Хранение ТМЦ – Комова Д., Колесникова А.
- Грузопереработка, доведение товара до конечной стадии потребления – Аллахввердиев Э., Безуглова Е., Марчева О., Паранев А.
- Комплектовщики – Нагиева Э., Шерстобитова Д., Шишкова Е.
- Отгрузка ТМЦ покупателям-потребителям – Гусарова А., Климова В.
Итак, мы начинаем мини-игру по экспедированию груза, которая поможет систематизировать, обобщить и закрепить полученные на уроках знания. Наша «бухгалтерия» начала работать и готовить документы для отправки груза от производителя и для этого ей нужно ответить на вопросы:
- Накладная - это основной_____ _______, сопровождающий груз до станции назначения (перевозочный документ)
- Накладная заполняется ______________________на каждую отправку.
(грузоотправителем) - Дорожная ведомость – это документ _________________значения — вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. (расчетно-финансового)
- Корешок дорожной ведомости служит основным документом для определения _____________при централизованных расчетах, а также для учета и отчетности о выполнении плана перевозок. (провозной платы). При международных перевозках – корешок это таможенная плата дорожной ведомости.
- Квитанция важный ________________документ, свидетельствующий о приеме перевозчиком груза к перевозке от грузоотправителя. (юридический)
- Исчисление срока доставки груза начинается _____________суток, следующих за днем документального оформления приема груза для перевозки. (с 0 (ноля) часов)
Пожалуйста, уважаемая «бухгалтерия» передайте документы на груз водителям или экспедиторам, а в чем здесь разница ответят наши «транспортники».
1. С кем заключают договор на экспедирование груза?
(договор заключают между перевозчиком и грузоотправителем, с оговоркой кто и за что отвечает.)
2. группа ребят. Вопросы к ней. Так кто же отвечает больше водитель или экспедитор?
(Ответственность обоих одинакова. Но по договору об оказании транспортных услуг водитель отвечает за транспортное средство, а экспедитор за груз. Чтобы минимизировать издержки грузоотправитель и транспортная организация заключают договор о том, что водитель будет отвечать и за груз так же, как и за транспортное средство. Для этого водитель обязан знать все о грузе, который перевозит, быть представителем от лица производителя и представителем от лица транспортной компании и даже знать основы правового поля, в котором он действует и консультантом по вопросам груза, который он перевозит)
3. Для чего нужны ЗПУ?
(В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов, контейнеры и обеспечения сохранности перевозимых грузов).
4. Что называется дорожной ведомостью?
(документ расчетно-финансового значения — вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения.)
5. Что такое маршрутизация?
(Процесс определения маршрута следования груза от производителя до потребителя. Маршруты задаются административно, основная цель - доставка груза строго по назначению за минимальное время и с минимальными затратами. Для слежения за грузом есть система Протон, созданная российскими айтишниками в противовес зарубежному Глонассу. У хорошего логиста всегда в запасе должен быть дополнительный маршрут, т.к. логист работает в пространстве и времени.)
3. Продолжаем наш урок и внимание к третьей группе будущих логистов. Отлично. С такими грамотными перевозчиками груз прибыл вовремя и сохранено его качество.
1. А что же с приемкой как она проходит?
(Приемка грузов бывает сплошной по количеству товара и точечной по качеству. Для начала поздороваемся с водителем-экспедиротором, заберем ТТН и вместе проследуем к транспортному средству, чтобы проверить ЗПУ. Пломба на месте, сомнений в ее целостности нет, можно начинать приемку. Если сомнения возникли зовем сотрудников логистической компании и в присутствии водителя-экспедитора составляем акт, снимающий ответственность за недовложения или порчу товарных ценностей, находящихся в транспортном средстве. Приемку начинаем по количеству, а далее в зоне хранения ее проверят на качество и разложат на ответственное хранение и обязательно занести данные ТТН в программу 1С, т.е. оприходовать полученный груз)
2. При приемке вы использовали средства малой механизации? (Да.)
3. Какие средства малой механизации вы знаете?
(Гидравлические тележки, штабелеры, погрузчики, роклы, ричтраки и т.д.)
Совсем заскучала зона хранения. Следующая операция по экспедированию груза – зона хранения.
Расскажите, пожалуйста, что же происходит с грузом дальше?
(Принимаем груз «точечно» по качеству и ассортиментной комплектации. Раскладываем товары по принципу Паретто и анализу АВС и XYZ, деля всю массу товара на три категории. Категория товаров группы А – верхние стеллажи, группы В – средние на уровне глаз, т.к. это товары, оборачиваемость которых наиболее часта и товары группы С в нижние ящеистые полки, потому что они небольшого размера, более низкой цены, но являются общественными благами, т.е. доступными всем и часто из-за их низкой стоимости логисты о них забывают. Пополнение запаса здесь обязательно).
Правильно, но груз приходит в таре. Какой же она бывает?
(Тара бывает плотной, закрытой, открытой, герметичной, разборной, неразборной, складной, разовой и многооборотной. Она изготавливается из картона, пластика, стекла, дерева, полиэтилена, мешковины, отдельный вид тары – крафтпакеты). Тару сдают поставщику по отдельной накладной. Сдача тары обязательна, за несвоевременную сдачу тары предприятию грозит штраф. Да и прогон порожнего транспорта без тары после выгрузки груза грозит испорченными отношениями с транспортной организацией, т.к. машина просто порожняя а топливо дорогое.)
Для того чтобы экспедировать необходимо его «довести» до конечного состояния, готового к потреблению. Основная рутинная работа на склада, связанная с большими физическими нагрузками - это грузопереработка. Давайте спросим ребят, «работающих» по этому направлению.
1. Что оказывает влияние на груз в процессе погрузки, выгрузки, перевозки и хранения?
(Влияние на груз оказывают три основные группы внешних воздействий: механические (удары, толчки, вибрация, нагрузка, трение), климатические (атмосферные осадки, влажность воздуха, солнечная радиация, изменение температуры, ветер) и биологические (микроорганизмы, насекомые, грызуны) поэтому склад – это, прежде всего гигиена и выполнение температурно-влаго-комфортного климата)
2. Какую технику вы используете?
(Для автоматизированных складов – конвейеры, краны, робототехнику, для механических складов средства малой механизации и транспортирную ленту)
Любой груз для кого-нибудь да предназначен. Кто же этот кто-то? На этот вопрос нам ответят «комплектовщики».
3. В чем заключается работа по комплектованию груза?
(Работа комплектовщиков, на наш взгляд, самая ответственная, т.к. нужно правильно собрать заказ потребителю. Отправить груз точно по назначению и с теми товарами, которые заказал потребитель. Основной документ комплектовщика – заборный лист, лист заявки заказа. Далее по этому заказу собирается груз.)
4. Какие основные требования к комплектации груза предъявляются?
(В процессе комплектации все товары должны находится на поддонах или паллетах, складирование без подложки запрещено. Обязательно нужно соблюдать товарное соседство товаров. Например, нельзя корма для животных формировать с продуктами питания. Молочные и гастрономические товары нельзя комплектовать с мясом и рыбой. Соблюдать требования гигиены и температурно-влажностного режима)
5. Какие средства механизации помогают в формировании заказа?
(При формировании заказа на современных автоматизированных складах в помощь человеку работают роботы, конвейеры, транспортирные ленты и перевозочные средства, работающие внутри склада (тележки, штабелеры, ричтраки, погрузчики))
Итак, мы подошли к отгрузке груза, к логическому завершению экспедирования.
Последовательно опишите организацию отгрузки груза к перевозке?
(На основании договора перевозки заполняем перевозочный документ - ТТН, т.к. являемся грузоотправителем.
Проверяем и визируем Товаро-транспортную накладную. Проверяем сформированный заказ, делаем осмотр груза. Каждый заказ должен находится на паллете или поддоне и быть запаллечен, т.е. обернут стрейч-лентой, подписан, промаркирован. Выдаем водителю-экспедитору сертификат качества на груз и отдельную накладную для тары, если сдаем ее вместе с грузом в одно транспортное средство. Заранее наносим транспортную маркировку для грузов, перевозимых на особых условиях, т.е наклеиваем предупредительные знаки такие как, огнеопасно, не бросать, осторожно стекло, яд и т.д.
Погрузка началась.
Закрыть транспортное средство ЗПУ, отдать документы, занести в программу 1С отгрузку товара для бухгалтерии.
Пожелать счастливого пути водителям-экспедиторам.
Подведение итогов.
Итоги работы команд на уроке, выставление оценок.
Рефлексия.
Видеоролик «Грузовые перевозки».