Молодежный исторический квест "Путь к Победе"

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание


Цели:

  • Знакомство детей с героическими страницами истории России;
  • Формирование положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитание чувства патриотизма;
  • Пробуждение у детей интереса к истории своей страны;
  • Развивать чувства патриотизма и гордости за свою страну;
  • Воспитание российской гражданской идентичности.

ЗАДАНИЯ СТАНЦИЙ

СТАНЦИЯ «ГЕРОИЧЕСКАЯ»

 1. Этот военный в Красную Армию вступил добровольцем в 1918 году. Был зачислен в 1-й Саратовский пехотный полк 25 Чапаевской дивизии. Великая Отечественная война застала ЕГО на посту военного комиссара Киргизской ССР. ОН впервые широко применил систему глубокого эшелонирования артиллерийской противотанковой обороны, создал и умело использовал в бою подвижные отряды заграждения. Его воины сдерживали врага на подступах к Москве. На одном из участков фронта после атак фашистов осталось всего 28 бойцов…Погиб на поле боя, похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. О ком идет речь?

Иван Васильевич Панфилов

 2. Воевавший вместе с ЭТИМ военным полковник вспоминал: «Каждая фраза, которую Он писал или произносил, была точно взвешена, ясно выражала его мысль, так что не вызывала никаких сомнений. Еще будучи молодым офицером он получил от товарищей прозвище «Медлитель». Его острый, как клинок, ум, его непобедимая логика снискали ему уважение всех сотрудников. Решение его созревало только после взвешивания всех мыслимых случайностей. Но самую великую битву ОН проиграл на Волге. После советского плена, вернулся на Родину только в 1953 году. Умер 1 февраля 1957 года. О ком идет речь?

 Фридрих Паулюс

3. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастической количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством … ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?

 Георгий Константинович Жуков

4. Лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый, старший сержант А.А. Калинин погибли 26 июня 1941 года, направив свой горящий бомбардировщик на колонну танков, бензоцистерн и автомашин противника. Назовите командира эскадрильи, который погиб вместе с экипажем.

Н.Ф. Гастелло.

 

5. Самым юным Героем Советского Союза за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны стал (звание ГСС присвоено в 1944 году) Пионер-герой, участвовавший в 27 боевых операциях, устранивший 87 немецких офицеров и солдат, взорвавший 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов.

 Леня Голиков

6. Помощник саперов, обнаруживший в последний год войны более 7000 мин и более 150 снарядов, которого во время шествия по Красной площади по причине ранения Сталин приказал нести на собственной шинели?

 Пёс Джульбарс

7. Назовите города-герои ВОВ.

Москва, Волгоград, Ленинград, Одесса, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь

8. Назовите высший полководческий орден, учреждённый в годы Великой Отечественной войны.

Орден Победы

9. Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский … 

И.В. Сталин

10. За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? 

Герои Советского Союза

11. Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только что-то сделать дважды. Что именно?

 Сбить 2 вражеских самолета

12. Какие три российских города на знаменитой Курской дуге Указом Президента В.В. Путина получили нововведённое почётное звание «Город воинской славы» накануне празднования 62-ой годовщины Великой Победы (май 2007 года)?

Орёл, Белгород, Курск

13. В этом сражении на отдельных участках фронта немецко-фашистское командование создавало многократное превосходство в живой силе и технике. Однако продвижение немецких войск часто разбивалось о стойкость и беспримерное мужество советских солдат. Один их таких примеров – бессмертный подвиг 28 панфиловцев, преградивших путь десяткам вражеских танков. О каком сражении идет речь?

Битва за Москву

14. 12 декабря 1942 г. по приказу фельдмаршала Эриха фон Манштейна тринадцать германских дивизий (в т.ч. три танковых и одна моторизованная) ринулись из района Котельникова к Сталинграду, чтобы вызволить из окружения 6-ю армию Фридриха Паулюса. На берегу реки Мышкова советские солдаты остановили наступление фашистов, а затем заставили их отступить. Операция по деблокированию окружённой 6-й армии гитлеровцев провалилась. Под каким названием она вошла в историю Второй мировой войны?

«Зимняя гроза»

15. О тяжелых боях в этих местах говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года там даже не поднялась трава. О каком историческом месте идет речь?

О Мамаевом кургане

16. Под Орлом и Белгородом были "Кутузов” и "Румянцев”, под Смоленском – "Суворов”. А Кто был в Белоруссии?

 "Багратион”

17. Операция, которую развернули партизанские отряды. В 1943 году с 3 августа по 15 сентября она парализовала железнодорожное сообщение в разгар наступления Красной Армии.

«Рельсовая война»

СТАНЦИЯ «МЕДСАНБАТ»

Суть задания: участникам предстоит столкнуться с одной из страшных сторон войны – с ранениями и ограниченными медицинскими ресурсами. Им нужно будет вспомнить, как оказывать первую помощь при серьезных ранениях.

Реквизит: несколько пачек медицинских бинтов, сумка для них, ветки или черенки в качестве шин, плед или кусок здания, несколько резиновых жгутов, покрывала, на которые можно будет укладывать человека.

Дополнительно нужно большое количество отвлекающих элементов, распечатанные и разрезанные подсказки по оказанию первой помощи (ниже).

Подготовка трека: необходимо расстелить 4 покрывала для «больных» и подготовить 10 бумажек для жребия – 6 из них чистые,а на 4-х надписи, соответствующие ранениям. Ранения могут быть следующие: ранение в локтевую артерию в руке, потеря сознания, перелом (голень ноги),краш-синдром (руку придавило обрушившимся зданием). Нужно выделить один плед-покрывало в качестве «упавшей стенки» (им вы укроете руку участника, который достанет жребий «краш-синдром»). Кроме того, весь инвентарь выдается скопом, вместе с ненужными материалами. Подсказки нужно спрятать по всему материалу-реквизиту. Первую подсказку (по артериальному кровотечению) следует спрятать в сумку (пакет) с бинтами.

Сюжетная подводка:

Артиллерийский огонь, выстрелы ружей, громыхающая техника – смерть на войне была повсюду. Часто она приходила абсолютно случайно, в виде осколка от недалекого взрыва или шальной пули. В такой ситуации раненый может рассчитывать только на помощь товарищей, которые вовремя окажут ему первую помощь и спасут его жизнь.

Инструкция:

Участникам предстоит оказать первую помощь пострадавшим членам команды. Пострадавшие определяются через жребий (10 бумажек, из них 4 – с ранениями).
Первую помощь нужно оказывать с помощью подручных средств. При лечении вам нужно определить приоритетность больных и их ранений, сконцентрироваться на лечении самых тяжелых случаях. Правильный порядок дан ниже.

Артериальное кровотечение: нужно сразу остановить кровотечение – взять пальцами в кольцо руку на 5 см выше раны и прижать артерию к кости.

После уже накладывается жгут выше места ранения не менее чем на 3-5 см, накладывается повязка на место ранения.

Потеря сознания: нужно сесть рядом с человеком, контролируя его руки (коленками прижимаешь одну к телу, а вторую рукой). После следует проверить дыхание – нужно запрокинуть голову больного, опустить подбородок и прислониться ухом ко рту, так вы услышите дыхание, почувствуете щекой дыхание. Ближнюю к вам руку следует поднять наверх, а из второй руки делаете рычаг (ладонь за шею) и ногу поднимаете, что бы получилось два угла под 90’. После этого больного нужно развернуть в сторону поднятой руки, чтобы упереть его рычагами в землю.

Перелом (голень ноги): нужно сразу максимально вытянуть ногу, после чего закрепить с помощью медицинских бинтов или одежды ногу к шине – прямому, длинному предмету.

Краш-синдром: руку человека придавило упавшим тяжелым предметом. Из-за того, что раздавленные мышцы выделяют ядовитые вещества, нельзя просто поднять упавший предмет и вытащить руку. Сначала нужно наложить жгут чуть выше придавленного места. После этого нужно аккуратно поднять предмет и извлечь конечность, нельзя ее просто вытягивать, это нанесет еще больший урон. После извлечения конечности нужно наложить очень тугой бинт чуть выше жгута, чтобы ликвидировать ядовитые вещества, которые могли проникнуть через жгут в организм.

Медико-биологическая викторина: определение растений; определение жидкостей по запаху – выполняют два любых человека из отряда.

СТАНЦИЯ «КОНТРРАЗВЕДКА»

ЗАДАНИЕ 1.

Все знают события, связанные с 9 мая 1945 г. А что происходило в эти числа в годы Великой Отечественной войны?

№1: Используя документ, определите о каких событиях 9 мая 1942 г. идет речь.

Сталин И.В.
Телеграмма Л.З. Мехлису
9 мая 1942 года

Источник:
Вашу шифровку № 254 получил. Вы держитесь странной позиции постороннего наблюдателя, не отвечающего за дела …ского фронта… На …ском фронте Вы представитель Ставки, отвечающий за все успехи и неуспехи фронта и обязанный исправлять на месте ошибки командования. Вы вместе с командованием отвечаете за то, что левый фланг фронта оказался из рук вон слабым. Если «вся обстановка показывала, что с утра противник будет наступать», а Вы не приняли всех мер к организации отпора. Если бы Вы использовали штурмовую авиацию не на побочные дела, а против танков и живой силы противника, противник не прорвал бы фронт и танки не прошли бы. ..сидя 2 месяца на …фронте.

СТАЛИН. ЦК ВКП(б)
9.V.42 г.

ОТВЕТ:_______________________________________________

№ 2: Используя КЛЮЧ дешифруйте депешу и ответьте на вопрос: - Что произошло 9 мая 1944 г.? (1 б.)
ШИФРОВКА:

(9) 13 00 34 (1) (9) (4) (4) (-) 02 15 10 18 11 00 13 10 (4) 21 11 17 00 10 14 18 11 15 03 15 22 17 15 14 20 00 15 18 02 15 01 15 07 04 06 14 18 05 02 00 18 20 15 16 15 12 31

КЛЮЧ:

ОТВЕТ:___________________

ЗАДАНИЕ 2 (для 2 участников) (2 б.)

Составьте и зашифруйте, используя ключ, приказ Центрального штаба партизанского движения для отрядов и подпольных групп на оккупированных территориях, используя ниже приведенный документ, определите название операции.

«Приказываем приступить к осуществлению операции «(?)»

 название

Документ:

- Из боевого донесения партизан в Центральный штаб партизанского движения:
“Доношу, что в 21. 00 5 ноября 1943 г. группой подрывников партизанского отряда им. Лазо под командованием Артамонцева в составе Кузнецова, Горелова, Дробышевского, Мохарёва в районе ст. Плужье на 30 км пущен под откос вражеский эшелон, шедший по маршруту Гомель–Брянск. В результате крушения паровоз полностью выведен из строя, разбито 11 вагонов».
«30 июля 1943 г. на станции Осиповичи белорусский подпольщик Федор Крылович подорвал одной миной эшелон с горючим, от взрыва которого были уничтожены еще 30 вагонов с боеприпасами. Движение по станции было остановлено на 5 дней»

КЛЮЧ:

 

ОТВЕТ:_______________________

ЗАДАНИЕ 3

В годы Великой Отечественной войны выдающийся памятник русского деревянного зодчества — комплекс построек на острове Кижи — мог быть уничтожен. Финское командование считало, что в церквях расположена партизанская база. Но финский летчик, получивший приказ разбомбить церкви, его не выполнил — по двум причинам. Во-первых, пролетая над Кижами в ясный и морозный день, летчик был поражен непередаваемой красотой строений, укутанных снегом. Назовите второй фактор, указавший летчику на то, что церкви не используются в качестве военной базы и позволивший ему с чистой совестью не выполнить приказ командования.

ЗАДАНИЕ 4

Во время Великой Отечественной войны многие партизаны, идя на задание, надевали лапти. Назовите животных, из-за которых они это делали.

ЗАДАНИЕ 5 В истории ВОВ особую роль играли простые цифры. Они обозначали номера воинских частей, потери, даты операций…

 В Киеве в честь четырехлетия Победы установлен памятник автомобилистам-воинам. На высоком постаменте установлен неутомимый труженик войны ЗИС-5 с символическим номером ВО 14-18. Что же означают буквы и цифры номера?

ЗАДАНИЕ 6

В донесениях очень часто использовались различные аббревиатуры и сокращения. Любой военный, а тем более разведчик должен был знать, что они обозначают. Расшифруйте:

СМЕРШ, ГК, ВГК, ЦШПД

СТАНЦИЯ «ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ»

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (5 баллов)

1. Как называется наградное оружие морского офицера?
а) кистень б) кортик в) кастет г) нунчаки

2. Как зовется в армии распространенный тип осколочной гранаты?
а) лимонка б) ананаска в) апельсинка г) мандаринка

3. Как называется корпус самолета?
а) фюзеляж б) киль в) руль г) борт

4. Как называется приспособление для зарядки и чистки ружей?
а) купол б) шомпол в) рог г) целик

5. Какое название носит рабочее время на корабле?
а) смена б) вахта в) срок г) рейс

ВИКТОРИНА

1. Для ручных пулеметов нормальной считалась «живу­честь» в 10 тысяч выстрелов, но «живучесть» этого оружия — 75-100 тысяч выстрелов. Назовите пулемет. (Ручной пу­лемет Дегтярева.)

2. 48-килограммовые снаряды этой самоходки срывали башни с «тигров» и «пантер», за что бойцы прозвали ее «зверобоем». (Самоходка СУ-152.)

3. Самым могучим танком Второй мировой войны счи­тается этот тяжелый танк, насквозь пробивавший броню фашистской «пантеры». (ИС-2.)

4. Именно такие автомобили использовались для раз­ведки и огневой поддержки пехоты. (Бронеавтомобили.)

5. Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «Schawrz Tod», что переводится именно так. («Черная смерть».)

6. В годы Великой Отечественной войны лучшей счита­лась подводная лодка серии «К». Воины ее называли так же, как и реактивные минометы. («Катюша».)

СООТВЕТСТВИЯ

Соотнесите названия оружия Победы и картинки (4 баллов)

1.Винтовка Мосина
2. БМ-12
3.Самолет Ла-5
4.Танк Т-34

Ответы: 1-Б 2-А 3-Е 4-Д

Угадать звуки (соотнести звуки и орудия Победы)

1. ППШ-41
2.ППД
3.Самолет ИЛ-2
4.Винтовка Мосина
5.Танк Т-34
6. БМ-12 «Катюша»

5. Соотнесите названия оружия Победы и конструкторов (12 баллов)
1. ППШ-41
2.ППД
3.Самолет ИЛ-2
4.Винтовка Мосина
5.Танк Т-34
6. БМ-12

Ответы: 1-Б, 2-Е, 3-А, 4-В, 5-Г, 6-Д

Пословицы Великой Отечественной войны (4 балла)

Задание: из первой строчки карточки (см. игровые карточки) вычеркните название рыбы, из второй — птицы, из третьей — фрукта, из четвертой — цветка. Прочитайте пословицу времен Великой Отечественной войны.

Карточка №4

Ответы:

1. Смелость города берет (вычеркнуть: навага, ласточка, апельсин, гвоздика).

2. Береги землю родимую, как мать любимую (вычеркнуть: судак, дрозд, гранат, жасмин).

3. Тучам солнце не скрыть, войне мир не победить (вычеркнуть: карась, синица, банан, нарцисс).

4. Слава к тому приходит, кто впереди ходит (вычеркнуть: сельдь, дятел, груша, георгин).

5. Хорош грибок белый, а солдат умелый (вычеркнуть: лосось, соловей, слива, лилия).

6. У фашистов шинели не по русской метели (вычеркнуть: чебак, орел, виноград, ноготки).

Разборка/сборка автомата АК-74 на время (по нормативу) (7 баллов)

СТАНЦИЯ «ТРОПАМИ ПАРТИЗАН»

Команда делится на две части, равные по количеству участников. Пока одна часть команды выполняет задание, вторая наблюдает и отдыхает в ожидании передачи эстафеты.

Задание: четыре участника, каждый с одной гранатой, передвигаются с места старта 8 метров к натянутой над поверхностью на высоте 60 см маскировочной сеткой, протяженностью 5 метров. Один из участников берет противотанковую мину и вся группа переползает под сеткой. После подлаза участник с миной оставляет её и все выдвигаются на огневой рубеж, на удалении 7 метров. С огневого рубежа каждый участник выполняет бросок гранатой в вертикальную мишень (макет фашистского танка) находящуюся на удалении 7 метров. После броска последним участником группы, все забирают свои гранаты и двигаются обратно к маскировочной сетке. Опять одним уз участников берется противотанковая мина и все переползают под сеткой. Мина оставляется на исходной точке, и вся группа передвигается к месту старта и передает гранаты другой части команды. Другая часть команды выполняет тоже самое задание и вновь передает эстафету. В таком режиме команда работает на этапе все отведенное для этого время. Общая задача команды: поразить макет танка максимальное количество раз.

СТАНЦИЯ «ФРОНТОВАЯ ПОЛЯНА»

Вам предлагается прослушать мелодии 2 песен в исполнении духового оркестра школы искусств ЗАТО п. Солнечный и вспомнить их названия или слова.

1.Прощание славянки
Ночь коротка.

2.День победы
У незнакомого посёлка

3.Прощание славянки.
Казаки в Берлине

4. День Победы.
Пора в путь дорогу.

5. Прощание славянки.
Ехал я из Берлина

6. День Победы.
Синий платочек

«ВОЙНА В КАРИКАТУРАХ КУКРЫНИКСОВ»

В сложные исторические периоды во многих странах часто используется идеологическая пропаганда. К ней прибегали и все государства-участники Второй мировой войны. Карикатура стала одним из особо важных инструментов агитации. Талантливые художники превращали грозного неприятеля в жалкое существо, которое вызывало у людей не страх, а презрение.

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом.

1. К какому году относится карикатура?

2. Какое событие войны изображает данная карикатура?

3. «Советские фильмы о войне» - по кадрам фильмов узнать фильм.

4. Исполнить номер фронтовой агитбригады: песня, инсценировка (стихи), танец и т.д.

КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ПИСЬМО С ФРОНТА»

Пройдя все станции вы получали конверты с частью карты. Ваша задача открыв конверты и соединив все части понять о какой битве идет речь. Затем получив дополнительный иллюстративный материал оформить письмо с фронта. Представьте себя сидящими в окопах, впереди у вас бой! Напишите письмо своим родным, близким! Не забудьте что место откуда вы пишите должно соответствовать карте.

Пример маршрутного листа

Пример протокола маршрутной станции

Подведение итогов, награждение

  1. http://fb.ru/article/177128/interesnyie-faktyi-o-vov-maloizvestnyie-faktyi-o-velikoy-otechestvennoy-voyne
  2. https://fishki.net/1993253-oruzhie-pobedy.html
  3. https://music.yandex.ru/users/npsmir2007/playlists/1038
  4. https://forum.star-conflict.ru/index.php?/topic/54323-vopros-po-kvestu-razvedchik-kiberov-obuchayushchii-kvest/
  5. http://rusfan.ru/posts/115832/karikaturi_velikoy_otechestvennoy_voyni
  6. http://back-in-ussr.com/2015/05/velikie-polkovodcy-otechestvennoy-voyny.html
  7. https://multiurok.ru/files/ighra-kviest-po-sliedam-vielikoi-otiechiestviennoi.html