Ведущий: Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас на необычной игре «Философия жизни: уроки выживания», которое посвящено решению МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ.
Примером классической моральной дилеммы является гипотетическая проблема вагонетки: тяжелая неуправляемая вагонетка несется по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку – и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, тоже привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?
Сегодня мы попытаемся провести исследование, мысленный эксперимент, который невозможен в реальном мире. В ходе нашей игры каждый из участников попробует определить, что является ведущим мотивом его поступков – рациональность (логика) или нравственные мотивы? Голос разума или голос сердца? Кстати, в сегодняшней игре они будут присутствовать «вживую».
Представление Голоса Разума и Голоса Сердца.
Сердце: Если мы станем прислушиваться к голосу разума, то у нас никогда не будет любви. У нас никогда не будет друзей. Мы никогда не займемся никаким бизнесом, потому что решим: «Ничего не получится». Или: «Она причинит мне боль». Или: «Я пару раз уже влюблялся неудачно, а потому…». Все это чепуха! Вы не должны упускать жизнь. Каждый раз прыгайте с утеса и пока летите вниз, отращивайте крылья!» Никогда не стоит сожалеть, что человек чувствует, что его обуревают страсти. Это все равно, как если бы мы стали сожалеть, что он – человек.
РАЗУМ: Великий Шекспир сказал: «Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздывать нелепости». Обычный здравый смысл – самый лучший из всех смыслов. Будьте верны ему и он даст вам самый разумный совет. До каких только нелепостей не доходит человек, когда воображение, любовь и нравственность в нем побеждают разум и, торжествуя, ведут его потом за собою, как пленника в оковах. Мы тем более свободны, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем более порабощены, чем больше поддаемся страстям. Слепые чувства, лишенные света разума, скоротечны и фатальны. Они ничего после себя не оставляют кроме разрухи, хаоса и ощущения бесцельности жизни.
В жизни очень мало абсолютного добра и абсолютного зла… Понятия «хорошо» и «плохо» каждый человек воспринимает по своему, несмотря на общепринятые нормы. Человек не рождается с нравственными качествами. Их воспитывают, взращивают и проявляют в ситуации выбора. Их нужно тренировать, как ум и мышцы. В каждом из предложенных вам игровых моментов у вас будет такая возможность. Сюжет нашей игры будет развиваться в зависимости от выбора каждого из вас. Как и в жизни, вы должны будете выбирать не между ПЛОХИМ и ХОРОШИМ, а между РАЗУМОМ и СЕРДЦЕМ.
Итак, мы начинаем. Вы – уже в игре. Мы «погружаемся» в фантастический эксперимент.
Ведущий: Один из погожих летних дней. В заповеднике вдали от крупных городов встретились 2 экскурсионные группы – каждая по 12 человек.
На сцену поднимаются 2 КОМАНДЫ – по 12 человек – участников игры.
Ведущий: Неожиданно их застигает всемирная термоядерная война. Человеческая цивилизация оказывается на краю гибели… В течение нескольких часов от мира останется лишь ядерная пустошь.
Ведущий: Вам необходимо спастись из ядерного пекла. Для начала вы должны выбрать по 1 лидеру от каждой группы. Это люди, которым предстоит принимать важные решения. Вести вас за собой. Необходимо обосновать, почему вы выбрали именно этих людей. Какими качествами вы руководствовались при выборе.
(На выбор командам дается 1 минута)
Ведущий: В небе вы наблюдаете улетающие космические корабли. Ваши лидеры решают направиться в направления запусков кораблей. Внезапно на дорогу выбегает человек…
Он сообщает вам, в действие вступила операция под кодовым названием ,,Гермесова птица”. Недалеко находится секретная база со сконструированными космическими кораблями-ковчегами. Сейчас идет эвакуации гражданского населения, ковчеги могут увезти вас на другую планету, пригодную для жизни людей. В другую систему. Там вам предстоит основать новую цивилизацию.
Ведущий: К сожалению, вы опоздали, эвакуация закончилась, все ,,ковчеги” отчалили. Остался один инженерно-разведывательный космический корабль «Пилигрим».
Ведущий: Он намного меньше ковчега и не предназначался для спасательной операции, но приоритетом является сохранение цивилизации и спасение как можно большего количества людей. Вы бежите к ангару, где находится звездолет под кодовым названием «Пилигрим».
Ведущий: Корабль сконструирован лучшими учеными планеты и представляет собой венец человеческих технологий. Оснащённый варп-двигателем, он способен лететь со скоростью, превышающую скорость света в 6 раз. На борту имеются генераторы питающие воздушные и водные фильтры, блоки жизнеобеспечения и бортовые системы, оранжереи и лаборатории. Пилигрим загружен необходимыми запасами еды и воды.
Ведущий: Но есть проблема: корабль рассчитан лишь на 12 человек. Взять лишнего вы не можете, не хватит еды и кислорода, чтобы добраться до землеподобной планеты. Вам предстоит сложный выбор: решить, кто достоин занять место в «Пилигриме», чтобы спасти генофонд человечества. Звездолет полетит на планету Глизе 667 под кодовым названием ,,Плимут».
Ведущий: Глизе 667 – одна из наиболее подтвержденных жизнепригодных экзопланет, отсортирована по критерию сходства с Землёй. Экзопланета находится в обитаемой зоне созвездия Скорпиона. Планета удалена от Земли на ~ 22,7 световых лет. Звездолет преодолеет расстояние до планеты в течение 3 лет.
Сейчас каждому из вас предстоит выбрать табличку, которая определит ваш социальный статус – положение в обществе, профессию, набор личных качеств.
(Ребята подходят к столам и берут таблички. Каждый называет свою профессию. Вешает табличку на шею. Затем садятся на свои места.Лидерам раздаются списки №1 – с профессиями людей).
ЮНОШИ:
- Огородник – фермер - человек асоциальный, не любит находиться в обществе, волк – одиночка
- Строитель – инженер - инженер – электрик
- Астронавт - жестокость, способен на убийство
- Хирург – ортопед – алкоголик (или склонный к употреблению алкоголя)
- Поэт – фотографическая память
- Мороженщик – обладает замечательным чувством юмора и нестандартным мышление
- Дипломированный химик – хорошая наследственность, может дожить до 103 лет без болезней
- Рабочий (плотник) – бесплоден
- Солдат – находился с миссией ООН в африканской стране Уганде и мог заразиться вирусом Эбола
- Музыкант – болен эпилепсией, которая может предаваться по наследству в течении нескольких поколении
- Компьютерщик – программист – болен аутизмом (расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
- Философ – историк – фундаментальный исламист, фанатично религиозен
ДЕВУШКИ:
- Оперная певица – полиглот, знает 7 языков, способна освоить любой язык, но через 3,5 года у неё будет рак горла и она не сможет петь и говорить.
- Модный дизайнер – высокий интеллект, способна создавать одежду и интерьер из любых материалов
- Психотерапевт - в 12 лет ей сделали операцию и она стала бесплодна
- Судья – способна создавать законы – обладает наследственным заболеванием, передающимся потомкам по мужской линии (гемофилия – несвертываемость крови)
- Фондовый менеджер - фобия: всегда носит с собой 5 миллионов долларов в бриллиантах, сапфирах, платине
- Флорист - обладает невероятной памятью, помнит наизусть классические произведения литературы
- Продавец вин – IQ 200 – почти гений
- Зоолог – наркозависима
- Учитель – астматик
- Тренер по фитнесу – прекрасный кулинар
- Врач-терапевт – агрессивна, склонна к конфликтам и истерикам
- Фотомодель – больна анорексией, альтруистка, которая готова пожертвовать собой ради блага других
Ведущий: Вам дается мало времени, чтобы определить тех, кто полетит на Глизе 667. Через час ядерное облако достигнет территории ангара, в котором находится корабль. Температура в центре ядерного гриба 10 миллионов градусов. Вам предстоит выбрать самых «нужных» для будущей цивилизации людей. А тем временем ,,Пилигрим” подготовят к полёту.
Лидеры получают списки в течение 2-3 минут должны выбрать тех, кто полетит.
Ведущий: Но, кроме профессиональных качеств у людей существуют личные характеристики. Прошу открыть ваши таблички. Помните, речь идет не только о спасении вас самих, а генофонда человечества. Поэтому при выборе предпочтение отдается девушкам, которые обеспечат деторождение.
(Ребята зачитывают личностные характеристики)
Ведущий: У вас есть время принять другое решение.
(Лидеры получают новые списки №2 с личностными характеристиками. Снова выбирают команду. На выбор дается 2-3 минуты).
Ведущий: Команда сформирована и стартует с Земли.
Ведущий: В полете вы готовитесь со встречей с неизведанным миром. Вы понимаете, что можете столкнуться с совершенно отличным для Вас разумом и логикой, с совершенно необычными для вас формами жизни.
ЗАДАЧА 1: В одном из фантастических рассказов космонавтам, сдающим экзамен на право полета к другим планетам, предлагается такой тест: «Представьте себе, что вы выходите из космического корабля и видите отвратительного паука с двенадцатью конечностями и несколькими жалами, из которых сочится жидкость, очень похожая на яд. Паук придавлен тяжелым камнем и явно страдает. Ваши действия?»
ЗАДАЧА 2:
- Гений находит решение за 10 секунд.
- Билл Гейтс — за 20 секунд.
- Выпускник Гарварда (Harvard University) — за 40 секунд.
- Если вы нашли ответ за 2 минуты, то вы принадлежите к 15% наиболее одаренных людей.
- 75% людей не способны решить эту задачу.
ТРЭК 6 (во время раздумья команд)
ОТВЕТ:
Фигура № 1
Пояснение: Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака. Но тут происходит самое интересное:
— Да, № 2 без белой рамки.
— Но как же тогда № 3 — единственный круг?
— № 4 — зеленый, когда остальные красные.
— № 5 явно меньше остальных...
Логика загадки в том, что только № 1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.
ЗАДАЧА 3: Из этих 18 кружков только два совершенно одинаковы. Найдите их.
Ответ: Кружки под номерами 4 и 14.
ЗАДАЧА 4: Какую из пяти фигур, изображенных внизу, Вы поместили бы в свободный квадрат?
ТРЭК № 7
ОТВЕТ: Фигуру под номером 2. Она не имеет прямых углов, как и все фигуры в квадратах.
Ведущий: Через полтора года полета ваши радары обнаруживают ещё один корабль-ковчег. Шаттл, имеющийся на борту, устанавливает, что он с Земли.
Ведущий: Вы связываетесь с командой корабля и договариваетесь о переговорах (ведь вам дорог каждый человек). На корабль отправляются 2 члена вашего экипажа – юноша и девушка. Выберите двух членов команды, которых вы отправите на обнаруженный корабль для переговоров.
Ведущий (во время слайда): К сожалению, корабль оказался под управлением террористов, захватившими контроль над всем экипажем. Девушка попадает в плен к террористам, а юноша, чудом спасшись, возвращается на корабль.
Ведущий: Юноша признаётся что они любят друг друга и настаивает на возвращении девушки любой ценой. Вам предстоит принять нелегкое решение: ваш корабль более мощный и быстрый по сравнению с ,,Ковчегом” террористов. На нём есть оружие которое позволит уничтожить противников.
1 вариант: Вы можете высадить на корабле десант и попытаться спасти девушку. Но ради 1 человека вы можете потерять трех или четырех членов экипажа.
2 вариант: можно не рисковать и пожертвовать 1 девушкой.
Ведущий: ваш выбор (1 минута).
ГОЛОС РАЗУМА
Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, психиатр.
“В тот момент, когда человек начинает задумываться о любви, смысле и ценности жизни, можно начинать считать его больным.” “Единственная цель жизнь - это сам процесс существования, т.е. вечная борьба за выживание.”
ГОЛОС СЕРДЦА
- Многие войны помнит наша планета, которые начинались из-за любви. Центральное событие человеческой истории - это любовь. Только она даёт жизнь, окрыляя нас до невероятных высот. Только за любовь стоит бороться и умирать, рисковать и снова создавать.
1 вариант | 2 вариант |
А - вы можете отправиться на спасение девушки, рискуя потерять других членов экипажа |
Б - вы улетаете, оставив девушку, живы и невредимы остаются все остальные члены экипажа |
ВЕДУЩИЙ:
ПРИ ВЫБОРЕ 1 ВАРИАНТА: Через 2 года на корабле сказались повреждения из – за битвы с террористами. Выходит из строя один из фильтров воздуха. Его починка до приземления невозможна. Создается угроза для всего экипажа. Воздуха хватит, но для меньшего числа людей. В это время корабль пролетает мимо одной из возможных экзопланет Глизе 581.
ВЕДУЩИЙ:
ПРИ ВЫБОРЕ 2 ВАРИАНТА: Из-за разгерметизации, 2 года назад, кислорода осталось очень мало. Воздушные фильтры не справляются. Их починка до приземления невозможна. Создается угроза для всего экипажа. Воздуха хватит, но для меньшего числа людей. В это время корабль пролетает мимо одной из возможных экзопланет Глизе 581.
Ведущий (во время видео): Глизе 581 — экзопланета обращается вокруг красного карлика, во много раз меньше нашего солнца, светимость которого составляет всего 1,3% от нашего светила. Планета расположена близко к своему Солнцу, из-за чего находится в вечном состоянии прилива. Одна сторона постоянно повёрнута к звезде, а вторая - отвёрнута. На дневной стороне слишком высокая температура, при которой человек заживо сгорит, а вторая, ночная, сторона заморожена до непригодной для жизни температуры. Жить возможно в ,,Сумеречной зоне”, на границе меж ,,Льда и Пламени”. В теории жизнь там возможна. Но достоверно это не известно.
Ведущий: Перед Вами сложный выбор. На корабле имеется шаттл, способный опуститься на планету и взлететь обратно. Вам придется высадить 4 человек. Один из команды должен сопровождать их и попытаться взлететь обратно, поскольку это – единственная шлюпка на корабле, которая может пригодиться в дальнейшем. Выживание на мало обследованной планете возможно, но чисто теоретически. Кем вы пожертвуете? Или, возможно, среди вас найдутся люди, готовые на добровольное самопожертвование?
1. В случае выбора, что команда спасает девушку:
Голос разума: На корабле есть раненые в битве с террористами 2 года назад. Их раны затянулись, но теперь они не способны на тяжелый труд. Может, разумнее отправить их?
Голос сердца: У раненых людей меньше шансов выжить на чужой планете.
2. В случае выбора, если команда не спасает девушку и поломка корабля происходит из-за парня:
Голос сердца: Может быть, юноше стоит сознаться из-за кого вышел из строя генератор.
Голос разума: Зачем, чтобы тебя высадили и тем самым лишили шанса на спасение. Юноша уже принес одну жертву, потеряв любимую.
Ведущий: Это оказался жестокий сумрачный мир, но, к счастью команды, на планете присутствовала атмосфера и содержание в ней кислорода позволяло выжить людям. Были обнаружены даже формы животной жизни. За несколько недель высаженные члены команды обследуют планету и, несмотря на резко отличающиеся климатические условия в разных частях этого мира, смогут выбрать место, пригодное для обитания землян.
Ведущий:Уже на обратном пути капитан шлюпки чувствует себя плохо.
Возможно, при высадке на Глизе 581, он заразился неизвестным вирусом. Астронавт находится в карантинном шлюзе.
О болезни ничего не известно. Возможно, она излечима, как обыкновенная простуда, но существует опасность, что болезнь окажется очень заразной и погибнут все. Стоит ли пустить этого человека на корабль? Ваш выбор.
СЛАЙД №35
1 вариант | 2 вариант |
Команда, опасаясь за жизнь всех остальных членов экипажа и, понимая, что на них возложена ответственная миссия по спасению генофонда землян, его не пускает и он улетает на шатле на планету Глизе 581 к высаженным членам экипажа. |
Команда пускает его, даже опасаясь заражения. |
ГОЛОС СЕРДЦА
Сострадание. У каждого есть право в котором он не может себе отказать, когда дело заходит о его собственном шансе на жизнь и спасение. Способны ли мы дать шанс и довериться слепому случаю? Или может, стоит навсегда закрыть дверь с надписью "надежда"? Впустить - это значит дать шанс, который ты равнозначно просил бы для себя в идентичной ситуации.
ГОЛОС РАЗУМА
“Имея это качество, вы обладаете всеми просветленными качествами - они у вас как на ладони. Какое же это качество? - Великое сочувствие.” Однако, в мировой истории борьба с эпидемиями чумы, птичьего и свиного гриппа, с вирусом Эмболы велась не при помощи сострадания и сочувствия… А с помощью науки, которая создавала вакцины.
Ведущий: Через пол года вы благополучно достигаете планеты Глизе 667,,Плимут”.
Ведущий (во время видео): Планета действительно оказывается близкой к земным параметрам и вполне пригодной для жизни. Еще находясь на орбите вы выбираете наиболее подходящую на ваш взгляд долину для основания поселения. Однако через несколько дней после высадки вы обнаруживаете, что на планете есть жизнь. И не просто животная. На планете живут разумные существа. Судя по всему мирные. Они называют свою планету «Арканаар». Но они далеко не дикари, они высокоразвитые существа со странной культурой и цивилизацией. Нельзя сказать на каком уровне их цивилизация находится по земным меркам. Судя по всему их история развивалась без войн.
Ведущий: Экипаж был зачарован увидев город ,,Асиара”. Он был построен на большой платформе, державшейся на одном столбе под углом. У аборигенов развиты высокие, во много непонятные нам технологии. Их город имеет чёткие геометрические формы улиц, повсюду в городе размещаются кристаллы, во главе с главным кристаллом в центре. Из этого огромного комплекса кристаллов даару каким то образом получают огромное количество бесплатной энергии.
Ведущий: При встрече с вами, с помощью своих технологий, даару смогли наладить перевод языков и заговорили по-русски, что позволило вам сразу установить контакт. Аборигены представились Даару. На ваш вопрос, почему город расположен на колонне дару ответили, что так Каэриуа (богиня – планета) ближе к своему возлюбленному по имени Соах. Соахом они называют здешнее солнце. Кроме того, город на колонне позволяет не портить тело планеты.
Ведущий: Вы обнаруживаете в горах гигантские запасы угля. На плоскогорьях есть запасы нефти и газа. Кроме того, здесь находятся запасы РЕНИЯ (этот металл плавится при температуре 3180 градусов Цельсия, с виду серебристый, на Земле встречается очень редко). Для вас, землян, это приятный сюрприз: ведь рений уступает по тугоплавкости только вольфраму, он стоек к коррозии, жаропрочен, изделия из него и его сплавов сохраняют прочность и форму в самых трудных условиях; это отличный материал, в том числе и для космических кораблей.
Ведущий: Вы решаете основать в этих местах колонию. Но: все плоскогорья заняты полями и селениями туземцев. Они живут мирно и счастливо. Как поделить земли, как разрешить проблемы общения, какие придумать законы, чтобы земляне и туземцы могли ужиться вместе (или наоборот, начать воевать?) – вот вопросы, которые должна разрешить команда землян.
Ведущий: Не забывайте, что ваш корабль оснащен мощным импровизированным оружием из промышленных орудий и взрывчаткой, которые могут решить проблему насильственным путем: вы можете изгнать или вообще уничтожить жителей Арканаара. Ведь речь идет о спасении нашей цивилизации, о спасении генофонда Земли. Стоит ли с ними церемониться? Тем более, что в земной истории сколько угодно примеров, когда более сильная цивилизация уничтожала более слабую или загоняла её в резервацию. Предложите ваш выход из данной ситуации.
СЛАЙДЫ № 37 (АНИМАЦИЯ – НА СМЕНУ КАРТИНКИ – ТАБЛИЦА)
1 вариант | 2 вариант |
Изгнать или уничтожить туземцев. Кто знает, каких сюрпризов в будущем можно ожидать от них самих, их всесильных кристаллов и непонятных технологий? (гиперссылка) |
Сосуществовать вместе, обогащая друг друга знаниями и технологиями, пытаться найти общий язык, социальные нормы и законы (гиперссылка). |
СЛАЙДЫ № 39 ИЛИ 40 (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫБОРА КОМАНДЫ)
Ведущий: Проблема разрешена, вы начинаете строить поселение. Налаживаете производство сельскохозяйственных продуктов и некоторых ремесленно – промышленных изделий. Жизнь понемногу налаживается. Но в один прекрасный (а может быть, и не очень) день на планету приземляется ещё один космический земной корабль.
СЛАЙД 41 (видео ПРИЗЕМЛЕНИЕ АВРОРЫ)
Ведущий: И это – те самые люди, которых вы оставили на умирающей Земле. В последний момент в ангаре они обнаруживают экспериментальную модель «Аврора», по мощности она даже превосходит «Пилигрим» и, кроме того, вооружена настоящим оружием.
Добавление ведущего в зависимости от варианта развития игры:
Если вы в начале игры выбрали вариант «Спасение» девушки», но при этом бросили своих товарищей на чужом корабле, то они смогли эвакуироваться с него на шатле и их подобрала 2 команда – команда «Авроры» | Если в начале игры вы выбрали вариант «Не спасать девушку», то девушка впоследствии смогла угнать шатл и была подобран6а командой «Авроры» |
Если был выбран вариант «Не пускать зараженного неизвестной болезнью пилота» и отправить его обратно на планету Глизе 581, то «высаженные» смогли взлететь на шатле и были подобраны командой «Авроры». Кроме того, они не только вылечили заболевшего пилота, но и приобрели иммунитет к загадочной болезни |
Ведущий: 2 команда сильнее. Она больше по численности. У неё есть мощное вооружение. В конце концов, выбор именно за ними. Что возобладает: ОБИДА ИЛИ ПРОЩЕНИЕ? Может, они построят свой поселок и не будут присоединяться к соплеменникам?
1 ВЫБОР: Как поступят члены команды Аврора с командой Пилигрим?
2 ВЫБОР: Как поступят с даару?
ГОЛОС СЕРДЦА
Снова и снова наступая на те же самые грабли, человечество набивает однообразные шишки из поколения в поколение. Передавая и чередуя проблемы, которые получили в прошлом. Уже однажды потеряв свой дом, свою планету - готовы ли мы преподнести равноценное зло жителем иной цивилизации? Мы гости в этой системе и на этой планете, можем ли мы распоряжаться специальностью палача относительно чуждой для нас цивилизации? Но у нас есть своя миссия, которую обязательно нужно выполнить и сохранить генофонд.
ГОЛОС РАЗУМА
“Логика приведет вас из пункта, А в пункт В. Воображение приведет вас куда угодно.” А.Эйнштейн
«Вы делаете то, что должны делать. То, что вы намерены делать». Стивен Кинг
1 ВЫБОР: ЧТО ДЕЛАТЬ С КОМАНДОЙ ПИЛИГРИМА? |
||||||
Если игра идет по варианту |
Если игра идет по варианту |
|||||
1. Команда «Авроры» захватывает власть», воспользовавшись своей силой и численностью |
2. Команда «Авроры» вступает в союз с командой «Пилигрима», забыв обиды. |
1. Команда «Авроры» захватывает власть», воспользовавшись своей силой и численностью |
2. Союз 2-х команд – «Авроры» и «Пилигрима» с туземцами дару, полная гармония |
|||
2 ВЫБОР: ЧТО ДЕЛАТЬ С ДААРУ? |
||||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант + |
2 вариант
+ |
2 команда, воспользовавшись своими преимуществами – численностью и оружием, не только захватывает власть, оттесняя от управление 1 команду, но и разоряет цивилизацию даару. |
2 вариант ______ |
|
ЭПИЗОД 7 ГОЛОС СЕРДЦА - Брошенные и оставленные закрепили себе в памяти рубец под названием "обида", сквозь черепную коробку пульсирует желание мести и восстановление справедливого отношения к себе. Простить? Но нас никто не пожалел, посчитав опасными и ненужными. Стоит ли и нам прощать, если они определили свой выбор не в нашу пользу. А с другой стороны - без прощения человечество не сможет уже никогда найти место в галактике. Такого места просто не будет. Простить - это значит принять свою неправоту открыто и объективно. ГОЛОС РАЗУМА Обиды незримыми ниточками привязывают нас к неприятным событиям, травмирующим ситуациям, обидевшим нас людям. Нам больно, неприятно вспоминать об этом, мы можем простить, но и забыть мы не можем. То есть в наших мыслях негативные воспоминания об обиде занимают довольно большое место. И достаточно небольшого толчка, малейшего намёка, как наши неприятные воспоминания нахлынут на нас с новой силой, и мы, даже спустя столько лет после случившегося события, испытаем весь «букет» восприятия негативной ситуации. Попробуйте проделать такое упражнение. Разделите лист бумаги вертикально на две части. Выпишите слева свои серьёзные обиды. А справа постарайтесь ответить себе на вопрос — а в чём состояла ваша ответственность в этой ситуации. Ведь мы же все свободные люди, и если мы что-то терпели или что-то допустили, на это были причины? Или мы чем-то вызвали, спровоцировали человека, обидевшего нас? Подумайте об этом и ответьте (себе!) честно разумно. |
Ведущий: Последнее задание командам, воссоединившимся на планете «Арканаар». На мольбертах попробуйте нарисовать модель общества, которое вы будете строить на Арканааре.
Вы разделитесь на фракции, как в фильме «Дивергент»?
Вы определите привилегированные и низшие сословия или попробуете построить общество равенства?
Первые и вторые колонисты будут обладать одинаковыми правами или кто – то будет выше?
(Ребята на МОЛЬБЕРТАХ рисуют модель общества. Команда 1 и 2 - отдельно. Совпадет ли их мнение?)
Эксперты подводят итоги.
ВОПРОС ЗРИТЕЛЬНОМУ ЗАЛУ: Чем бы вы руководствовались в большинстве случаев, будь вы на месте игроков – Голосом Сердца или Голосом Разума?
КОМАНДЫ ДЕМОНСТРИРУЮТ СВОИ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА
Зрители голосуют жетонами, розданными в начале игры.
Ведущий: А мы предоставляем экспертам возможность подвести итоги нашего мероприятия.
Выступление экспертов.
РЕФЛЕКСИЯ ИГРОКОВ:
- Понравилась ли вам игра?
- Что вы почерпнули из неё?
Оглашение итогов голосования зрительного зала
Награждение участников
Ведущий: Как то ученики спросили Мудреца
— На что нам опираться в жизни: на чувства или на разум?
Он сказал:
— Чувства есть у разума, разум есть у чувств.
Тогда его спросили:
— Что лучше: чувства разума или разум чувств?
А Старец им:
— Какое крыло лучше у птицы: правое или левое?
Тогда они спросили:
— Выходит, они равноценны?
И он сказал:
— Да, если они ваши.
Чувство должно давать разуму крылья, а разум чувству – глаза. Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой. Нельзя однозначно утверждать, что следовать нужно только велению сердца или, наоборот, доводам разума, поскольку очень многое зависит от конкретного случая. Прислушивайтесь к сердцу – оно не врёт, прислушивайтесь к разуму – ведь оно тоже хочет вам благо, несмотря на некоторую экспрессивность и агрессивность. А мы желаем вам, чтобы в вашей жизни было как можно меньше неразрешимых проблем. До новых встреч. До свидания.
- Идея: фильм режиссера – постановщика и сценариста Джона Хаддлса.
- http://sobiratelzvezd.ru/chuvstva-ili-razum/
- https://www.infoniac.ru/news/Moral-nye-dilemmy.-A-kak-postupite-vy.html
- https://azbyka.ru/deti/logicheskie-i-zanimatelnye-zadachi