Консультация для педагогов на тему «Работа с неблагополучными семьями. Насилие над детьми»

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Профессия — педагог


ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Существует много теорий, которые пытаются объяснить жестокое обращение с детьми их родителями или другими взрослыми людьми. Основная суть их сводится к тому, что насилие, как правило, является результатом комплекса различных причин, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна. Существует также понятие психологических факторов риска или групп риска для детей и родителей по возникновению насилия.

В группу риска родителей входят:

  • люди, которые сами подвергались насилию в детстве;
  • люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);
  • люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • испытывающие экономические и социальные трудности;
  • молодые матери (до 18 лет);
  • семьи со сложным психологическим климатом.

В группу риска детей входят:

  • дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью, что зачастую приводит к фрустрации матерей и проявлению жестокого физического обращения с их стороны; согласно статистическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни;
  • дети с физическими и психическими отклонениями; у ряда родителей дети, имеющие видимые физические отклонения, умственную отсталость или другие выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии; есть статистические данные, которые показывают, что процент жестокого обращения в популяции умственно отсталых детей составляет от 20% до 40%;
  • дети с гиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка, однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является результатом жестокого обращения с ними.

РАЗЛИЧАЮТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:

  • Эмоциональное (психологическое) насилие.
  • Физическое насилие.
  • Сексуальное насилие.
  • Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ

– это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, как правило, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, как правило, игнорируется взрослыми, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями. К психологическому насилию можно также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества.

Выделяют 6 ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, приводящих к эмоциональному насилию:

  • Отказ родителей от детей.
  • Изоляция детей: а) эмоциональная, б) физическая.
  • Запугивание.
  • Постоянные оскорбления.
  • Игнорирование.
  • Развращение детей.

Эмоциональное насилие, несмотря на то, что обывателю кажется этот вид насилия наиболее легким, на самом деле оставляет иногда более глубокий след в жизни человека, чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

- Это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.

Жестокое обращение с детьми может иметь различную природу. Бывает как бы вынужденным - родители не справляются с ребёнком, "вынуждены" прибегать к физическим наказаниям. Может носить случайный характер. Нередко связано с тяжелыми психическими заболеваниями взрослых.

В мировой литературе есть работы, указывающие на непосредственную связь между алкоголизмом и детским "травматизмом". Так, у детей, матери которых имели проблемы с алкоголем, риск серьезных травм, в том числе в результате жестокого обращения, в 2,1 раза выше, чем у детей непьющих матерей. В семье, где оба родителя алкоголики, этот риск увеличивается почти втрое.

И, наконец, последняя причина, о которой хотелось бы сказать. Так называемая семейная эстафета жестокости. Она передается из одного поколения в другое и является "эталоном" отношений в семье. Иногда и сами дети провоцируют жестокость взрослых и словами, и действиями. Одна агрессия накладывается на другую, а проигравшей стороной все равно остается ребёнок.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ – это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

СИМПТОМЫ  И ДИАГНОСТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Внешние показатели:

  • Порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье.
  • Трудности при ходьбе и сидении.
  • Жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль.
  • Опухоль или раздражение в области половых органов.
  • Синяки на внешних половых органах.
  • Кровотечение из половых органов.
  • Выделение из половых органов.
  • Гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.
  • Следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.

Распознать сексуальное насилие очень трудно. Во-первых, свидетельства бывают очень редко, во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия. Поэтому огромное значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить.

Для своевременной диагностики сексуального насилия большое значение имеют часто проводимые медицинские обследования, во время которых нужно обращать внимание на внешние признаки насилия, описанные выше. Особое значение при сборе анамнеза имеет описание семьи, т.к. инцест чаще всего встречается в дисфункциональных и антисоциальных семьях. Также нужно серьезно насторожиться, если ребёнок сам говорит о насилии. Дети крайне редко сочиняют такие вещи, и, если он говорит об этом, скорее всего он говорит правду. Также о возможном насилии могут сообщить соседи, родственники и другие люди.

Сексуальные темы во время игры, рисования, в разговоре, сексуально окрашенное поведение могут указывать на перенесенное насилие. Чрезвычайная осведомленность и вопросах секса также подтверждает возникшее подозрение.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ — это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.

В данном случае речь идёт о семьях, где детей недостаточно кормят или пищу готовят непригодным способом (например, грудным детям дают плохо обработанную, не протертую пищу), где детей одевают не по погоде, где ребёнка игнорируют и не проявляют к нему должного внимания, не заботятся о здоровье ребёнка, не выполняют медицинских рекомендаций, не отдают по возрасту ребёнка в школу, а если он всё-таки начал посещать школу, практически не интересуются его успеваемостью, не контролируют посещение школы. К вариантам пренебрежительного отношения относятся случаи, когда маленького ребёнка отпускают гулять одного в вечернее время или рядом с проезжей частью. А также когда ребенок из-за небрежности взрослых может выпить оставленное без присмотра сильнодействующее лекарство, опрокинуть на себя горячую воду, выпасть из окна многоэтажного дома или получить сильный удар электричеством.

СИМПТОМЫ И ДИАГНОСТИКА ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ДЕТЬМИ

Пренебрежение физическими нуждами ребёнка

Внешние показатели и поведенческие реакции: Очень худой или очень толстый ребёнок. Из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым. Может быстро прибавлять в весе, пока находится в больнице. Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты. Грудной ребёнок "ищет еду" губами. Мать забывает кормить или не хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту. Жадно ест, когда предлагают. Опрелости у грудных детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования. Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.

Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка

Поведенческие и эмоциональные реакции: Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания, он перестает просить у них помощи и старается как можно реже обращаться к ним. Неласковый ребёнок. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют). Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими. Ребёнок, испытывающий чувство одиночества. Несчастный ребёнок. Ребенок часто находится запертым один дома.

Пренебрежение поддержанием и восстановлением здоровья ребёнка:

  • Ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.
  • Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей.
  • Не проводят обследования ребёнка.
  • Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.

Пренебрежение получением ребёнком образования:

Внешние показатели и поведенческие реакции: Задержка психического развития и речи. Ребёнок пропускает школу или часто опаздывает. Ребёнок пропускает школу по причине того, что смотрел за другими детьми. У ребёнка может быть «школьный невроз» из-за страха перед школой и отсутствия помощи родителей. Всегда невыполненные домашние задания. Родители не бывают в школе и не интересуются успеваемостью ребёнка.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ

Родительские дети, лишенные внимания, любви и заботы родителей находятся в условиях множественной депривации.

Депривация — это нехватка чего-либо жизненно или психически важного (необходимого) для субъекта в достаточной мере или в необходимом количестве (Каган В.).

Отсутствие поддержки семьи в сочетании с неподготовленностью к школе быстро приводит детей к школьной неуспеваемости и к негативному восприятию школьного процесса вообще.

ДЕТИ-ЖЕРТВЫ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ: КАК РЕАГИРОВАТЬ?

Значительная часть случаев жестокого обращения с детьми, к сожалению, совершается в семьях. Это насилие наиболее скрыто и трудно выявляемо.

Не оставлять подобные случаи без внимания – не только моральный долг педагога, но и его юридическая обязанность. В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательные учреждения в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также информировать:

орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и/или вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия.

В силу п. 3 ст. 56 Семейного кодекса, «должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.»

Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.

КАК РАСПОЗНАТЬ ФАКТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ?

Итак, основные признаки поведения детей, подвергшихся насилию в семье, либо находящихся в ситуации заброшенности, могут быть следующими:

  • Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие). Основные типы травм: на теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов или костей травматического характера; на голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах. 
  • Частые жалобы на боль при отсутствии явных повреждений.
  • Буйное и агрессивное поведение или, напротив, замкнутость, боязливость, страх перед взрослыми.
  • Признаки физической и психической запущенности: постоянный голод, неопрятный вид, эмоциональные расстройства, трудности в обучении, пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, признаки отсутствия медицинской помощи.
  • Плохая посещаемость уроков, систематическая не подготовка домашних заданий, постоянная усталость и сонливость.
  • Нежелание идти домой, отсутствие поиска защиты у родителей в критические для себя моменты.
  • Длительно сохраняющееся подавленное состояние, высокий уровень тревожности.
  • Склонность к уединению, проблемы социализации и т.д.

Среди признаков поведения родителей, свидетельствующих о жестоком обращении с детьми, выделяют:

  • Несоответствие состояния ребенка его описанию родителем.
  • Необъяснимая отсрочка в обращении родителей за помощью в лечебное учреждение.
  • Попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба.
  • Отказ от посещения ребенка в стационаре.
  • Неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ребенка и т.д.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПЕДАГОГУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК РАССКАЗАЛ ЕМУ О СЛУЧАЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАСИЛИЯ

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком  обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.

Прежде всего, следует наедине тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что ребенок сразу расскажет о факте насилия. Нужно заслужить его доверие и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту.

Педагогу необходимо иметь в виду следующее:

  • Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться этой тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируйте ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.
  • Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
  • Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего поступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан.
  • Проявите внимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.
  • Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам попросит вас сохранить тайну, отнеситесь к этому с пониманием.
  • Объясните ребенку, что существует возможность прекратить случаи жестокости и насилия с помощью других людей и что это нужно сделать в интересах как самого ребенка, так и человека о котом идет речь.
  • В отдельных случаях можно предложить ребенку вернуться к этому разговору через некоторое время, пообещав сохранить его в тайне.
  • Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Имейте в виду, что вы, возможно, являетесь единственным взрослым, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и, если не в силах помочь ему сами, обратитесь за помощью к другим – медикам, психологам и т.д.

Если ребенок говорит об этом в классе иди группе детского сада, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему. Затем организуйте разговор с ним наедине.

В случае, если ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, лучше всего занять следующую позицию:

  • Реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся).
  • Дать понять ребенку, что проблема ясна («Молодец, что ты рассказал об этом – это очень важно»).
  • Оградить ребенка от реакции и участия других детей («Это сложная проблема и попытаемся решить ее вдвоем»).
  • Постараться уделить ребенку максимум внимания.

ПРОЦЕДУРА СООБЩЕНИЯ:

  1. В первую очередь, ребенок, пришедший в образовательное учреждение с телесными повреждениями, должен пройти осмотр медицинским работником для того, чтобы определить, может ли ребенок в таком состоянии заниматься в школе и не требуется ли ему немедленная медицинская помощь. Одновременно телесные повреждения ребенка фиксируются в медицинской документации.
  2. О предположительном факте насилия следует сообщить директору школы путем направления служебной записки.
  3. Директор обязан сообщить о данном факте в орган опеки и попечительства и/или орган внутренних дел (см. выше). При отсутствии на месте руководства школы, педагогу следует самостоятельно сообщить в указанные органы о данном факте.
  4. Следует планировать свои действия совместно с сотрудниками органа опеки или полиции. Нужно выяснить, собираются ли они приехать в школу или домой к ребенку и в какое время, а также выяснить у ребенка, хочет ли он, чтобы с ним находился кто-то из взрослых при разговоре с представителем компетентного органа. При планировании действий следует проявлять особую деликатность, поскольку если факт насилия не будет доказан, а ребенок за свое заявление подвергнется еще большему насилию со стороны агрессора, это заставит его полностью потерять веру в возможность выхода из ситуации. Постарайтесь «не выдавать» ребенка – агрессор, по возможности, не должен знать, что информация исходила от него!
  5. Орган опеки должен провести немедленное обследование условий жизни ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.
  6. Если факт жестокого обращения подтвердится, информация об этом, вместе с имеющимися документами, направляется в органы внутренних дел. Орган опеки также вправе осуществить отобрание ребенка у родителей и инициировать дело об ограничении или лишении родительских прав.
  7. В силу п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители не вправе представлять интересы своих детей, В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Поэтому, если законный представитель ребенка является агрессором, компетентный орган должен определить, кто будет представлять интересы ребенка.
  8. Ребенку – жертве насилия потребуется особая поддержка со стороны педагогов, психологическая помощь и постоянный последующий контроль за ситуацией в семье. Вероятно, ребенка в семье будут подвергать преследованию за то, что он сообщил о факте насилия. Чтобы избежать этого потребуется совместная работа школы, комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и правоохранительных органов.

Презентация