Мир совершенствуется каждый день, изобретая и открывая что-то новое. Желание узнавать приносит человеку больший успех, нежели просто созерцание происходящего. Интерес ко всему новому развивается из детского опыта, когда обучение хоть и сложное, но, как правило, интересное и увлекательное.
Передо мной встала задача научить детей самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию из окружающей среды, научить работать в команде, развивать умение результаты собственной деятельности.
Для этой цели мною были разработаны дидактические игры с использованием кусочков ткани различной формы с пришитыми пуговицами.
Выйдя из-за парт, дети почувствовали себя более свободно, ведь они оказались в привычной для них обстановке. Геометрические фигуры из ткани напомнили им «одеяло для кукол», «платочки», «ковер самолет». Пришитые пуговицы заинтересовали детей цветом и формой.
Цель: совершенствовать умение счета в пределах 10,понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать число в пределах 10.
Задачи:
В области «Познания»:
- продолжать закреплять понимать независимость числа от формы и цвета предметов;
- закреплять умение понимать отношения между числами;
- закреплять умение составлять число десять из двух меньших;
- закреплять знания о геометрических фигурах.
В области «Коммуникации»: закрепить названия математических действий, цифр, направлений (слева, справа, налево, направо и т.д.).
В области «Социализации»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ, работать в коллективе.
Активизация словаря: Предыдущее число, последующее число, плюс, равно, состав числа, числовой ряд, «соседи» числа.
В области «Физическое развитие»: укреплять мышечный корсет, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Категория возраста: дети 6-7 лет.
Демонстрационный материал: карта, сундук с подсказками, игрушки: белка, заяц, волк, снеговик.
Раздаточный материал: коврики геометрических форм с пуговицами, мешки с орехами.
Предварительная работа: знакомство с «ковриками» и дидактическими играми с их использованием, закрепление знаний о составе чисел.
Ожидаемые результаты:
- Дети закрепят навыки счета, научатся составлять число 10 из двух меньших чисел, решат проблемную ситуацию с нехваткой геометрических фигур для задуманной постройки.
- Закрепят навыки работы в команде.
- Укрепят мышечный корсет.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент
Педагог: Ребята, вчера я встретила Деда Мороза, он был очень расстроен. Представляете, недавно слепленный, совсем неопытный снеговик потерялся, и не смог доставить письма от ребят. Чтобы успеть подготовить подарки, письма дедушке нужны уже во вторник.
Ребята, какой вчера был день недели? (понедельник)
А сегодня? (вторник)
Значит, письма Деду Морозу нужны уже сегодня!
Педагог предлагает детям помочь Деду Морозу найти снеговика.
Педагог: В поиске нам поможет карта и волшебный сундук с подсказками.
Что-то сундучок не открывается…. Вспомнила, Дедушка Мороз предупреждал, что сундучок откроется, если ребята правильно и быстро назовут «соседей» числа 4, 8, 3, 5.
Дети справляются с заданием, сундук открывается. Педагог достает первую подсказку: цифра 4.
Педагог: Молодцы! Достаем наши коврики и готовимся к путешествию.
Педагог обращает внимание детей на карту.
Чтобы узнать короткий путь к снеговику, надо решить примеры и воспользовавшись подсказкой выбрать правильную дорожку.
Дети решают примеры и определяют, направление пути. Из-за ширмы появляется волк.
Педагог: Здравствуй волк, мы с ребятами ищем потерявшегося снеговика. Ты случайно не знаешь, куда он пошел?
Волк. Видел я вашего снеговика, сказал, что пойдет направо. А где право, где лево, я не знаю.
Педагог: Не расстраивайся, мы с ребятами сейчас тебя быстро научим.
Дети встают возле ковриков и передвигаются в заданном педагогом направлении: за фигурой, перед фигурой, на фигуру и т.д.. Наступая на коврик, осуществляется массаж детских стоп.
Волк благодарит детей и отдает подсказку. Цифра 7.
Дети решают следующие примеры и определяют, направление пути. Из-за ширмы появляется заяц.
Заяц: Бегу…бегу…
Педагог: Здравствуй зайчик! Мы с ребятами помогаем Деду Морозу отыскать снеговика! Ты случайно его не видел?
Заяц: Видел, он мне даже подарок подарил, разные геометрические фигуры, только вот как играть с ними я не знаю.
Педагог: Зайчик, из геометрических фигур можно выложить разные предметы. Мы тебя сейчас научим!
Дети делятся на команды по цвету пуговиц, выбирают командира и выкладывают задуманное. При выполнении задания дети решают проблемную ситуацию с нехваткой геометрических фигур для постройки.
Педагог обсуждает с детьми, что они выложили, количество использованных фигур, как они справились с нехваткой фигур для постройки.
Зайчик: Спасибо ребята, побегу скорее играть.
Зайчик отдает следующую подсказку: цифра 3. Дети решают примеры и определяют направление пути.
Педагог: Слышите ребята, как шуршат мышата, это они свои запасы пересчитывают. Давайте и мы с ними поиграем.
Физкультминутка под музыку
Автор: Марина Соколова «Десять сереньких мышат».
Движения выполняются в соответствии со словами песни.
Педагог: Ребята а я знаю, еще одну игру в которую очень любят играть мышки.
Превратим наши пуговички в зернышки, и спрячем их.
Дидактическая игра «Угадай на ощупь»
Дети прячут пуговицы, меняются местами и стараются на ощупь определить количество пришитых пуговиц на ковре.
Педагог дает детям следующую подсказку. Цифра 9.
Педагог: Кто же нам подскажет следующую цифру?
Педагог загадывает детям загадку, после правильного ответа достает из сундука картинку с нарисованной белкой.
Живет в лесу, дом называется дупло, сушит на веточках грибы и любит орехи. (Белка.)
Из-за ширмы выглядывает белка.
Педагог: Здравствуй белочка! Мы с ребятами ищем потерявшегося снеговика. У него письма для Д.М. Ты его случайно не видела?
Белка: Некогда мне тут с вами болтать, я вот думаю, как мне 10 орехов в 2 кладовки разложить! Если я 4 ореха положу в одну кладовку то, сколько же мне надо положить во вторую, чтобы всего их стало 10? А если я, 7 орехов положу в одну, сколько же тогда надо во вторую?
Совсем запуталась.
Педагог: Белочка, а давай мы с ребятами подскажем тебе, как можно составить число десять из двух меньших чисел.
Дидактическая игра «Доложи орешки»
Дети выкладывают на коврик нужное количество орехов из мешочка. Выполняется опрос детей, из каких двух меньших чисел можно составить число 10.
Ребята, превратим наши волшебные пуговицы в орехи, и подумаем, сколько еще нужно доложить орехов, чтобы всего их стало 10.
Белочка отдает следующую подсказку. Цифра 5.
Дети решают пример и находят снеговика. Педагог спрашивает детей, чему они сегодня научились.
Педагог: Ребята, вы такие молодцы! Давайте снеговика поставим под елочку, вечером Дедушка Мороз заглянет к нам в группу и заберет письма, чтобы приготовить подарки всем ребятам.