Конспект непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия – Родина моя»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Профессия — педагог


Цели и задачи: Знакомить детей с историческим прошлым русского народа. Расширять представление детей о оружие и доспехах воинов. Вызвать интерес к изучению истории Отечества, к прошлому наших предков. Воспитывать чувство патриотизма, стремление подрожать героям нашей Родины. Развивать творческие способности детей. Воспитание любви к своему Отечеству, Родине. Пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.

Материалы и оборудование: Глобус, карта России, конверты с буквами для слова Россия, клей-карандаш, зеленые полоски из бумаги, заготовки для изготовления конуса, черные фломастеры, ноутбук, показ сладов герба, флага России, одежды, боевые доспехи, оружие защитников древней Руси,Три Богатыря, дерево березы. Дерево березы, ленточки, кочки, историческое лото, музыка: Гимн России, колокольный звон, Священная война.

Ход занятия

Входят дети: приветствие:

Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг, 
Я – твой друг и ты – мой друг. 
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте о чем говориться в ней:

Шар земной передо мной
Не такой уж он большой
Я его верчу рукой
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой
Точка – город мой родной.

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно. А что такое глобус? (показывает глобус)

Дети: Модель планеты Земля.

Воспитатель: Какая удивительная планета Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Как называется наша страна? (рассматриваем карту России)

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. У нашей страны удивительно красивое и звучное имя – Россия.

А давайте ребята, соберем из букв слово - название нашей страны (Россия) (на столе лежат конвертики с буквами на каждого ребенка).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

- У любой страны есть три отличительных символа, в том числе и у России. Какие, подскажите, ребята?

Дети: Гимн, герб, флаг.

Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (слайд  флага)

Дети: из белого, синего и красного.

Воспитатель: Что означает каждый цвет?

Дети:

  • Белый – он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
  • Синий - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верит ей.
  • Красный – цвет силы, это кровь людей пролитая за Родину.

Воспитатель: А что герб наш расскажет? (слайд  герба)

Ребенок:

У России величавый
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.

Воспитатель: Ребята, а мне интересно, сумеете ли Вы найти герб и флаг нашей страны (на столе лежат картинки с изображениями гербов и флагов разных стран)

Молодцы, ребята.

Воспитатель: Символом России является так же - Гимн.

Гимн России - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а так же во время спортивных соревнований, при награждении наших спортсменов медалями за победу.

Слушают Гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают.

Давайте и мы с вами встанем и послушаем песню нашего Государства - Гимн России.

Слушают часть гимна России.

Воспитатель: Как вы думаете, какая по характеру музыка?

Дети: Торжественная, Величавая.

Воспитатель:  Ребята, а в старину  наша страна называлась не Россия, а Русь, Русская земля. Славилась она своими Богатырями. Назовите, ребята каких вы знаете русских богатыре?

Дети:: Илья  Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Звучит колокольный звон.

Воспитатель: На Руси колокольный звон звучал не только на праздники, а также предупреждал о беде, пожаре, о нападении врагов.

Ребенок:

Вечерняя тает заря.
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они!
И гордо стоят на страже
Нашей родной земли!

Воспитатель: А как вы понимаете слово богатырь (силач, воин, борец).

А кого можно назвать богатырем (смелого, храброго, доброго, сильного).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам богатыри что то принесли. Какое-то послание.

Сейчас посмотрим (читает)

"Всем православным христианам, всякого звания людям!
Готовить оружие и доспехи богатырские.
Враги и с запада и с востока
Грозят нашей Родины и хотят ее захватить"

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем? Нам нужно подготовиться.

Физкультминутка «Зоркий дозор»

Дружно встали – раз, два, три-
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Рассматривание одежды, боевые доспехи, оружие защитников древней Руси (слайды) и вопросы: Зачем были нужны воинам щит, кольчуга, шлем.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним оружие и доспехи богатырей.

Игра "Историческое лото"

Детям раздаются карточки. Дается описание, дети поднимают соответствующую картинку и называют.

1. Ее надевали, идя в бой. Это одежда из металлических колец, не мешала в бою, а надежно защищала владельца от ударов (кольчуга)

2. Он нужен для того, чтобы оберегать голову владельца от ран. (шлем)

3. Воин закрывается им наподобие стены. Бывает различной формы, из железа или дерева, на руке крепится шнурами. (щит)

4. Состоит из клинка и рукоятки. Был военным и государственным Символом Руси. (меч)

Воспитатель: Чтоб быть сильными и ловкими богатыри устраивали и состязания между собой.

Давайте и мы с Вами покажем какие мы сильные и храбрые. Раньше, ребята, не было столько городов, а были болота, поля и непроходимые  леса и  воинам приходилось переходить их. Давайте и мы с вами посоревнуемся и попробуем перейти  болото.

Эстафета для детей: Кто пройдет по кочкам и не упадет в болото.

Воспитатель: Вот какие молодцы и защитники. Ребята, а в наше время на Россию тоже напали враги в 1941 году. А что это было за событие?

Дети: Великая Отечественная война.

Воспитатель: А кто напал на нашу Родину?

Дети: немецкая армия во главе с Гитлером.

Воспитатель: А что они хотели, ребята?

Дети: Они хотели завоевать весь мир. (музыка Священная война)

Ребенок (одет в солдатскую форму):

Сигнал тревоги  над страной.
Подкрался враг, как вор ночной.
Фашистов черная орда 
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)

Воспитатель: Да, ребята, это была страшная война. В ходе ее полегло много наших солдат. В России, в Москве есть много памятников этим героям. Давайте, назовем их слайды памятников.

Дети: Памятник Неизвестному солдату, Памятник победы на Поклонной горе, памятник Георгию Жукову и т.д.

Воспитатель: благодаря этим героям мы живем с Вами в счастливой стране. Напомните, ребята как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: А еще, ребята, у нашей страны есть дерево - символ. Как Вы думаете, какое это дерево?

Дети: Березка.

Воспитатель: А давайте, с Вами поводим хоровод нашей Березке. (слайд с березкой)

Дети водят хоровод: Во поле березка стояла. (1 куплет). (в середине круга девочка в костюме березки)

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем для наших гостей, на память о нашем занятии символ нашей страны: березку.

Продуктивная деятельность детей: Березка. Дарят дети свои работы гостям.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили. Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

Воспитатель: И на прощанье, ребята, давайте с Вами завяжем ленточки на нашей березке, как это делали наши предки на Руси с пожеланиями: я желаю нашей стране – процветания…. Дети продолжают. (повязываем ленточки на дерево с пожеланиями) Можно пригласить гостей сделать это.