Рабочая программа учебного курса географии для 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(ФГОС ООО);
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Образовательная программа МОУ СОШ №36 г Ярославля;
- авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011;
- Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Нормативно-методическими документами и материалами, регламентирующими деятельность учителя географии общеобразовательных школ Ярославской области;
Авторская рабочая программа на изучение географии в 6 классе отводит 35 часов (1 час в неделю, из них 5 ч. – резервное время).
Все темы и разделы базовой и примерной программы оставлены без изменений.
В целях лучшего усвоения курса географии 6 класса в данной рабочей программе за счет резервного времени (5 ч.) увеличен объем на практические задания следующих тем: «Гидросфера - водная оболочка Земли» (1 ч.), «Атмосфера - воздушная оболочка Земли» (1 ч.), и 1 час отведен на повторение, закрепление и подведение итогов учебного года и 1 час используется как резервное время, учебный год рассчитан на 34 учебные недели, а не на 35,как по авторскому планированию. Итого: 34 часа.
В рабочую программу перенесены из Примерных программ Стандарта 2004 года практические работы, т.к. в авторской программе они не обозначены.
Объем изучаемого материала согласно требованиям ФГОС сохранен, учтены все элементы обязательного минимума образования.
В рабочую программу внесен перечень практических работ по каждому разделу (см. раздел «Содержание тем учебного курса»: 10 практических работ, из них оценочных (обязательных – 5) и тренировочных – 5.
География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамики главных природных, экологических, социально-экономических ,политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территории.
1. Цели изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
- показать школьникам географию как комплексный предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.
- А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
2. Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, уроки актуализации знаний и умений, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
3. Механизмы формирования компетентности обучения.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой, а также работа с электронным приложением учебника. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями, проектами, компьютерными программами, презентациями, медиаресурсами.
На уроках географии школьники создают модели, проекты: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
4.Форма контроля.
Тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды, выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений, моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах, соблюдения норм поведения в окружающей среде;
- оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Место курса географии в Базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5-9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 280, из них по 35 (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7-9-х классах.
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- комплексного представления о географической среде как о среде (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях.
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующих и развивающихся по определенным законам;
- умение ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими ,экологическими ,демографическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Содержание тем учебного курса География Земли
Тема 1. Гидросфера - водная оболочка Земли. (11 ч + 1ч )
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движения вод в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значениеи хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практические работы:
- Описание по карте моря.
- Обозначение на к.карте объектов гидросферы.
- Описание по карте ГП реки.
- Описание озера по плану Обозначение на к.к. крупных озер. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с др. оболочками Земли.
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (10 ч + 1 ч)
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практические работы:
5. Ведение дневника погоды.
6. Построение и работас графиками хода температур.
7. Построение розы ветров.
8. Решение практических задач с использованием информации о показателях погоды.
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли. (3 часа)
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром какспособ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Практические работы:
9. Описание растений и животных своей местности.Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.
Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 часов).
Географическая оболочка. Строение, свойства и закономерности, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка - крупный природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практические работы:
10. Защита проектов положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт.
V. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
Теоретические |
Практические |
|||
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли |
12 |
8 |
4 |
|
1 |
Состав и строение гидросферы |
|
1 |
|
2 |
Мировой океан, его части. Жизнь в океане |
|
0.5 |
0.5 |
3 |
Мировой океан |
|
1 |
|
4 |
Решение практических задач по карте. |
|
0 |
1 |
5. |
Воды океана. |
|
1 |
|
6. |
Реки Земли. Как устроены реки |
|
1 |
|
7. |
Реки. Как работают реки |
|
0.5 |
0.5 |
8. |
Озера и болота |
|
1 |
|
9. |
Урок-практикум «Источники пресной воды» |
|
|
1 |
10. |
Подземные воды и ледники |
|
1 |
|
11. |
Гидросфера и человек |
|
1 |
|
12. |
Обобщение по разделу «Гидросфера-водная оболочка Земли» |
|
|
1 |
|
Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли |
11 |
7.5 |
3.5 |
13. |
Состав и строение атмосферы |
|
0.5 |
0.5 |
14. |
Тепло в атмосфере |
|
1 |
|
15. |
Суточный и годовой ход температуры воздуха |
|
0.5 |
0.5 |
16. |
Атмосферное давление |
|
1 |
|
17. |
Ветер |
|
0.5 |
0.5 |
18. |
Влага в атмосфере. |
|
1 |
|
19. |
Атмосферные осадки |
|
1 |
|
20. |
Погода и климат |
|
1 |
|
21. Урок-практикум «Наблюдение за погодой» |
|
|
1 |
|
22. |
Атмосфера и человек |
|
1 |
|
23. |
Обобщение по разделу «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» |
|
|
1 |
|
Тема 3. «Биосфера – живая оболочка Земли» |
3 |
2.5 |
0.5 |
24. |
Биосфера |
|
1 |
|
25. |
Почва как особое природное образование |
|
1 |
|
26. |
Размещение растений и животных на Земле |
|
0.5 |
0.5 |
|
Тема 4. «Географическая оболочка Земли» |
6 |
4 |
2 |
27. |
Свойства и закономерности географической оболочки |
|
1 |
|
28. |
Природные комплексы |
|
1 |
|
29. |
Природные зоны |
|
1 |
|
30. |
Культурные ландшафты |
|
1 |
|
31. |
Влияние человека на ландшафт |
|
|
1 |
32. |
Обобщение по разделам «Биосфера – живая оболочка Земли» и «Географическая оболочка» |
|
|
1 |
33. |
Обобщение по разделу «География Земли» за курс 6 класса |
1 |
|
|
34. |
Резерв времени. |
1 |
|
|
|
Итого |
34 |
22 |
10 |
Требования к уровню подготовки учащихся (результаты освоения курса географии)
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развитии.
Учащийся должен обладать:
- Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Опытом участия в социально значимом труде;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семье
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера,
- формулировать и аргументировать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6 классы
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-е классы
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД: 5–6 классы
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Предметными результатами изучения курса географии 6-х классов являются следующие умения:
- объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
- называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
- приводить примеры форм рельефа дна Мирового океана;
- определять по карте глубину морей;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- составлять краткую характеристику климатического пояса, моря, реки, озера по плану;
- описывать погоду и климат своей местности;
- называть и показывать части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- называть меры по охране природы;
- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
- приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
- составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Класс | ч/нед |
Реквизиты программы |
УМК ученика |
УМК учителя |
6 |
1 |
1.Федерального государственного образовательного стандарта; |
1.Академический школьный учебник. География. 5-6 классы М.: Просвещение, 2013. А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладкий. |
1. Академический школьный учебник. География. 5-6 классы М.: Просвещение, 2013. А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладкий. |
Дидактический материал
Оборудование и приборы
- Комплект плакатов «Земля»
- Глобус географический
- Комплект географических таблиц
- Плакаты путешественников
- Коллекция «Почва и ее состав»
- Электронные географические
- Карты:
Российская Федерация |
Российская Федерация. Социально-экономическая |
Россия географическая |
Россия физическая |
Австралия и Океания |
Австралия и Новая Зеландия |
Агроклиматические ресурсы России |
Африка/Западная Европа |
Африка политическая |
Африка физическая |
Государства Европы |
Евразия |
Евразия/Австралия и Новая Зеландия |
Европа физическая |
Зоогеографическая |
Месторождения полезных ископаемых |
Мира политическая |
Мира физическая |
Природные зоны России |
Северная Америка политическая/Северная Америка физическая |
Тектоника и минеральные ресурсы России |
Центральная и Восточная Азия |
Юго-Западная Азия |
Юго-Восточная Азия |
Южная Америка политическая |
Южная Америка физическая |
Карта мира политическая |
Карта мира физическая |
Климатическая карта мира |
Климатическая карта России |
Физическая карта полушарий - начальная школа |
Физическая карта полушарий средняя школа |
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Видеомагнитофон
- Телевизор
- Коллекция учебных презентаций
- Учебные плакаты (32 шт.)
Приложение (календарно-тематическое планирование уроков географии 6 класс)